Кузнецова Т.Н.
преподаватель
технологий СП
отличник ПТО РФ
Почетный строитель Якутии
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ
ТЕХНОЛОГИЙ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ
Деятельность каждого человека это: во первых специфическая форма отношений к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование, где основным видом деятельности ,является труд с которым связаны другие виды человеческой деятельности ; во вторых это специфически человеческая регулируемая сознанием активность порождаемая потребностями человека и направленная на познание и преобразование им внешнего мира и прежде всего самого себя. Элементами деятельности являются, как правило, ценности, идеи, значение и назначение изучаемых материалов профессионального курса, являющиеся наиболее общим руководящим началом деятельности и определяющие общий характер ее реализации и форму конечного продукта.
Интенсивное развитие условий в обществе выдвигают повышенные требования к качеству подготовки и профессиональному развитию специалистов в высших И СРЕДНИХ учебных заведениях. В основе обучения выделяют три основных элементов, а именно:
*знание, накопленные изучением технической литературы;
*умение, способностью правильно излагать свою мысль;
*профессиональные навыки
Технические дисциплины отличаются от гуманитарных тем, что при их изложении приходится обращаться к терминологическому и иллюстративному материалу различного уровня, начиная от формул, схем, рисунков до графиков и баз данных.
При формировании знаний у студентов важное значение представляет умение довести необходимое знание, данные до обучающихся.
Каждый обучающимся техническим специальностям должен научиться обращаться с учебной и технической литературами, уметь обрабатывать экспериментальные данные после статической обработки, приводя их к очень высокой точности.
Важнейшей частью образования является обучение студентов самостоятельно мыслить, принимать и усваивать изложенный материал. Будущее потенциальных специалистов нашей страны в основном зависит от самостоятельных занятий студентов и компетентности преподавателей.
В течении длительного времени я работаю преподавателем технологий строительного производства Студенты, поступающие учиться в строительные учебные заведения, не всегда имеют достаточный уровень знаний образовательных дисциплин. Чтобы их заинтересовать и повысить мотивацию к обучению, стараюсь использовать на уроках разнообразные методы. Существуют два основных метода, которые мы выделяем и используем в преподавании технических дисциплин:
Инертный метод, который используется при обучении студентов всех курсов и специальностей, направленное на аудиторное прослушивание лекции, при этом студенты, занимают пассивную роль слушателей, а преподаватель является действующим лицом и управляет ходом занятия. Данный метод преподавания,, считается неэффективным, Интенсивный метод, в котором обучающиеся не пассивные слушатели, а активные участники данного занятия. В данном виде занятии преподаватель и студенты находятся на равных правах. Студенты могут задавать вопросы и вести активный диалог с преподавателем.
В Процессе обучения преподаватель должен стимулировать студентов использовать полученные знания на практике и в решении поставленных перед ними задач. Так же, важно грамотное изложение преподавателем, темы его дисциплин, а также он должен учитывать индивидуальные особенности студентов, их возраст, и степень нагрузки. Активные методы обучения являются наиболее улачными методами усвоения студентами полученной информации. Суть данных методов заключается в том ,что студент является активным участником процесса обучения. При этом деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий и поисковый характер: это систематическое наблюдение за состоянием конструк ций зданий и их элементов в процессе эксплуатации, плановые и текущие ремонты; это обеспечение безопасных условий строительно- монтажных работ и правил пожаробезопасности, исследовательский характер, который обязателен при выборе и подготовке территории площадки под строительство К активным методам относят разные дидактические игры, анализ конкретных мероприятий в случаях значительных разрушений зданий и сооружений; решение проблемных задач, так как природные климатические условия преподносят непредсказуемые ситуации: землетрясения, наводнения и другие катаклизмы и не только природные, но и технические,
В предыдущих докладах я уже делилась опытом о применении способов : ролевой игры и методов тестирования. В этой работе я расскажу ещё о двух: эвристическая беседа и использование рабочей тетради на уроках и дома.
Эвристическая беседа – один из поисковых методов, дидактическая сущность которого состоит в том, что преподаватель путём постановки перед учащимися вопросов и совместных с ними логических рассуждений приводит их к определённым выводам. Этот метод по исполнению гораздо сложнее других методов и требует более тщательной подготовки. Рассмотрим этот метод на конкретном примере: тема занятия "Каменная кладка конструкций зимой» т.е. в условиях низких температур. Метод эвристической беседы включает:
1. Расчленение материала на логически связанные части и формулировки продуктивных вопросов.
2. Расположение вопросов в соответствии с логикой материала, продумывание возможных ответов учащихся и основных выводов.
Для выполнения этой задачи нужно было связать каменную кладку в обычных условиях и необычных, разобраться в особенностях кладки при отрицательных температурах, повторить тему «Цементы» по материаловедению, из которой определяем химическую взаимосвязь цемента с водой и как нарушается эта связь, если вода замёрзла, познакомиться со способами, помогающими не замерзать воде или только сокращающие сроки замерзания.
При подготовке следует учитывать следующие требования:
- содержание эвристической беседы должно быть логически стройным, чётким
- целесообразно проводить эвристическую беседу в сочетании с другими методами (наблюдением, демонстрацией)
- решающее значение имеет правильная постановка вопросов, которые являются главным инструментом. Вопрос обязательно должен вызывать в сознании учащегося или новый вопрос или побуждать стремление устранить возникающие неточности.
Например, вопрос о гидролизе и кристаллизации гидросиликата способствует возникновению изменения поведения этих же химических элементов в условиях отрицательных температур. По своему характеру вопросы, применяемые при проведении эвристической беседы, разнообразны. Но среди них можно выделить следующие группы вопросов:
- на сравнение и сопоставление явлений, процессов, фактов;
- на выделение существенных признаков;
- на выявление умения использовать знания в экстремальных ситуациях;
- на объяснение причин;
- на выявление последовательности действия;
- на доказательство, приведение доводов и на установление связей между рассматриваемыми на данном занятии явлениях, где в качестве примера: тема занятия "Каменная кладка стен здания при обычных условиях твердения и в условиях отрицательных температур".
Требования к ответам учащихся следующие:
- это прежде всего сознательность и аргументированность
- а также самостоятельность мышления, способность отражать точность и ясность.
При ведении эвристической беседы строго выдерживается её логический план. Всё это сопровождается схемами, слайдами, таблицами, тестами, заполнением опорного конспекта. Внимание фиксируется на основных фактах и выводах.
Использование рабочей тетради на уроках технологии даёт возможность всесторонне изучить все темы по дисциплинам «Технологии отделочных работ» и «Технологии общестроительных работ».
Рабочая тетрадь – это комплекс разнообразных заданий, которые помогают учащимся усвоить учебный курс. Она включает теоретический материал и разнообразные задания.
Вместе с тем это даже не учебник, а своего рода помощник в изучении и понимании учебного материала. Прочитав в тетради краткий курс по теме, учащийся переходит к выполнению практических заданий: рассмотрению и составлению схем, решению задач, выполнению практических упражнений, самопроверке.
Рабочая тетрадь позволяет экономить время, даёт возможность для более глубокой проработки учебного материала, так как в тетрадь включены по каждой теме и цель и ожидаемый результат, задания для самоподготовки, рекомендации по изучению, этапы и способы выполнения заданий. Характер заданий, представленных в рабочей тетради, направлен на овладение учащимися знаний и умений, повышение интереса к изучаемым проблемам, проверке степени сформированности знаний. В заданиях использованы схемы, таблицы, мини – плакаты, при заполнении которых необходимо знание определённой темы. Задания рабочей тетради позволяют закрепить теоретический материал, решить производственную задачу, восстанавливают связь между изучаемой темой и ранее изученными темами, способствуют целостному восприятию дисциплины. Широкое развитие монолитного домостроения в России и в республике поставило повышенные требования к изучению дисциплины «Технология монолитного бетоностроения». Это стало существенным поводом к созданию рабочей тетради по этой дисциплине. Эта тетрадь теперь есть и очень помогает при изучении и усвоении учебного материала, а именно:
- способствует развитию и самосовершенствованию личности учащегося
- создаёт фундамент для овладения научными знаниями высокого уровня сложности на всех этапах обучения
- приводит к быстрым и качественным результатам обучения
- является постоянным стимулом к стремлению самосовершенствования, успевая за постоянным усложнением и ускорением научно – технического прогресса, и обеспечивая востребованность приобретаемого опыта и знаний на производстве
Одним из эффективных методов преподавания технических дисциплин является метод "круглого стола" . Данный метод предполагает изучение проблем профессиональной деятельности путем коллективного обсуждения. Главная цель метода- применение теоретических навыков на занятиях по учебной практике в производственных мастерских и монтажных полигонах, которые в течение семестра чередуются с теоретическими занятиями: например : после практического закрепления навыков "армирования и бетонирования железобетонной перемычки" на монтажном полигоне, в аудитории проходит обсуждение за "круглым столом " т.е. все операции и их положительные и отрицательные моменты и на что необходимо обратить особое внимание. Или это другой технологический процесс" по облицовке горизонтальных поверхностей (пола в санитарных узлах помещений) керамическими плитками ";Благодаря методу "круглого стола" студент развивает умение творчески мыслить и принимать решение; приобретает способность профессионального использования знаний в ходе учебной деятельности.
Хорошая методика преподавания обеспечивает объединение интересов, как преподавателя, так и студентов, на основе соединения необходимости изучения специальной дисциплины с позитивной мотивацией на освоение данного курса. Эффективность и качество проведения занятия по предмету определяется профессиональным талантом и методическим мастерством преподавателя. Он должен уметь в каждом конкретном случае, из всего многообразия существующих форм, методов и средств обучения, отобрать наиболее рациональные, с учетом специфических особенностей контингента студентов, личного уровня подготовки, своего практического опыта.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат