Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Применение приёмов теории решения изобретательских задач на уроках математики. Работа №30314

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Применение приёмов теории решения изобретательских задач на уроках математики
Работа:

Тема: «Применение приёмов теории решения изобретательских задач на уроках математики.

В современных условиях, изменения в жизни, происходящие за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Среди целей, предъявляемых к современному школьному образованию, выделяется формирование личности, способной решать поставленные перед ней задачи в условиях рыночной экономики, в частности, быстро находить наиболее оптимальное и эффективное решение преодолеваемой проблемы. Это с одной стороны.

С другой стороны, в методике преподавания математики существуют три ключевых вопроса: «Что преподавать?», «Как преподавать?» и «Зачем преподавать?». Последний из них наиболее трудный. Сегодня главное в об-разовании – развитие, формирование общей культуры человека, способного в частности, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию или, другими словами, на уроках математики разумней не учить математике, а учить математикой.

В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. Первоначально ТРИЗ был создан для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых он основан, позволяют использовать его и в других областях, в том числе и в педагогике. В 1989 году была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Сейчас вице-президентом этой ассоциации является Анатолий Александрович Гин по вопросам образования. В ассоциацию входит более 30 стран.

С помощью Триз технологии на производстве находят решение сложных задач в таких крупных корпорациях как: Самсунг, Проктер энд Гэмбл, Тайота, Кодак, LG и др.

Что такое ТРИЗ?

Ответ прост – это уникальный инструмент для:

-поиска идей, выявления и решения многих творческих проблем,

-выбора перспективных решений, развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Кто из нас не задавался вопросами: как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?

Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми примерами приемов, которые я использую в педагогической деятельности.

«Нестандартный вход в урок»

Игра «Да-нетка»

Приём сужения поискового поля. Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока.

2.Приём “Я беру тебя с собой “ .
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует:
умение объединять объекты по общему значению признака;
умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.
Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.
Пример. На доске слова: параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник, трапеция.
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой квадрат. А что у вас?
Д: Я беру с собой параллелограмм. У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру прямоугольник. У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру ромб. У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой трапецию. У: Я не беру тебя с собой.
Д: Вы берете квадрат и ромб? У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? Стороны равны.

3. Приём. “Создай паспорт .

Прием направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, биология, география, физика, литература).

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:

на литературе – героев литературных произведений;

на биологии, географии – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;

на математике – геометрических фигур, математических величин;

на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. Терминов

Паспортные данные могут быть следующие:

Пример. На уроке математики по теме «Отрицательные числа»

Имя – Отрицательные числа, неофициальное имя «долги»

СоздательЧжань цань

Прописка – Китай

Внешний вид – как рациональные (дети говорят обыкновенные) только впереди знак «-».

Где встречаются – на термометре, на координатной прямой, денежные операции (долги).

Личные качества – всегда меньше положительных и нуля, на прямой лежат левее нуля, при сложении с любым числом, уменьшают его, при умножении или делении друг на друга превращается в положительное, при умножении или делении с положительным «побеждает»

Заветное желание – что бы все ученики научились правильно выполнять действия с отрицательными числами.

4.Приём «Жокей и лошадь».

Приём интерактивного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильны-ми ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот приём можно применять даже на уроках изучения нового материала.

5.Для эмоциональной разгрузки в конце урока может использоваться игра «Создание лимерика». Ли́мерик — форма короткого стихотворения, появившегося в 19 веке в Ирландском городе Лимерик, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Форма лимериков была строго закреплена: они состояли из пяти строк.

Жил-был (объект) Жила-была технология

Какой? Нет, не филология

Что делал? Называлась странно – ТРИЗ

С кем общался? В ней задания На любой каприз.

Вывод (утверждение или мораль)

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×