Развиваем детей
через дидактическую игру
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 2» г. Меленки
Владимирской области
А.Н. Корнилова
Дидактические игры и пособия для детей раннего возраста - хорошее дополнение к разного рода занятиям, трудовым действиям, наблюдениям и самостоятельным играм.
В различных видах деятельности дидактические игры могут быть использованы по-разному. Свойства предметов дети постигают на занятиях, но в играх позволяют сосредоточиться на решении более сложных конструктивных задач.
Для более широкого и разнообразного использования дидактических игр следует их варьировать, включая постепенно новые сведения о выделенных свойствах вещей (форме, цвете, величине), сопоставляя их, исходя из разных признаков.
Чудесный мешочек
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Чудесный мешочек; игрушки и предметы разной формы, величины, сделанные из разных материалов.
Ход игры
Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в мешочек предмет, а кто-то из вас просунет внутрь мешочка руку и угадает, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».
Незаметно для детей положите в мешочек один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.
Наряжаем кукол
Цели. Учить подбирать цвета по принципу «такой — не такой»; находить предмет определенного цвета по образцу; знакомить с названиями цветов.
Материалы. Куклы и наборы одежды к ним (шапочки, юбочки, носочки основных цветов); коробка.
Ход игры
Раздайте детям кукол и попросите одеть их так, чтобы юбочки, шапочки, носочки совпадали по цвету.
Дети по очереди подходят к коробке с одеждой и выбирают наряды для своих кукол, подбирая шапочки, юбочки, носочки методом прикладывания. Когда дети оденут кукол, проверьте вместе с ними правильность выполнения задания.
В дальнейшем можно усложнить задачу. Перед началом игры наденьте на кукол шапочки (или носочки), а юбочки сложите в коробку. Раздайте детям кукол и предложите нарядить их на праздник. В этом случае дети подбирают одежду по цвету путем зрительного соотнесения, подходя к коробке с одеждой без куклы.
В следующий раз попросите малышей подобрать куклам одежду заданных цветов.
Разноцветные палочки
Цели. Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материалы. Счетные палочки (карандаши) двух контрастных цветов (по 5 шт. каждого цвета).
Ход игры
Высыпьте перед ребенком счетные палочки (карандаши) и предложите разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки (карандаши), комментируя свои действия: «Давай, разложим палочки (карандаши) на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек (карандашей): «Молодей, ты отлично справился. Сюда положил все красные палочки (карандаши), а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек (карандашей) можно увеличить.
Найди пару по форме
Цели. Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Материалы. Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники), коробка.
Ход игры
Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться).
Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пары — ребенка с такой же фигуркой.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.
Наряди елку
Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, по 5-10 шт. каждой формы); небольшие елочки.
Ход игры
Разложите перед ребенком разноцветные фигурки и положите не наряженую елку. Предложите малышу нарядить елочку этими фигурками, чтобы получились на елке бусы. Начните выполнять задание: «Давай разложим фигурки по форме. На эту веревочку - все квадраты. А на эту - все круги. Вот так». Пусть ребенок продолжит наряжать елочку сам.
Сначала лучше предлагать ребенку фигурки одного размера. Количество фигур можно увеличивать, постепенно добавляя другие формы. В конце игры проверьте. При необходимости помогите ребенку исправить ошибки.
Кто позвал?
Цели. Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры
Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры спиной (можно попросить его закрыть глаза).
Дети по очереди обычным голосом называют имя ребенка. Малыш должен слушать внимательно и стараться угадать, кто его зовет (указать на ребенка или назвать его имя).
Если ребенок угадал, кто его позвал, он меняется с этим игроком ролями. Если не отгадал, продолжает водить.
Собери картинку
Цели. Закреплять умение воспринимать целостное изображение предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей; развивать внимание.
Материалы. Наборы картинок (цветы, формы геометрические и др.), из которых можно составлять простые предметные картинки.
Ход игры
Игра проводится индивидуально.
Предложите ребенку набор изображений, состоящий из 2-4 частей. Покажите образец целостной картинки и попросите собрать такую же картинку из частей. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.
Парные картинки
Цели. Учить находить одинаковые изображения; развивать внимание.
Материалы. Два набора карточек с изображениями знакомых детям игрушек или предметов.
Ход игры
Игра проводится индивидуально.
На столе перед ребенком разложите в ряд набор картинок. Покажите ему карточку из другого комплекта и попросите подобрать картинке пару. В случае затруднения продемонстрируйте малышу, как можно подобрать картинку, подкладывая ее поочередно к каждой карточке в ряду, пока не найдет такую же. Затем предложите ребенку другую картинку.
Количество картинок можно постепенно увеличить с 2—3 до 4-6 пар.
При игре с группой детей дайте каждому ребенку картинку и попросите подобрать ей пару среди карточек, перемешанных на столе.
Собираем шары
Цели. Учить детей различать количество предметов и цвет; познакомить с понятиями много, мало. Материалы. Две-четыре корзинки или две-четыре коробки разного цвета, как и шары; шары разных цветов.
Ход игры
Обратите внимание детей на разбросанные на полу шары и попросите их помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шара одного цвета, как и корзинка, а детям предложите собрать остальные по цветам.
В конце игры подведите итог; «Ты собрал много шаров. Молодец! А сколько у меня шаров? Мало».
Пирамидки
Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий с игрушками, учить сравнивать предметы по величине способом наложения.
Материалы. Различные пирамидки.
Ход игры
1-й вариант игры — «Красная пирамидка». Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт.), чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.
2-й вариант игры — «Разноцветная пирамидка». Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.
Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое (это удобно делать с большими пластмассовыми пирамидками). В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена неверно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.
Вкладыши и башенки
Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками; с понятием самый большой.
Материалы. Вкладыши-пирамидки.
Ход игры
1-й вариант игры — «Башенка-пирамидка». Игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку игрушку, попросите разобрать ее и построить высокую баш ню- пирамидку. Пусть малыш использует доступный ему способ действия — метод проб и ошибок, практическое примеривание или зрительное соотнесение. Если ребенок не может справиться с задачей или долго действует методом проб и ошибок, не переходя на следующий уровень действий, не понимает, что следует учитывать величину деталей, объясните ему, что все фигурки нужно поставить донышком вверх, и каждый раз выбирать самый большой вкладыш, ставя его на предыдущий.
2-й вариант игры — «Вкладыши». Когда ребенок построит башню несколько раз, попросите его собрать вкладыши — вложить их друг в друга. Если малыш не понял словесную инструкцию, объясните ему, что сначала надо перевернуть вес детали донышком вниз, затем выбрать самый большой вкладыш и вложить его в предыдущий.
Сначала малышам следует предлагать 2-4 вкладыша, постепенно увеличивая их количество.
Где мое место?
Цели. Знакомить детей с величиной в ходе практических действий со специальными игрушками.
Материалы. Доска с углублений ми-трафаретами (по типу доски Сегена), в которые вставляются детали-вкладыши, различающиеся только размером (фигурки располагаются в ряд по возрастанию или убыванию величины (5-7 шт.)).
Ход игры
Покажите ребенку игрушку и предложите достать все фигурки: «Утята пошли погулять. А теперь хотят вернуться домой. Найди каждой фигурке свой домик».
Для того чтобы ребенок научился действовать не хаотически, а методом практических проб или зрительного соотнесения, необходимо повторить игру несколько раз.
«Сухой бассейн»
В любую емкость, например: таз, кастрюля, чашка и т.д. поместите пластмассовые крышки от бутылок. Дети могут просто шуршать крышками, опуская в тазик руки, можно предложить ребенку отыскать среди крышек сюрприз (конфету, игрушку из киндер сюрприза).
Предложите ребенку собрать все красные, затем синие и т.д. крышки. Предложите построить из крышек дорожку, башенку, порожки для входа в домик матрешки и т.д.. Разложить крышки по цветам в отдельные емкости.
В дальнейшем можно использовать эти крышки для обучения счету и чтению, достаточно наклеить на крышки цифры, буквы, математические знаки.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат