Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Стандарты изучения современной литературы в школе. Работа №29447

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Стандарты изучения современной литературы в школе
Работа:

Стандарты изучения современной литературы в школе

 

Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. Это первая проблема в преподавании литературы вообще, и в частности, современной.

Программы по литературе можно условно разделить на две большие группы. Одна, в которых для каждого класса сохранен прежний, хронологический, историко-литературный принцип организации учебного материала при определенном изменении содержания литературного образования. И другая, в основу которых положены иные принципы, например, жанровый или проблемно-тематический.

Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в школе. Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

В каждой программе представлен государственный стандарт, рекомендованный министерством образования РФ. Ему принадлежит список авторов произведений, обязательных к изучению и список, рекомендованный для выбора учащимися. С появлением новых и возвращением забытых имен стандарт меняется (1998, 2004г.). Например, в обязательное изучение внесен писатель В. Шаламов «Колымские рассказы», лирика И.А. Бродского, а в список для самостоятельного выбора учащихся внесены такие имена как Е. Носов, В.С. Гроссман, В.Ф. Тендряков.

Учителям предоставлена некоторая свобода – они решают, как именно должны изучаться предложенные тексты, они могут расширить список по своему усмотрению. В стандарт включены авторы второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, А.И. Солженицын, В.В. Быков, К.Д. Воробьев, Ю.В. Трофимов, Е.А. Евтушенко, А.В. Вампилов, А.А. Вознесенский, Н.М. Рубцов, Б.И. Окуджава, В.С. Высоцкий, В.С. Гроссман, Е. Носов, В.Ф. Тендряков и другие (на изучение не менее 3 авторов по выбору). Программы, основываясь на этом стандарте, предлагают на выбор изучение этих авторов и их произведения, но составители программ имеют право включать краткий список книг, не входящих в стандарт. Учащиеся выбирают сами, чтобы интерес к литературе сохранился в общеобразовательных и непрофильных школах.

Так, в программе Т.Ф. Курдюмовой, которой пользуется большинство учителей, рекомендованы для изучения и самостоятельного выбора современных авторов. Программа В.Я. Коровиной по представлению современных писателей не отличается от Т.Ф. Курдюмовой. В этих программах представлены авторы стандарта, литература русского зарубежья последних лет: В. Максимов, Г. Владимов, В. Аксенов, С. Довлатов, В. Войнович, Саша Соколов; мемуарная и художественная литература о тяжелых годах репрессий: О. Волков, Е. Гинзбург и другие. Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она еще не вполне является фактом научной истории литературы. Но по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения. Некоторая литература этих лет представлена в программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой предлагается углубленное изучение художественного мира писателя. Например, изучение В.В. Набокова «Приглашение на казнь», а его роман «Защита Лужина» в списках самостоятельного чтения. Там же В.П. Астафьев «Прокляты и убиты», А.А. Ким «Отец-лес», Л.Е. Улицкая «Медея и ее дети», Л.С. Петрушевская «Время – ночь», В. Славкин «Взрослая дочь молодого человека» и другие.

В программе под редакцией М.Б. Ладыгина представлена следующая литература: в 9 классе для самостоятельного чтения роман Набокова «Приглашение на казнь», в 10-11 классах - русское зарубежье Вл. Максимов, Э. Лимонов, Г. Владимиров, А.Г. Битов «Грузинский альбом», Ю.В. Давыдов «Глухая пора листопада», А. Ким «Отец-лес», Е. Носов «Красное вино победы», Солженицын «В круге первом».

В программе под редакцией А.И. Княжицкого старшая школа ориентирована на союз школы и филологии, большое значение придается изучению поэтических текстов. При изучении даются разделы и темы, развернутые рекомендации, содержания. Творчество Набокова представлено романом «Соглядатай», а творчество И. Бродского темой любви («Горение»), темой поэта и поэзии («Осенний крик ястреба»), тема империи («Письма римскому другу»). Эта программа для работы с углубленным изучением литературы гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Изучение текстов в полном объеме, а принцип изучения проблемно-тематический.

Проблемой для преподавателей литературы является то, что на изучение современной литературы по выбору рекомендовано не более 3 авторов. А иногда времени не хватает даже и на них. В лучшем случае их имена звучат в обзорных лекциях. При выборе нужно учитывать, какая программа соответствует цели преподавания литературы в современной школе.

В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира. Программа курса литературы для старших классов школы, под редакцией профессора В.Г. Маранцмана, предполагает историческое рассмотрение эпох развития искусства слова. В.Г. Маранцман предлагает программу в двух вариантах: первый рассчитан на два года (10-11кл.), а второй на три года (10-12кл.) – предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в ее социально-исторической обусловленности. Каждый из старших классов акцентирует своеобразный аспект историко-литературного процесса.

Включение в школьный курс современных произведений – чрезвычайно трудный вопрос. Ни об одном произведении современной литературы нельзя сказать, что оно – «классическое», ибо современная литература не может быть таковой по определению. Должно пройти время, литературная критика должна взвесить новаторство и традиционные элементы, отследить влияние на других писателей, должен сложиться общественный консенсус, чтобы в читательской, литературно-критической атмосфере, наконец, в общественном мнении произведение утвердилось в качестве классического.

Главная проблема, связанная с включением современных текстов, – их мгновенное устаревание. Видимо, сейчас становится актуальной работа над методикой преподавания и чтения «безбумажной» литературы. Тексты все чаще прочитываются не в книге, а на электронных носителях.

Отбирая произведения для включения в программу, можно следовать следующим принципам:

1) литературная значимость произведения, его популярность и литературно-критическая оценка;

2) репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя;

3) методическая и культурная традиция, например, необходимость «военной темы» и прослеживания судеб реализма в современной литературе;

4) доступность литературного произведения школьникам - развиваемая и взятая в динамике;

5) «интересность» произведения – также развивающаяся категория;

6) стилистическая характерность языка.

Некоторые постмодернистские произведения, неприемлемые для текстуального изучения в классе из-за радикальности языка, сцен насилия или откровенно эротического содержания, могут быть упомянуты учителем в обзоре.

Программа должна быть построена на сочетании нескольких традиционных принципов. В ней должны взаимно дополнять друг друга проблемно-тематический, историко-литературный, теоретико-литературный, семиотический и деятельностный принципы. Работая такой программе, учитель может постоянно обращаться к основной программе для профильной школы, к обязательному минимуму литературного образования, к Государственному стандарту литературного образования.

Некоторые темы программы дополняют изучаемый по основным программам корпус текстов, дают возможность более творчески, деятельностно включиться в освоение современного литературного процесса.

Программа должна предусматривать самые разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, репродуктивную, литературно-критическую, наконец, креативно-дизайнерскую - при создании веб-сайтов, посвященных творчеству того или иного писателя.

Упор на мастерство и оценку, разбор критических материалов при изучении творчества современных писателей, прослеживание литературных дискуссий и, по мере возможностей, включение в эти дискуссии (хотя бы в форме сетевых форумов) способствуют становлению современного читателя, позволяют ученику самому стать одним из участников – хотя и не самым активным - литературного процесса.

Крайне важно, чтобы при этом курс литературы всячески поощрял и поддерживал воспитание заинтересованного в родной культуре человека, толерантного по отношению к «другому» (М. М. Бахтин), т.е. терпимого к проявлениям «инаковости».

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×