Использование педагогических условий в формировании экономической культуры младших школьников
Аннтация. В статье изучена проблема экономической культуры личности, как составляющего учебно-воспитательного процесса начальной школы. Проанализирована деятельность учителя младших классов, направленная на оптимизацию процесса формирования экономической культуры личности обучающихся.
Ключевые слова: экономическая культура, экономическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, интеграция, межпредметная связь.
Актуальность исследования. Современный этап развития общества, который характеризуется переходом к рыночным отношениям, требует обучения экономически культурного человека, который может принимать инновационные решения в различных экономических ситуациях и выбирать рациональные и морально оправданные варианты для достижения цели, которая включает в себя такие черты личности, как предпринимательство, инициативность, деловитость и расчетливость. Кроме того, особую важность имеют способность устанавливать деловые контакты, вести деловые беседы, кратко и ясно выражать свои мысли, умение правильно использовать экономические концепции в речи и умение слушать собеседника.
В связи с этим необходимы радикальные изменения в содержании образования, которые на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», являющегося «одним из факторов экономического уровня и социального прогресса общества», должны гибко ответить на потребность в социальном развитии и помочь подготовить молодое поколение к новым условиям рыночных отношений. Поэтому одним из приоритетных направлений современного образования является экономическое, целью которого является формирование экономической культуры личности.
Для этого необходимо анализировать уже накопленный в отечественной и зарубежной педагогике опыт в области экономического образования, который нашел свое отражение в трудах С.Г. Струмилина, выдающихся педагогов П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого и др.; исследованиях А.Ф. Аменда, Н.П. Рябининой, И.А. Сасовой, JI.E. Эпштейна и др., непосредственно связанных с экономическим образованием учащихся; в исследованиях С.Я. Батышева, Н.А. Томина И др., рассматривающих вопросы экономического воспитания; а так же, в работах зарубежных ученых: А. Маслоу, К. Роджерса и др., изучающих потребности человека как одного из элементов экономической культуры
Цель исследования: проанализировать специфику использования педагогических условий в формировании экономической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Объект исследования: экономическая культура младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экономической культуры младших школьников.
Экономическая обученность характеризуется умениями оперировать экономическими понятиями и применять теоретические знания на практике. Экономическая воспитанность определяется уровнем сформированности экономически значимых качеств личности, ценностных ориентаций, положительных мотивов, находящих отражение в процессе практической деятельности при выборе способов достижения поставленных целей.
Проблема формирования экономической культуры у младших школьников на современном этапе решается в основном на основе реализации следующих моделей:
1) однопредметной модели за счет введения дополнительных курсов;
2) многопредметной модели за счет усвоения экономических знаний и овладения практическими умениями в ходе изучения предметного содержания общеобразовательных дисциплин.
Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является организация процесса формирования экономической культуры у младших школьников на основе смешанной модели, которая предполагает, во-первых, учет возможностей традиционных предметов в реализации данного процесса; а во-вторых, наличие координирующего элемента - вне- учебных мероприятий с целью создания целостных представлений об экономической жизни общества. Под интеграцией учебной и внеучебной работы нами понимается такая органическая взаимосвязь, такое взаимопроникновение важных составляющих образовательного процесса, которое должно привести младшего школьника к пониманию единой научной картины мира.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для определения комплекса педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели формирования экономической культуры у младших школьников мы исходили из необходимости учета социального заказа общества общеобразовательной школе, специфики образовательного процесса в начальной школе, сущности экономической культуры младшего школьника.
Стоит отметить, что взаимоотношения между учителем и младшим школьником характеризуются, во-первых, несимметричностью, так как младший школьник не копирует поведение взрослого, а выступает в роли субъекта их совместной деятельности; во-вторых, наличием познавательной инициативы со стороны ученика начальной школы, указывающей взрослому цель их совместных усилий [1].
В период обучения в начальной школе большое значение в интеллектуальном и эмоциональном познании мира имеет игровая деятельность младших школьников, имитирующая содержание экономической деятельности людей. Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольника, не утрачивает своего значения в период обучения в начальной школе, так как она способствует повышению интереса к познанию явлений окружающего мира.
Таким образом, любая деятельность протекает более эффективно (продуктивно) и дает более высокие качественные результаты, если у личности имеются сильные, яркие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевая затруднения, настойчиво двигаясь к цели. В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования. Поэтому огромное значение имеет целенаправленное использование методов стимулирования и мотивации деятельности младших школьников, которые выступают в качестве третьего педагогического условия эффективного функционирования модели формирования экономической культуры у младших школьников.
Список использованной литературы:
Российская Федерация.
Минобрнауки
России. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : текст с
изм
. и доп. на 2011 и 2012 гг. /
М-во
образования и науки
Р
ос. Федерации. – М.
:
Просвещение, 2014. – 35 с.
Голубева
, Е. В. Мир экономики глазами детей [Текст] / Е. В.
Голубева
// Экономика в школе. – М.
:
МПА-Пресс, 2006. – №4. – С. 8-18.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк и др. – М.
:
Просвещение, 2014. – 24 с
Лушникова, Е. В. Как мы играем в экономику [Текст] / Е. В. Лушникова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008. – №11. – с. 75-77.
Попова, Н. Е. Экономическое воспитание человека начала XXI в. [Текст] / Н. Е. Попова, О. С.
Кавардакова
// Педагогическое образование в России. – 2012. – №5. – С. 174-176.
Шорыгина, Т. А. Беседы об экономике [Текст] : метод
.
р
ек. / Т. А. Шорыгина. – М.
:
ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат