Тема: «Применение приёмов теории решения изобретательских задач на уроках математики.
В современных условиях, изменения в жизни, происходящие за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.
Среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях рыночной экономики, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Это с одной стороны.
С другой стороны, в методике преподавания математики существуют три ключевых вопроса: «Что преподавать?», «Как преподавать?» и «Зачем преподавать?». Последний из них наиболее трудный. Сегодня главное в об-разовании – развитие, формирование общей культуры человека, способного в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию или, другими словами, на уроках математики разумней не учить математике, а учить математикой.
В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. В 1989 году была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Сейчас вице-президентом этой ассоциации является Анатолий Александрович Гин по вопросам образования. В ассоциацию входит более 30 стран.
С помощью Триз технологии на производстве находят решение сложных задач в таких крупных корпорациях как: Самсунг, Проктер энд Гэмбл, Тайота, Кодак, LG и др.
Что такое ТРИЗ?
Ответ прост – это уникальный инструмент для:
-поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем,
-выбора перспективных решений, развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Кто из нас не задавался вопросами: как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?
Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.
Предлагаю вам познакомиться с некоторыми примерами приемов, которые я использую в педагогической деятельности.
«Нестандартный вход в урок»
Игра «Да-нетка»
Приём сужения поискового поля. Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.
2.Приём “Я беру тебя с собой “ .
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.
Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример. На доске слова: параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой квадрат. А что у вас?
Д: Я беру с собой параллелограмм. У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру прямоугольник. У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру ромб. У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой трапецию. У: Я не беру тебя с собой.
Д: Вы берете квадрат и ромб? У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? Стороны равны.
3. Приём. “Создай паспорт” .
Прием направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, биология, география, физика, литература).
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
на литературе – героев литературных произведений;
на биологии, географии – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. Терминов
Паспортные данные могут быть следующие:
Пример. На уроке математики по теме «Отрицательные числа»
Имя – Отрицательные числа, неофициальное имя «долги»
Создатель – Чжань цань
Прописка – Китай
Внешний вид – как рациональные (дети говорят обыкновенные) только впереди знак «-».
Где встречаются – на термометре, на координатной прямой, денежные операции (долги).
Личные качества – всегда меньше положительных и нуля, на прямой лежат левее нуля, при сложении с любым числом, уменьшают его, при умножении или делении друг на друга превращается в положительное, при умножении или делении с положительным «побеждает»
Заветное желание – что бы все ученики научились правильно выполнять действия с отрицательными числами.
4.Приём «Жокей и лошадь».
Приём интерактивного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильны-ми ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.
5.Для эмоциональной разгрузки в конце урока может использоваться игра «Создание лимерика». Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в 19 веке в Ирландском городе Лимерик, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк.
Жил-был (объект) Жила-была технология
Какой? Нет, не филология
Что делал? Называлась странно – ТРИЗ
С кем общался? В ней задания На любой каприз.
Вывод (утверждение или мораль)
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат