СОВРЕМЕННАЯ ПРЕССА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА
Богадевич И.И.,
учитель английского языка,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» им. А.М. Мамонова
Патриотизм – это явление социальной действительности, морально-нравственный и политический принцип. Это такое социальное чувство, которое имеет положительную эмоциональную окраску. Содержанием такого чувства является любовь к Отечеству и готовность человека пренебречь своими частными интересами в интересах отечества. Чувство патриотизма предполагает гордость культурой своей Родины и её достижениями, стремление защищать интересы Отчизны и своего народа.
Патриотизм – это составная часть общественного сознания, которое отражает общенациональные моменты в его развитии.
Прежде всего, патриотизм проявляется в духовно-нравственной сфере общества. Его роль возрастает, когда общество переживает какие-то кризисные явления. Так, например, трудно переоценить значение патриотизма в годы Великой Отечественной войны, когда все силы были направлены на поднятие боевого духа, морально-волевых качеств наших солдат, офицеров и тружеников тыла.
Одним из важнейших средств для достижения этой цели являлась пресса. На фронте под пулями работали фотокорреспонденты и операторы, журналисты писали с огневых рубежей, образуя тот самый стержень, вокруг которого формировалась готовность и способность советских граждан к активным действиям на благо Отечества и защиту своей Родины от врага.
Современные исследователи отмечают, что поведение человека определяет интеллектуальный компонент, который характеризует его знания, взгляды и убеждения. В свою очередь, в убеждениях проявляется единство действий и моральных поступков человека. Социальные ценности становятся личностными на основе деятельности самой личности в процессе героико-патриотического воспитания и самовоспитания. Личность может проявить свою жизненную позицию в практической деятельности на благо своего Отечества.
Формирование и воспитание чувства патриотизма происходит в результате целенаправленной деятельности, которая осуществляется в семье, в детских дошкольных и школьных учреждениях. Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной России является патриотическое воспитание молодёжи. Это особенно важно в условиях глобального терроризма. У государства возникла острая необходимость вернуться к проблемам патриотического воспитания молодого поколения, интерес к которому, к сожалению, утратился в связи с историческими событиями на рубеже XX и XXI веков. В.В. Путин в статье «Россия на рубеже веков» («Независимая газета» от 13 декабря 1999 г.) говорит о том, что «само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, костного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную
гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
Реализация государственной политики в области патриотического воспитания требует правильного понимания определения «российский патриотизм». Сегодня это бережное отношение к героическому историческому прошлому нашей страны, уважение к многочисленным народам, населяющим Россию, их культуре, традициям и национальному достоинству. В российском патриотизме чувство гражданина должно сочетаться с чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.
Этим вопросам посвящаются различные научно-практические конференции, где проблему патриотического воспитания молодёжи обсуждают учителя истории, русского языка и литературы, обществознания, директора школ, ученые, преподаватели вузов.
К сожалению, сегодня всё больше ощущается разрыв между поколениями, а этого быть не должно. Родители должны воспитывать в детях чувство патриотизма. И если каждый День Победы ребенок вместе с родителями вручал ветерану Великой Отечественной войны гвоздику, он запомнит это на всю жизнь.
В воспитании чувства патриотизма у современной молодежи призваны помочь средства массовой информации: телевидение, интернет, пресса. К сожалению, не всегда эта помощь оказывается правильно, но, без сомнения, современные СМИ определенным образом влияют на формирование нравственно-моральных качеств современного молодого поколения. Говоря о патриотическом воспитании современной молодежи, сегодня важно сочетать традиционные формы и средства и новые информационные технологии. При этом нужно учитывать, что, к сожалению, много насилия и жестокости можно увидеть на экране телевизора. Здесь важно знать меру: привыкая к насилию в виртуальном мире, молодой человек с ещё не окрепшей психикой невольно может его переносить и в реальность. Если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении понятия «патриотизм», то сознание молодёжи пока ещё находится в стадии становления. Воспитывать молодого человека как патриота своей страны помогает «Учительская газета». Газета на протяжении всей своей почти 90-летней истории всегда защищала учителя, который несёт ценности культуры своему ученику. Газета продолжает вносить свой вклад в становление и развитие гражданско-патриотического воспитания школьников, печатая материалы, посвящённые героям войны и труженикам тыла. Рубрика «Память» рассказывает о современных девчонках и мальчишках, их отношении к тем военным событиям, их размышлениям через театрализованные постановки и стихи о войне.
В каждом регионе, в каждом городе нашей страны есть свои печатные издания, которые вносят свой вклад в дело патриотического воспитания молодёжи, публикуя фотоматериалы военных корреспондентов, а также современные фотографии ветеранов войны, их воспоминания тех далеких страшных событий. Эти статьи, фотографии потом используют школьные учителя на уроках мужества, тем самым помогая современному молодому человеку сформировать свою гражданскую позицию; учат школьников быть патриотами своего народа и своего Отечества.
Сегодня мы живём в мирное время, поэтому в патриотическом воспитании серьёзное внимание нужно уделять таким формам и средствам воспитания, которые позволили бы молодым людям определённым образом реализовать свои способности в учёбе, творчестве, профессии и дальнейшей семейной жизни. И конечно, мы все должны помнить о страшной войне, о подвиге народа, о той высокой цене, которую заплатил наш народ за мир и спокойную жизнь.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат