Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в психологии и педагогике. Работа №29860

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в психологии и педагогике
Работа:

Ломакина Дарья Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Еланская СШ №3»

 

Проблема развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в психологии и педагогике

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [1].

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием творчество, творческая деятельность. Противоречивы суждения ученых по поводу того, что считать творчеством. В повседневной жизни творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума, в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы [3].

В современных условиях проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, и других наук. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как «в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа» [7].

Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности [6].

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Достижение творческого уровня развития личности ребенка может быть осуществлено в педагогической деятельности лишь в том случае, когда учитель четко понимает, что кроется под понятием «творческие способности».

Б.М Теплов в своих работах под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Г. Л. Бурменская считала, что «задатки детей – это то, на основе чего формируются те или иные творческие способности. Задатки представляют собой то, что дано (или задано – отсюда название «задатки») ребенку еще до начала формирования и развития у него соответствующих творческих способностей. Традиционное понимание задатков связывает их с некоторыми врожденными, анатомо-физиологическими свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о свойствах, появление которых у ребенка практически не зависит от его обучения и воспитания и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма» [2].

Г.С. Гуревич в философском словаре пишет о том, что творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить [4].

Рассмотрев точку зрения исследователей на проблему творческих способностей, встаёт вопрос: какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей? Психологи (Р.Бернс И.П.Волков, И.О.Мотков, Э.Фромм и др.) установили, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения [5].

Б.Никитин среди пяти условий выдвигает на первое место ранее начало развития творческих способностей. На этом основании творческие способности необходимо формировать и развивать в сензитивный период развития – младший школьный возраст. Таким образом, перед учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности.

Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Успех ученика должен быть не концом работы, а его началом. Второе условие развитие способности – создание соответствующего психологического климата. И третье необходимое условие для современной школы заключается в том, чтобы развить творческие способности младших школьников, связанные с самостоятельным поиском новых способов деятельности, способности ставить проблемы и находить пути решения.

Мы считаем, что для эффективного развития творческих способностей младших школьников необходимо:

- введение в программу школьного воспитания специальных занятий, мероприятий, направленных на развитие творческих способностей;

- давать детям задания творческого характера не только на уроках эстетического цикла, но и вообще в ходе образовательного процесса;

-создание на уроке комфортной психологической обстановки.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога в развитии творческого потенциала ребенка.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов, особенно в период младшего школьного детства, когда ребенок в процессе усвоения новых знаний начинает творчески осваивать окружающую его действительность. Ведь творчество – это не любое создание нового, оно вырастает из диалога с миром, общения личности и мира («глубинного общения»), творчество – межсубъектное отношение, которое возникло и направлено, адресовано другим [3].

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Творческую деятельность можно стимулировать также через реализацию межпредметных связей, через введение в необычную гипотетическую ситуацию. В этом же направлении работают вопросы, при ответе на которые необходимо извлекать из памяти все имеющиеся в ней сведения, творчески применять их в возникшей ситуации [6].

Творческая деятельность способствует развитию творческих способностей, повышению интеллектуального уровня.

Для развития творческой, разносторонней личности имеются большие возможности во внеурочной деятельности.

Список литературы

 

Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

Бермус

А.Г.Гуманитарная

методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2007. – 94 с.

Выготский Л.С.

Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических  исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии - М 1987

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]/ Д.В. Григорьев, Степанов П.В – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Давыдов В

В

Проблемы развивающего обучения -М – 1986

 

 

©Д.А.Ломакина,2016

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×