Косицина Марина Анатольевна
Писаренко Светлана Николаевна
МБОУ СОШ № 4 г. Шебекино Белгородской области
Проектная деятельность в начальной школе
В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает потребность подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную активность, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Всему этому способствует исследовательская и проектная деятельность.
Вначале дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с составленным планом; затем составлять план как инструкцию уже не для себя, а для других; потом составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учатся выполнять самостоятельно все этапы проектирования: начиная с рассмотрения проблемной ситуации и заканчивая выстраиванием последовательных действий, решающих проблему. При таком построении проектной деятельности учащиеся сталкиваются с трудностями, преодолевают их как интуитивно, но и посредством новых знаний, которые необходимо добывать для достижения поставленной цели.
Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию выработки новых знаний. Главное, увлечь детей, показать их значимость, вселить уверенность в своих силах.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом в разработанной и структурированной системы образования.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умения самостоятельно структурировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников , необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальны для ребенка, исследовательская работа должна выполняться добровольна и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
Планирование проектной деятельности предполагает:
- определение источников информации;
-определение способов сбора и анализа информации;
- итоговый продукт;
-выработку критериев оценки результатов работы;
- распределение обязанностей среди членов команды.
В ходе проектной деятельности формируются следующие умения:
Рефлексивные – осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
.
Поисковые – самостоятельно находить недостающую информацию, находить несколько вариантов решения проблемы, выдвигать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи.
Оценочные умения.
Умения и навыки сотрудничества: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения.
Менеджерские умения: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.
Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
Презентационные умения: артистические умения, использование различных средств наглядности при выступлении, монологическая речь, отвеча
ть на незапланированные вопросы.
Использование проектного метода обучения предполагает отказ от авторитарного стиля общения, вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методик, форм и средств обучения. При организации проектной деятельности учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Работа по развитию исследовательских навыков может проходить на разных этапах урока и во внеурочной деятельности. Наибольший интерес у детей вызывает возможность установления межпредметных связей в процессе исследования.
Особенностью проектной
Деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься как сильные так и слабые учащиеся, так как исследования носят несложный, простой характер.
Качество обучения в начальной школе в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работы учащихся. А проектная деятельность может выступать одним из самых эффективных ее инструментов.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат