Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физкультурно-оздоровительному развитию детей № 40 «Кораблик»
г. Николаевска – на – Амуре Хабаровского края.
Ранний возраст – успешная стартовая платформа развития ребёнка.
«Бизиборд – «Чудо-доска»
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Варченко Татьяна Вениаминовна
2020 г
Актуальность темы:
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое.
Раннее детство – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования видов деятельности.
В нашем саду создана Служба ранней помощи «Карапуз» для детей от 2 мес. до 3-х лет. Родители обращаются за консультацией по вопросам развития детей.
Проблемы, с которыми сталкиваются родители - сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей, задержка в развитии речи и пр.
Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Не так давно в Японии был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали разговаривать.
Логопеды бьют тревогу – число ребятишек с речевыми патологиями растет в геометрической прогрессии.
Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Именно поэтому, сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков, конструкторов и других игровых материалов, предназначенных для детей раннего возраста.
Работая в группе раннего возраста (2 мес.–3 года), мы отмечаем у детей наличие интереса к игровой предметно-манипулятивной деятельности, как главной в раннем детстве.
Детское любопытство зачастую заканчивается поломанными вещами или, что значительно хуже, проблемами со здоровьем у ребенка – чего стоит только извечное стремление засунуть пальцы в розетку! Однако бизиборд именно для этих целей и создан – он абсолютно безопасен, но при этом дает малышу все возможности для исследования окружающего мира.
Доска для детей бизиборд не имеет каких-то возрастных ограничений. Малыш может увлеченно передвигать костяшки на счётах или пытаться попасть вилкой в розетку и в полгода, находясь у мамы на руках. И, как показывает практика, со временем дети не теряют интерес к развивающей панели. Заниматься с бизибордом можно до самой школы, тренируя навыки, которые пригодятся в быту, и развивая зоны мозга, отвечающие за речь.
Мы пригласили родителей на мастер-класс «Бизиборд своими руками». Родители активно приняли участие в совместной коллективной работе (рис. 1).
При создании дизайна развивающей доски предусмотрена полезность каждого элемента. Наш бизиборд стал пополняться всевозможными деталями, которые родители с удовольствием приносили к нам в группу: – замочки и ключики – разноцветные шнурки – включатели – липучки и пуговицы – прищепки – колокольчик – розетка и вилка – телефон – бусы – зеркало – объемные фрукты. Каждый родитель вносил свою лепту в создание пособия и каждый старался сделать бизиборд интересным, полезным и красочным для детей. Наше плотное сотрудничество помогло нам узнать интересы не только детей, но и родителей: кто-то вспоминал о тех играх и игрушках, в которые они играли в детстве. Родители не просто общались друг с другом, а делали своими руками пособие для детей. Бизиборд стал главным игровым центром для детей. Они с удовольствием подходят к бизиборду и выполняют различные игровые действия с бытовыми предметами, легко доступными для них в детском саду (рис. 2, 3, 4, 5).
Задачи бизиборда
Главная задача бизиборда – дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие.
Также есть и ряд других целей, заложенных в бизиборды.
Это развитие:
- мелкой моторики и памяти. Благодаря наличию множества мелких деталей мозг ребенка активно развивается.
- координации движений. Эту функцию выполняют дверные цепочки, защелки, шнуровки, шестеренки, молнии, прорези - «змейки». Ребенок учится управлять руками и направлять движения правильно, чтобы достичь цели – застегнуть молнию, привести фигурку по змейке в нужное положение и пр.
- логики. Здесь работают дверцы, магнитные лабиринты, фонарики, шестеренки. Развивается понимание последовательности действий: нажал кнопку – фонарик загорелся, поднес магнитную ручку – шарик потянулся за ней, открыл замок - открыл дверку – нашел картинку.
- усидчивости. Малышу трудно сосредоточить внимание надолго, а благодаря бизиборду он может заниматься его изучением до получаса.
- воображения. Ребенок придумывает множество вариаций работы с тем или иным оборудованием.
- когнитивной функции. Это:
1) Изучение цвета. В оформлении бизибордов используются различные яркие цвета, которые легко запоминаются. Так же на досках используются модули с сортерами по цветам.
2) Изучение форм. Во многих деталях и модулях развивающей игрушки используются геометрические фигуры, которые легко изучить не только визуально, но и тактильно.
3) Первые буквы и цифры. Ребенку легче воспринять понятие цифр благодаря счетам и другим элементам. В бизибордах нередко используются буквы, которые ребенку так же легче запомнить на ощупь.
4) Базовые знания о мире. В модулях развивающих досок используются картинки с фруктами и овощами, животными, транспортом.
Результаты
Занимаясь с бизибордом каждый день, дети получают массу положительных эмоций. А достижения результата во время игры – это большая радость для нас и родителей. На практике мы поняли, что бизиборд является достаточно результативной системой при обучении детей в игровой форме. Игра дает результаты: дети очень любознательны, проявляют собственную активность, овладевают необходимыми умениями и навыками, ребята спокойны и заняты, с большим удовольствием играют самостоятельно, им интересно!
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия. Используя в работе бизиборд, мы даём возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу – включиться в активное сотворчество и содействие с воспитанниками, тем самым, расширять и пополнять свои профессиональные компетенции.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизиборда у наших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием (рис. 6).
Приложение
Рис. 1. Участие родителей в создании бизиборда.
Рис. 2, 3, 4, 5. Очень занимательна и интересна «Чудо-доска» для малышей!
Рис.6 «Давай познакомимся! Хочешь, я научу тебя завязывать шнурочки!»
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат