Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Взаимосвязь уровня тревожности и копинг-стратегий подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках проведения обследования ПМПК г. Кемерово . Работа №30480

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Взаимосвязь уровня тревожности и копинг-стратегий подростков с ограниченными возможностями здоровья в рамках проведения обследования ПМПК г. Кемерово
Работа:

Взаимосвязь уровня тревожности и копинг-стратегий

подростков с ограниченными возможностями здоровья

в рамках проведения обследования ПМПК г. Кемерово

В.Г. Михайлова

г. Кемерово, Россия

Подростковый возраст - период интенсивного развития личности, её качественных изменений, стремления подростка занять значимое положение среди сверстников. Это время преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого отводится выработке продуктивных стратегий копинг-поведения, помогающих адаптироваться подросткам, как с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так и «нормотипичным» подросткам.

Психологическое предназначение копинг-стратегий состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя овладеть ею, ослабить или смягчить, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные копинг-стратегии на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов). Наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемы. Не позволяют адаптироваться в полной мере приемы преодоления, связанные с эмоциональным реагированием в проблемной ситуации, отрицанием стрессовой ситуации или отказом от разрешения проблемы [5].

Подростки с дефицитарным типом дизонтогенеза чаще используют неадаптивные копинг-стратегии нежели традиционные проблемно-ориентированные и эмоционально-ориентированные копинг-стратегии [3].

    Подростки с ограниченными возможностями здоровья менее устойчивы к стрессовым воздействиям, по причине незрелости и неустойчивости их стратегий адаптации [1]. Что может привести к развитию девиантных форм поведения. Подростки с особыми потребностями уязвимы, только часть успешно преодолевает трудности в общении, а другие не в состоянии справиться с хроническим коммуникативным стрессом. У подростков с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенное, необоснованное беспокойство. По причине которого обучающимся свойственны специфические реакции личности на осознание своей физической или психической неполноценности, что может привести к патологическому формированию личности. Отрицательное влияние на развитие самосознания оказывают такие факторы, как ранняя социальная депривация, неправильное воспитание и своеобразное отношение к подростку с ограниченными возможностями здоровья. Все это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, и повышенную внушаемость.

С целью выявления особенностей взаимосвязи уровня тревожности и копинг-стратегий у подростков с ОВЗ, было проведено исследование. В нем приняли участие 100 подростков, в рамках психолого-медико-педагогического обследования г. Кемерово, за период 2018 — 2019 уч. гг., которым была рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа. Диагностика копинг-механизмов была проведена с помощью опросника, разработанного Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптированного Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой. Испытуемым предлагались 50 утверждений касающихся их поведения в трудной жизненной ситуации. А так же тест на исследование самооценки человеком уровня реактивной и личностной тревожности по Шкале Спилберга — Ханина, представленный 20 вопросами.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что подростки с ограниченными возможностями здоровья в стрессовых ситуациях чаще используют стратегии: избегания (отрицание проблемы) — 96 %, самоконтроль (подавления и сдерживания эмоций) — 88 %, положительной переоценки (положительного переосмысления и рассмотрения их как стимула для саморазвития и личностного роста) — 83% респондентов.

Таким образом, эти стратегии предполагают попытки преодоления негативных переживаний за счет уклонения, полного игнорирования проблемы, отрицания проблемы, пассивности, чрезмерной раздражительности, фантазирования, целенаправленного подавления и сдерживания эмоций или отстранение с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Данные стратегии рассматриваются как неадаптивные, но в острых стрессогенных ситуациях, они могут быть полезными. Например, при возможности быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса. Применение этих копинг-стратегий говорит о том, что подросткам проще принять пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей, из-за неверия в свои силы.

Из неадаптивных стратегий так же выявлено использование подростками конфронтации (66%) - что может приводить к снижению устойчивости к стрессовым ситуациям. Использование подростками неадаптивных стратегий, таких как конфронтация и самоконтроль, делает их не готовыми к противостоянию жизненных трудностей. У подростков могут наблюдаться импульсивность в поведении, враждебность, трудности в планировании своих действий и прогнозе их результата, а так же сокрытие от окружающих своих эмоциональных переживаний и завышенной требовательности к самим себе.

Более половины подростков используют стратегии, планирования решения проблемы (72 %), поиска социальной поддержки (56 %) и принятия ответственности (44 %). Данные копинг-стратегии многими исследователями считаются адаптивными, они предполагают попытки преодоления трудностей за счет анализа ситуаций, выработки множества стратегий разрешения проблем, планирования собственных действий, учитывая прошлый опыт. Подростки могут обратиться за рекомендациями к знакомым, которые с их точки зрения владеют нужными знаниями. Эти стратегии способствуют конструктивному разрешению трудностей и отражают стремление подростков к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями.

В отношении личностной тревожности у 82% опрошенных с ОВЗ выявлена устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием повышенной тревоги. У 18 % респондентов выявлена ситуативная (реактивная) тревожность как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию - состояние характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Выявлены взаимосвязи между копинг-стратегиями положительной переоценки

и оптимальным индивидуальным уровнем “полезной тревоги” (ситуативной тревожности), а так же копинг-стратегией «бегство-избегание» с высоким уровнем тревожности.

Таким образом, обращая внимание на копинг-стратегии, подростки с ОВЗ в большей степени используют неадаптивные стратегии совладания, чем адаптивные, что может быть связано с особенностями воспитания, макро- и микроокружением, а также с особенностями протекания подросткового возраста.

По результатам исследования можно сделать вывод: чем выше уровень личностной тревоги у подростков с ОВЗ, тем чаще они используют неадаптивные стратегии совладания, что значительно усложняет процессы их адаптации в социуме.

© Михайлова Вероника Геннадьевна – педагог-психолог ГУО «Кузбасский РЦППМС» ОПМПОД, г. Кемерово, Россия, 2020 г.

E-mail: veronika_mihailova@mail.ru

Литература:

1. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю. Особенности копинг-стратегий у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Acta Biomedica Scientifica. 2017. Т. 2. № 5. С. 129—135. doi:10.12737/article_59e85cb40173f3.06872828

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2004. 344 с.

3. Куфтяк Е.В. Дети с дефицитами развития: особенности психологических защит и копинг-стратегий // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 3. С. 25—33.

4. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие. – Казань, 2003.

5. Попова Т.М. Деструктивные копинг-ресурсы как фактор риска девиантного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. – 2015.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×