Использование современных технологий на уроках математики
Храпова Людмила Викторовна, учитель математики МБОУ"Икрянинская СОШ" Астраханская область С. Икряное
В современном обществе стоит важная задача о необходимости подготовки молодых кадров высокого профессионального уровня и деловых качеств, которые были бы способны принимать нестандартные решения и умели креативно мыслить. Именно поэтому одним из главных направлений развития России является образование и очень качественное образование, которое даст возможность выпускникам школы стать в будущем конкурентно-способными на рынке труда. Именно поэтому школа должна не просто дать выпускникам набор необходимых знаний, но и постараться сформировать такие качества личности, как нестандартность мышления, инициативность, умение творчески мыслить и находить рациональные решения.
Именно математика способна выработать перечисленные качества. Она должна сыграть главную роль в получении школьниками системы знаний, умений и навыков, которые применимы в практической деятельности.
Давайте выясним, какие же практические знания и умения должна давать математика? Совершенно ясно, что математика не может обеспечить ученика знаниями на все случаи жизни. Каждому человеку в течении жизни приходится сталкиваться с решением самых различных практических, жизненных задач. Как сделать ремонт или построить дом, как собрать ребенка в школу, где и как лучше оформить ипотеку или кредит, как рассчитать налоги или будущую пенсию, как выбрать выгодный телефонный тариф или как без ошибок подсчитать коммунальные платежи и оплатить их через интернет. Исходя из всех этих практических нужд человека, делаем вывод, что математика должна дать каждому ученику возможность не только получить знания, но и научиться самостоятельно добывать их. Наши дети на уроках математики должны учиться рассуждать и доказывать, уметь находить рациональные способы выполнения заданий и делать правильные выводы, а самое главное – думать. Это значит, что они должны научиться анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать знания об окружающем мире.
Следовательно в образовательной деятельности важным является направление на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, на формирование проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами уже невозможно.
Задача современного учителя заключается в том, чтобы организовать учебную деятельность так, чтобы знания, которые получат учащиеся на уроке, были результатом их самостоятельных поисков. И поиски необходимо так организовать, чтобы и управляя учащимися и направляя их поиски в нужном направлении, развивать их познавательную активность.
Именно поэтому деятельностный и проблемно-поисковый подход надо считать главным в работе учителя. Ибо благодаря ему учитель планирует создать на уроке такую проблемную ситуацию, решая которую учащиеся совершают открытие новых знаний. Учитель не должен давать учащимся всю информацию в готовом виде. Он должен так спланировать свой урок, чтобы ученики сами совершали “открытие” новых знаний, самостоятельно выдвигали гипотезу, формулировали свое мнение, приводили свое решение. Проблемная ситуация на уроке предполагает качественное усвоение знаний, способствует развитию интеллекта, а также развивает творческие способности личности и формирует ее активность.
На таком уроке присутствует атмосфера доброжелательности и сотрудничества, а также совместного поиска решения всех поставленных проблем.
Приведу несколько примеров проблемных ситуаций на различных уроках.
При изучении в 6 классе темы “Сложение дробей с разными знаменателями” во время проведения устного счета можно среди примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями включить несколько примеров с дробями с разными знаменателями. Возникает проблема, появляется вопрос “почему не получается? Как это можно решить?”. Идет работа мозга, ребята пытаются анализировать, делают выводы. В итоге находят верное решение и начинают понимать – что они делают и как они делают?
При изучении темы по математике для 5 класса “Десятичные дроби и действия над ними” также можно использовать приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа, можно подвести детей к самостоятельному выведению правила, а потом сравнить с текстом учебника.
При изучении тем “Осевая симметрия”и “Центральная симметрия” учащимся можно дать творческое домашнее задание: изобразить( нарисовать или сделать аппликацию) фигур, которые имеют центр симметрии и ось симметрии.
При изучении в 7 классе темы “Сумма углов треугольника” можно дать задание на построение треугольника с углами в 30,40 и 120º. При правильном построении углов треугольник не получится. Возникает проблема, решить которую поможет другое задание. Затем дать задание построить произвольный треугольник, измерить его углы и найти сумму углов. Дети сами найдут верное решение первой задачи и сделают правильный вывод.
При изучении в 8 классе темы "Теорема Пифагора" можно начать урок с решения задачи на нахождении гипотенузы, зная катеты. Но дети еще не знают теорему. Как быть? Можно дать наводящее задание. Построить три различных треугольника, например со сторонами 3и4см, 6и 8см, 5и12 см. Затем измерить гипотенузы и составить табличку. Путем анализа и сопоставления дети приходят к выводу теоремы. А потом формулируют и доказывают вместе с учителем.
Проблемно-поисковый подход очень хорошо применять при обучении решению различного вида задач. В этом случае он помогает раскрытию поиска решения, различных методов и способов поиска. В результате овладения учащимися различными способами и методами решения задач значительно увеличивается их интеллектуальный запас. Изучение различных способов и методов поиска решений помогает учащимся не только осмыслить пути самостоятельного познания предмета, но дает им возможность правильно действовать в нестандартных ситуациях, активизирует их деятельность на уроках математики.
Для каждого учителя очень важно, чтобы его ученики приобрели не только глубокие знания по предмету, но и научились добывать эти знания различными способами. Это можно достигнуть только через применение проблемно-поискового способа обучения.
На уроках математики необходимо применять различные формы работы: это эвристическая беседа или проблемно-поисковый диалог, демонстрационный эксперимент или лабораторная работа, практическая работа или творческое задание.
При проблемно-поисковом подходе обучения следует применять наглядные пособия, которые способствуют созданию проблемной ситуации на уроке. Это могут быть рисунки или схемы, диаграммы или графики на которых будет задана определенная проблемная ситуация, которая потребует от учащихся самостоятельного решения, заставит учащихся высказывать предположения, умозаключения и делать определенные выводы.
В применении рассматриваемого проблемно-поискового подхода главное место занимает исследовательский метод. При выполнении заданий учащиеся иногда пытаются подогнать задачу к ответу, но удовлетворение и радость дает только тот результат, который учащиеся сами добудут при решении трудной задачи, если они вкладывают в ее решение все свои приобретенные знания, умения, всю душу. Истинные знания – это не просто правила или умение решать типовые задачи. Главное заключается в том, чтобы понять всю суть изучаемого явления, найти эти задачи, уметь сформулировать гипотезу, доказать ее или опровергнуть.
Самое главное в данном подходе к обучению состоит в том, что ученики получают возможность правильно анализировать, учатся сравнивать, наблюдать и делать правильные выводы. У них появляются основы системного мышления, навыки выдвижения гипотез, поиска аргументов для их доказательства, развиваются творческие способности, организованность и целеустремленность.
Конечно проблемно - поисковый подход к обучению не является единственным. Его применяют в сочетании с другими современными технологиями. Это метод проектов, который дает возможность каждому ученику проявить самостоятельность и индивидуальный подход при выполнении проекта, а также научиться самим выдвигать гипотезу и самостоятельно планировать свою работу, организовывать и контролировать свою учебно-познавательную деятельность. Каждый учащийся, выполняя работу над проектом, решает поставленную им самим гипотезу, учится находить ее решение, применяя при этом знания из различных областей науки и техники. Результатом выполненного проекта может быть конкретный продукт (буклеты, таблицы, сборники и т.д.). Самое главное заключается в том, что метод проектов очень органично сочетается с проблемно-поисковым методом.
В сочетании с указанными методами необходимо использовать и информационно-коммуникативные технологии. В основном это презентации. С помощью презентаций процесс обучения можно сделать более наглядным, ярким, увлекательным и доступным. Надо отметить, что на тех уроках, где применяется презентация, учащиеся проявляют гораздо больший интерес к изучаемой теме и даже самые пассивные ученики проявляют интерес и активно включаются в работу.
Применять ИКТ можно на различных этапах урока , а также во внеурочной деятельности. Использовать ИКТ можно на уроках - практикумах по решению тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Широко используются учителями ресурсы сети Интернет. Есть рекомендованные сайты для учащихся. Там собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.
Применение ИКТ позволяет повысить у учащихся компьютерную грамотность, сформировать не только математическую, но и информационную и коммуникативную компетенции, которые необходимы для творческой социально-ориентированной личности.
Очень важно напомнить, что весь процесс образования и воспитания должен строиться с применением здоровье сберегающих технологий. При организации учебного процесса необходимо создавать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки. Необходимо при планировании урока чётко продумывать все этапы урока, чтобы предусмотреть смену видов деятельности, чередование видов активности: интеллектуальная – эмоциональная– двигательная, использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения.
Каждая из рассмотренных технологий важна сама по себе, но только правильное сочетание всех технологий вместе может дать желаемый результат. Только системная работа по использованию современных педагогических технологий сможет привести к тому, что ученики будут успешно учиться, будут участвовать в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету и мы получим умных, творчески и не стандартно мыслящих выпускников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат