ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО КАК АКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современное общество нуждается в использовании новых технологий обучения и воспитания. Одной из технологий открытого образования является «Развитие критического мышления через чтение и письмо», которая в 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения стала внедряться в России.
Авторами технологии развития критического мышления являются американские педагоги Курт Мередит, Джинни Стил, Чарльз Темпл.
Термин «критическое мышление» употребляли в своих работах Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д. Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов [4].
Применение в педагогической деятельности данной технологии позволяет развивать познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Как же технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты нашего мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут ответы, определяют пробелы в тексте. А письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей[2].
Что же даёт технология критического мышления обучающимся?
1) Повышение эффективности восприятия материала;
2) Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
3) Умение критически мыслить;
4) Умение работать в сотрудничестве с другими;
5) Повышение качества образования обучающихся.
Что даёт данная технология учителю?
1) Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
2) Возможность использовать модель обучения, которая способствует развитию самостоятельности у обучающихся;
3) Стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;
4) Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей [1].
Технология критического мышления предполагает использование на уроке трёх стадий: стадия вызова, смысловая стадия и стадия рефлексии [3].
Первая стадия – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются целиизучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Таким образом, ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию. Эффективность разработанной технологии зависит от умения учителя показать процесс и логику собственного мышления, а также вовлечь обучающихся в интеллектуальное взаимодействие по анализу и осмыслению различных аспектов изучаемого материала.
Список использованной литературы:
1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ.ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.
2.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления
через чтение и письмо на уроке
. – М.: Просвещение, 2011
. – 223 с.
3.
Модернизация современного образова
ния: теория и практика. Сборник
научных трудов / под ред. И.М.
Осмоловской
,
д
.п
ед.н
., сост.
Л.Б.
Прокофьева, Г.А.
Воронина – М.:
ИТиИП
РАО, 2004. – 524 с.
4.
Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под
.р
ед. Н.П.
Дерзковой – М.:
АПКиПРО
, 2002. – 88 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат