Дата публикации:
29.08.2020
Автор:
Катиркина Ольга Викторовна
Название работы:
"Решение текстовых задач на равномерные процессы"
Работа:
Решение текстовых задач на равномерные процессы.
Предмет: математика
Класс: 4
Роль и место данной темы в курсе: 4 - й урок темы Решение текстовых задач на равномерные процессы. Урок закрепления.
Задачи урока:
- образовательная: рассмотреть текстовые задачи на разные равномерные процессы; закрепить способ решения задач.
- развивающая: продолжить работу над развитием интеллекта (речь), через работу с текстом.
- воспитательная: продолжить работу над воспитанием коллективных отношений, через работу в группах.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Сколько процессов мы знаем? (4)
- Что характеризуют каждый процесс? (переменные величины)
- Какие знаем процессы? (равномерные)
- В каком случае процесс является равномерным? (во сколько раз увеличивается одна величина, во столько же раз увеличивается и другая величина).
Задание:
- определить, какие величины пропущены в таблице, восстановить таблицу.
Процессы
Y
X
Работа
Объём работы
Время
Движение
Путь
Время
Купля - продажа
Стоимость
Количество товара
Составление целого из частей
Целое
Количество частей
3. Повторение изученного материала. Обучающимся предлагаются для прочтения два текста:
а) Автомобиль на 100 км пути израсходовал - 9 л бензина, а на 500 км пути - 45 л бензина.
б) Автомобиль на 100 км пути расходует 9 л бензина. Сколько литров бензина он израсходует на 500 км пути?
- Сравните тексты, найдите отличия (второй текст является задачей).
- Докажите, найдите признаки задачи.- Как преобразовать текст в задачу?
Работа в группах (распределение обязанностей).
Каждая группа получает научный текст.
Задание:
-преобразовать текст в задачу, определить процесс и величины, характеризующие его.
Текст для первой группы: Шимпанзе обитают в тропических лесах Африки, а также прилегающих к ним районах. Питаются они фруктами, орехами и молодыми листьями. Шимпанзе живут сообществами, в которых насчитывается от 30 до 80 особей. Чтобы разыскать разбросанные по лесу источники корма, шимпанзе разбиваются на отряды. Когда члены одной из групп находят пищу, они громким лаем оповещают всех остальных.
Текст для второй группы: Волк – хищник из семейства собачьих. Он сильно похож на большую собаку. Волчья стая – это очень сплочённый и дисциплинированный коллектив. У всех волков очень чуткие носы. В случаях необходимости волк может бежать со скоростью 55 – 60 км в час. Некоторые учёные утверждают, что волчья стая очень похожа по своему устройству на человеческое общество.
Текст для третьей группы: Многие животные умеют отлично рыть ходы под землёй. Но, пожалуй, самый знаменитый землерой – это крот, млекопитающее животное из отряда насекомоядных. Подземные ходы, проложенные кротом, тянутся на сотни метров. Обычно охотничьи туннели бывают длиной около 20 метров. Когда бывает нужно, крот очень быстро выкапывает новые ходы.
Текст для четвёртой группы: Проблема энергосбережения в нашей стране в последнее время стоит остро. На смену лампам накаливания приходят энергосберегающие лампы. Они способны значительно сэкономить бюджет не только семьи, но и всей страны. Экономия электроэнергии – главный девиз каждого человека.
4.Работа над пройденным материалом.
Представление задач.
Задача первой группы: Для поиска пищи 30 особей шимпанзе разбиваются на отряды по 6 особей в каждой. Сколько отрядов составят 60 особей?
Задача второй группы: За 2 часа равномерного движения тигр преодолевает расстояние в 120 км. Какое расстояние он пройдёт за 6 часов, если будет двигаться так же?
Задача третьей группы: Крот за 12 часов способен прорыть туннель длиной 60 м. Сколько метров туннеля пророет крот за 6 ч, если каждый час он будет продвигаться на одно и то же расстояние?
Задача четвёртой группы: Сколько энергосберегающих лампочек по цене 20 р. за штуку можно купить на 120 р.?
По часовой стрелке каждая группа передаёт свою задачу соседней группе.
Задание:
- ознакомиться с новой задачей;
- определить процесс; характеризующие процесс величины;
- составить таблицу к задаче;
- определить способ решения, решить задачу.
Представление результата на доске.
1 группа:
Купля - продажа
Стоимость (руб.)
Количество товара (шт.)
20
1
120
?
Решение: 1) 120 : 20 = 6 (раз.) – изменение величины
2) 1 * 6 = 6 (шт.) – можно купить на 120 рублей.
Ответ: 6 лампочек можно купить на 120 рублей.
2 группа:
Работа
Объём работы (м.)
Время (ч.)
60
12
?
6
Решение: 1) 12 : 6 = 2 (раз.) – изменение величины
2) 60 : 2 = 30 (м.) – пророет крот.
Ответ: 30 метров туннеля пророет крот за 6 часов.
3 группа:
Движение
Путь (км.)
Время (ч.)
120
2
?
6
Решение: 1) 6 : 2 = 3 (раз.) – изменение величины
2) 120 : 3 = 40 (км.) – пройдёт тигр.
Ответ: 40 километров пройдёт тигр за 6 часов.
4 группа:
Составление целого из частей
Целое (шт.)
Количество частей (отр.)
30
6
60
?
Решение: 1) 60 : 30 = 2 (раз.) – изменение величины
2) 6 * 2 = 12 (отр.) – составят 60 особей.
Ответ: 12 отрядов составят 60 особей.
- Задачи, на какие процессы решали группы?- Проговорите алгоритм решения.
- Какой можно сделать вывод? (задачи на разные равномерные процессы решаются по способу одинаково).
5. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание:
- описать любой процесс, определить величины;
- придумать задачу, решить.
6. Итог урока: Что повторили на уроке? Что необходимо знать для решения задач на равномерные процессы?
Скачать работу
Предмет: математика
Класс: 4
Роль и место данной темы в курсе: 4 - й урок темы Решение текстовых задач на равномерные процессы. Урок закрепления.
Задачи урока:
- образовательная: рассмотреть текстовые задачи на разные равномерные процессы; закрепить способ решения задач.
- развивающая: продолжить работу над развитием интеллекта (речь), через работу с текстом.
- воспитательная: продолжить работу над воспитанием коллективных отношений, через работу в группах.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Сколько процессов мы знаем? (4)
- Что характеризуют каждый процесс? (переменные величины)
- Какие знаем процессы? (равномерные)
- В каком случае процесс является равномерным? (во сколько раз увеличивается одна величина, во столько же раз увеличивается и другая величина).
Задание:
- определить, какие величины пропущены в таблице, восстановить таблицу.
Процессы
Y
X
Работа
Объём работы
Время
Движение
Путь
Время
Купля - продажа
Стоимость
Количество товара
Составление целого из частей
Целое
Количество частей
3. Повторение изученного материала. Обучающимся предлагаются для прочтения два текста:
а) Автомобиль на 100 км пути израсходовал - 9 л бензина, а на 500 км пути - 45 л бензина.
б) Автомобиль на 100 км пути расходует 9 л бензина. Сколько литров бензина он израсходует на 500 км пути?
- Сравните тексты, найдите отличия (второй текст является задачей).
- Докажите, найдите признаки задачи.- Как преобразовать текст в задачу?
Работа в группах (распределение обязанностей).
Каждая группа получает научный текст.
Задание:
-преобразовать текст в задачу, определить процесс и величины, характеризующие его.
Текст для первой группы: Шимпанзе обитают в тропических лесах Африки, а также прилегающих к ним районах. Питаются они фруктами, орехами и молодыми листьями. Шимпанзе живут сообществами, в которых насчитывается от 30 до 80 особей. Чтобы разыскать разбросанные по лесу источники корма, шимпанзе разбиваются на отряды. Когда члены одной из групп находят пищу, они громким лаем оповещают всех остальных.
Текст для второй группы: Волк – хищник из семейства собачьих. Он сильно похож на большую собаку. Волчья стая – это очень сплочённый и дисциплинированный коллектив. У всех волков очень чуткие носы. В случаях необходимости волк может бежать со скоростью 55 – 60 км в час. Некоторые учёные утверждают, что волчья стая очень похожа по своему устройству на человеческое общество.
Текст для третьей группы: Многие животные умеют отлично рыть ходы под землёй. Но, пожалуй, самый знаменитый землерой – это крот, млекопитающее животное из отряда насекомоядных. Подземные ходы, проложенные кротом, тянутся на сотни метров. Обычно охотничьи туннели бывают длиной около 20 метров. Когда бывает нужно, крот очень быстро выкапывает новые ходы.
Текст для четвёртой группы: Проблема энергосбережения в нашей стране в последнее время стоит остро. На смену лампам накаливания приходят энергосберегающие лампы. Они способны значительно сэкономить бюджет не только семьи, но и всей страны. Экономия электроэнергии – главный девиз каждого человека.
4.Работа над пройденным материалом.
Представление задач.
Задача первой группы: Для поиска пищи 30 особей шимпанзе разбиваются на отряды по 6 особей в каждой. Сколько отрядов составят 60 особей?
Задача второй группы: За 2 часа равномерного движения тигр преодолевает расстояние в 120 км. Какое расстояние он пройдёт за 6 часов, если будет двигаться так же?
Задача третьей группы: Крот за 12 часов способен прорыть туннель длиной 60 м. Сколько метров туннеля пророет крот за 6 ч, если каждый час он будет продвигаться на одно и то же расстояние?
Задача четвёртой группы: Сколько энергосберегающих лампочек по цене 20 р. за штуку можно купить на 120 р.?
По часовой стрелке каждая группа передаёт свою задачу соседней группе.
Задание:
- ознакомиться с новой задачей;
- определить процесс; характеризующие процесс величины;
- составить таблицу к задаче;
- определить способ решения, решить задачу.
Представление результата на доске.
1 группа:
Купля - продажа
Стоимость (руб.)
Количество товара (шт.)
20
1
120
?
Решение: 1) 120 : 20 = 6 (раз.) – изменение величины
2) 1 * 6 = 6 (шт.) – можно купить на 120 рублей.
Ответ: 6 лампочек можно купить на 120 рублей.
2 группа:
Работа
Объём работы (м.)
Время (ч.)
60
12
?
6
Решение: 1) 12 : 6 = 2 (раз.) – изменение величины
2) 60 : 2 = 30 (м.) – пророет крот.
Ответ: 30 метров туннеля пророет крот за 6 часов.
3 группа:
Движение
Путь (км.)
Время (ч.)
120
2
?
6
Решение: 1) 6 : 2 = 3 (раз.) – изменение величины
2) 120 : 3 = 40 (км.) – пройдёт тигр.
Ответ: 40 километров пройдёт тигр за 6 часов.
4 группа:
Составление целого из частей
Целое (шт.)
Количество частей (отр.)
30
6
60
?
Решение: 1) 60 : 30 = 2 (раз.) – изменение величины
2) 6 * 2 = 12 (отр.) – составят 60 особей.
Ответ: 12 отрядов составят 60 особей.
- Задачи, на какие процессы решали группы?- Проговорите алгоритм решения.
- Какой можно сделать вывод? (задачи на разные равномерные процессы решаются по способу одинаково).
5. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание:
- описать любой процесс, определить величины;
- придумать задачу, решить.
6. Итог урока: Что повторили на уроке? Что необходимо знать для решения задач на равномерные процессы?
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств