Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы в процессе учебно – воспитательной деятельности.
Нарушение интеллекта – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такое развитие, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.
Все аспекты личностной сферы формируются у детей с нарушением интеллекта замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Наряду с этим при нарушении интеллекта нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.
Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусств, под влиянием средств массовой информации. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров общения и определяя его способы и средства. Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью.
Воля – сознательное управление человеком своим поведением и деятельностью, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние препятствия при совершении целенаправленных поступков.
Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Необходимо учитывать состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.
Несомненно, в формировании некоторых форм нарушений поведения большое значение имеют социальные факторы развития, обучения и воспитания современных детей. Родители стали чаще поощрять эгоцентрические позиции и агрессивное поведение детей, так как считают, что такой ребенок сможет «постоять за себя». Стало популярным воспитывать в детях недоверие к людям в целях безопасности ребенка, а воспитанию сопереживания и сочувствия к животным и людям уделять немного внимания. Имеет значение и разнообразная информация, которая, поступая к ребенку, часто абсолютно неадекватна потребностям его психического развития на данном возрастном этапе. Неадекватно полученная информация может спровоцировать как появление невротических состояний, так и нарушения поведения. Если у ребенка существуют биологические предпосылки для отклонений в поведении, то такие современные тенденции только усугубляют формирование трудного поведения.
Как показывают исследования, недостатки эмоционально – волевой сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.
Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение. Необходимо также учить детей чувствовать состояние души людей.
Комплексный подход при организации коррекционной работы с детьми данной категории включает в себя следующее: использование различных техник, методов и приемов (метод игровой коррекции, артерапия в различных ее проявлениях / рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, элементы танцевальной терапии, творческое рассказывание/, метод модификации поведения / кукольная драматизация, поведенческий тренинг, элементы психодрамы).
Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы опираясь на характеристики общения умственно отсталых, в коррекционной работе создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации, расширяя собственный экспрессивный репертуар.
Поскольку театрализованная игра предполагает содержательность и разнообразие тематики; максимальную активность детей на всех этапах подготовки и проведения игры; сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры, то мы используем её в коррекционно-развивающей работе. Детям нравится играть, особенно со сверстниками. Игра для них - дело серьёзное, но, в тоже время, весёлое. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ученик испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Среди большого разнообразия театрализованных игр мы отдаём предпочтение играм с использованием перчаточных кукол – бибабо. Вместе с учениками мы реставрируем старые, изготавливаем новые куклы для своих инсценировок. Перчаточная кукла, когда она надета на руку ребёнка, становится его продолжением. Это очень «близкая» ребёнку кукла, наиболее полно передающая его настроение, эмоциональное состояние и позволяющая эффективно всё это отыграть. Так же, как и с другими куклами, дети с ней импровизируют, либо проигрывают проблемные ситуации, разыгрывают придуманные сюжеты. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Посредством куклы, надетой на руку они могут сказать о своих переживаниях, тревогах и радостях от лица персонажа своего воображаемого мира.
Кукла бибабо способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребёнок избавляется от мучивших его переживаний и страхов путём решения конфликтной ситуации в игре. Неоспоримо влияния театрализованной игры на психическое развитие ребенка. Мы рассматриваем театрализованную игру не только в качестве одного из видов детской деятельности, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы, предпосылку к развитию творческих способностей детей. Так, развитие мотивационно – потребностной сферы осуществляется, во-первых, через изменение положения ребенка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вторых, в процессе овладения предметами культуры, закрепленными в художественных произведениях (литературных, музыкальных, изобразительных); в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определенных социальных ролей и культурно-исторического опыта, а также к сверстникам как партнерам по совместной деятельности.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются неизменной любовью у них. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда придти на помощь своим героям. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Именно в игре ребёнок лучше усваивает новую информацию. Любимые сказочные герои объяснят ребёнку, как правильно вести себя в различных ситуациях.
Кроме того, кукла полностью подвластна ребёнку, что даёт ему возможность смоделировать собственный мир, который как бы является отражением мира взрослых. В этом своём мире ребёнок, путём подражания, готовится к будущей самостоятельной жизни, моделируя стили поведения.
Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей.
С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребёнок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Многие темы, сюжеты предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.
Отрицательный образ потеряет свою привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение.
Иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична. Отрицательных героев можно перевоспитать при активном участии детей.
Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.
В работе по коррекции проблем эмоционально-волевой сферы невозможен быстрый показательный эффект. Однако коррекционно-развивающая работа направлена на формирование эмоциональной стабильности учащихся, т.е. помогает обучающимся прожить определенное эмоциональное состояние, повышает эмоциональную устойчивость детей.
Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно предложить взрослым следующие рекомендации:
Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои
эмоции, задача взрослых в том, чтобы научить детей пра
вильно направлять, проявлять свои чувства.
Эмоции возникают в процессе взаимодействия с ок
ружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекват
ным формам реагирования
на те
или иные ситуации и яв
ления внешней среды.
Не надо пытать
ся в процессе занятий с
детьми полностью оградить ребенка от отрицательных
переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и
искусственное создание «тепличных условий» лишь на
время снимает проблему, а через некоторое время она
встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто мо
дальность эмоций (отрицательные или положительные),
а прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ре
бенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изо
билие однотипных положительных эмоций рано или по
здно вызывает скуку.
Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно тре
бовать, чтобы ребенок не переживал того, что он пере
живает. Как правило, бурные аффективные реакции - это
результат длительного зажима эмоций.
ИГРЫ
1. «Угадай эмоцию»
На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.
На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.
Остальные дети – зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.
2. «Лото настроений»
Материал: наборы картинок, на которых изображены животные с различной мордочкой. Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (или изображает сам, описывает словами, описывает ситуацию и т.д.). Задача детей: в своем наборе отыскать животное с такой же эмоцией.
3. «Пиктограммы»
Материал: 2 набора карточек, один целый, другой нарезанный.
а) определить по пиктограмме, какой человек: веселый или грустный, сердитый или
добрый и др.;
б) по второму набору пиктограмм (разрезанному): разрезанные шаблоны
перемешиваются между собой, детям предлагается найти и собрать шаблоны;
в) игра в парах: у каждого участника свой набор пиктограмм. Один участник берет пиктограмму и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти картинку, задуманную своим партнером. После этого 2 выбранные картинки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения.
4. «Как ты себя сегодня чувствуешь?»
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.
5. «Классификация чувств»
Материал: карточки с разными оттенками настроения.
Разложить карточки по следующим признакам: какие нравятся, какие не нравятся. Затем назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить. Почему он их так разложил.
6. «Встреча эмоций»
Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится, и так, которая неприятна.
Ведущий изображает "хорошую", ребенок "плохую". Затем они берут карточки из противоположной кучки и так меняются. Объяснить: какое выражение лица будет при встрече 2-х эмоций, как их можно помирить.
7. «Испорченный телефон»
Все участники игры, кроме 2-х закрывают глаза («спят»). Ведущий, молча, показывает первому участнику (именно он не закрывает глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телефон» был полностью исправен.
Вопросы при обсуждении:
- По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?;
- Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?;
- Трудно ли было тебе понять другого участника?;
- Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?.
8. «Снимается кино»
Среди детей выбирается сценарист и режиссер. Они ищут исполнителя главной роли. Всем претендентам дается задание: сценарист называет какого-нибудь сказочного героя, а режиссер называет любое настроение (эмоцию). Актер должен произнести какую-нибудь фразу от лица этого персонажа с заданной интонацией.
9. «Рисуем настроение»
Это задание очень многогранно по своим целям и способам воплощения. Вот некоторые варианты заданий:
Выполнение рисунка на тему: «Мое настроение сейчас»
.
Каждый рисует эмоцию, какую он хочет. После выполнения задания дети обсуждают, какое настроение пытался передать автор.
Каждый ребенок вытягивает карточку с той или иной эмоцией, которую он должен изобразить.
Рисунки могут быть сюжетные (нарисуй Бармалея, от которого сбежали все игрушки, или ситуацию из твоей жизни, когда ты очень удивился), так и абстрактные, когда настроение передается через цвет, характер линий (плавные или угловатые, размашистые или мелкие, широкие или тонкие и пр.), композицию различных элементов. Последние (абстрактные рисунки) в большей степени способствуют отреагированию отрицательных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения, самовыражения.
10. «Рассматривание картинки»
Материал: сюжетные или предметные картинки с изображением различных настроений.
Вопрос: Какое настроение испытывает девочка на одной и на другой картинке?.
11. Один ребенок называет какое-нибудь животное, а другой - любую эмоцию
(например: «слон» и «радость»). Третий ребенок должен пройтись по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство.
12. Ребенок называет любое число от 1 до 7. Другой ребенок изображает чувство, которое соответствует названному числу.
Материал: карточки, на одной стороне которых написаны цифры, на другой - названия эмоций.
1. Страх. 2. Удивление. 3. печаль. 4. Радость. 5. Интерес. 6. Гнев. 7. Вина.
13. «Зеркало»
Один ребенок «зеркало», другой изображает какую-либо эмоцию (например: гнев - губы сжаты, брови нахмурены; удивление - рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты), а другой придает своему лицу то же самое выражение.
14. «Тренируем эмоции»
Попросите ребенка нахмуриться - как:
- осенняя туча,
- рассерженный человек,
- злая волшебница.
улыбнуться, как:
- кот на солнце,
- само солнце,
- как Буратино,
- как хитрая лиса,
- как радостный ребенок,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- два барана на мосту,
- как человек, которого ударили.
испугайся, как:
- ребенок, потерявшийся в лесу,
- заяц, увидевший волка,
- котенок, на которого лает собака.
устань, как:
- папа после работы,
- муравей, поднявший тяжелый груз,
отдохни, как:
- турист, снявший тяжелый рюкзак,
- ребенок, который много потрудился, но помог маме,
- как уставший воин после победы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
1. «Назови похожее»
Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, или разыгрывает сам), а дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.
2. Рассматривание картинки и картины, где изображены люди, лица, отгадываем и
называем, какое настроение у этого человека, предполагаем, почему оно такое. Словарь: веселое, хорошее, сердитое, плохое, печальное, угрюмое, подавленное.
3. Пытаемся определить и назвать какое выражение глаз.
Словарь: насмешливое, хитрое, озорное, бесшабашное, печальное, обиженное, злое, злобное, безумное, испуганное, жалкое, умоляющее, просящее, жалостливое.
4. Подобрать слова к картинке, на которой изображены веселящиеся дети.
Словарь: радость, веселье, праздник, восторг, ликование.
5. Подбираем слова к картине с печальным сюжетом.
Словарь: грусть, тоска, печаль, уныние, горе, хандра.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЭМОЦИЙ
1. «Кто скажет о нем (имя) хорошее».
(ребенок, не сумевший «вписаться» в отношения со сверстниками).
2. «Кто может найти добрые, хорошие слова для ...» (ребенка, учителя, куклы, книги и т.п.).
3. «Кто расскажет о себе хорошее».
Вариант: упражнение с зеркалом. Начало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее ...», а дальше нужно придумать «гимн» себе, или другу, маме, папе, бабушке, дедушке.
ЗАДАЧИ
1. Мальчик заходит в комнату и говорит тихим голосом: «Мама, иди посмотри, там вода разлилась». Почему мальчик говорит тихо? Что ему скажет мама?
2. Девочка увидела новую куклу у подруги и стала просить: «Дай мне твою куклу, дай я возьму ее домой, немного поиграю и отдам!» Почему она стала так просить? Что скажет ей девочка?
3. Мальчик весело сказал маме: «Мама, давай будем играть!» Почему он так сказал, что могла подумать мама?
4. Девочка пришла из детского сада без пуговицы. Мама ее спросила: «Ты потеряла пуговицу!» Девочка ответила: «Нет, приходил бегемот и съел мою пуговицу». Почему девочка так сказала? Что ответила ей мама?
5. Мальчик очень не хотел вставать рано утром, и идти в садик. Он сказал маме: «Я заболел, у меня болит животик». Мама забеспокоилась и предложила ему горькое лекарство. Что сказал мальчик маме? Что сделала мама?
6. Девочки поссорились и стали говорить друг другу: «Уходи, я не хочу с тобой играть!» — «Ну и уйду, не буду с тобой дружить!» Почему они так говорили? Как можно было еще говорить? Как бы ты сказал?
7. Ребята разговаривают так: «Я был в космосе и видел там Большую медведицу»— «А я был на Луне и играл там с лунятами!» Как ты думаешь, почему они так говорили?
8. Сын огорчил маму, она сказала ему: «Я не могу любить такого мальчика!» Что ответил ей мальчик?
9. Девочка укладывает спасть своих кукол и поет им песню. Брат кричит ей: «Перестань, надоело слушать!» Почему он так кричит? Что ответила ему девочка?
10. «Купи мне мороженое» - кричал и плакал мальчик. Почему он так делал? Что говорила ему мама?
11. Бабушка читает газету, а внук ей мешает. Почему он так делает? Что скажет ему бабушка?
12. Дедушка похвалил внука за помощь, а внук ответил: «Ерунда, не стоит благодарности!» Почему он так ответил? Что ему сказал дед?
13. Мальчик с мамой едет в автобусе. Все места у окон заняты, а мальчик просит: «Хочу к окошку…» Почему он так просил? Что ему ответила мама?
14. Мальчик сделал маме подарок, но нечаянно уронил его и испортил. Он огорчился и заплакал. Что ему сказала мама? Почему она так сказала? Что ответил ей мальчик?
15. Девочка вошла в ванную чистить зубы, но ей не хотелось этого делать. Она посидела в ванной и вышла оттуда. Мама спросила: «Ты почистила зубы?» Как ты думаешь, что ответила девочка?
16. Мама вошла в комнату сына и у нее от удивления брови полезли вверх. Как ты считаешь, почему это могло произойти?
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат