Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Работа №30273

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Работа:

 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Современное общество нуждается в использовании новых технологий обучения и воспитания. Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России.

Авторами технологии развития критического мышления являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл.

Термин «критическое мышление»  употребляли в своих работах Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д. Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.

Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов [4]

Применение в педагогической деятельности данной технологии позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение  потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Как же технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей[2].

Что же даёт технология критического мышления обучающимся?

1) Повышение эффективности восприятия материала;

2) Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

3) Умение критически мыслить;

4) Умение работать в сотрудничестве с другими;

5) Повышение качества образования обучающихся.

Что даёт данная технология учителю?

1) Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

2) Возможность использовать модель обучения, которая способствует развитию самостоятельности у обучающихся;

3) Стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;

4) Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей [1].

Технология критического мышления предполагает использование на уроке трёх стадий: стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии [3].

Первая стадия  «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются целиизучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Таким образом, ценность данной технологии  в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Эффективность разработанной технологии зависит от умения учителя показать процесс и логику собственного мышления, а также вовлечь обучающихся в интеллектуальное взаимодействие по анализу и осмыслению различных аспектов изучаемого материала.

 

Список использованной литературы:

1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ.ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

2.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления

через чтение и письмо на уроке

. – М.: Просвещение, 2011

. – 223 с.

3.

Модернизация современного образова

ния: теория и практика. Сборник

научных трудов / под ред. И.М.

Осмоловской

,

д

.п

ед.н

., сост.

Л.Б.

Прокофьева, Г.А.

Воронина – М.:

ИТиИП

РАО, 2004. – 524 с.

4.

Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под

ед. Н.П.

Дерзковой – М.:

АПКиПРО

, 2002. – 88 с.

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×