Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках ФГОС
Реализация современных требований требует введения в школьную практику, помимо учебных занятий, системы внеурочной деятельности. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки.
В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы:
Принцип связи внеурочной деятельности с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной деятельности должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.
Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеурочной деятельности должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся.
Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеурочной деятельности.
Принцип разнообразия форм и видов внеурочной деятельности. Интерес поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а так же необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала.
Принцип добровольности. Участие школьников во внеурочной деятельности должно быть добровольным, а не принудительным.
Принцип массовости. Желательно привлекать к внеурочной деятельности как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участие во внеурочной деятельности.
В отличие от уроков внеурочная деятельность по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.
Выделяются следующие формы внеклассной работы:
По способу подачи языкового материала – устные и письменные;
по частоте проведения – систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);
по количеству участников – индивидуальные, групповые, массовые.
К письменным формам внеурочной деятельности по русскому языку относятся стенная газета, листки русского языка, стенды. Все остальные виды внеурочной деятельности проводятся в устной форме.
В последнее время активно реализуется опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку с использованием инновационных форм.
Первое направление – это интеграция учебных дисциплин образовательных областей «Филология» и «Искусство». Традиционные учебные викторины можно проводить как литературно – художественные. К примеру, выбрать из предложенных произведений живописи картины, созвучные стихотворным строкам, подобрать музыкальные фрагменты к стихотворениям, сочинить лирическую миниатюру на основе прослушивания фрагмента.
Второе направление внеурочной деятельности связано с использованием образовательных возможностей интернета. Это прежде всего участие в различных дистанционных конкурсах и викторинах, подготовка сетевых проектов.
Интересной для учащихся формой внеурочной деятельности являются виртуальные экскурсии. Уместно здесь использовать групповую форму работы. Учащиеся класса могут подготовить групповые проекты – экскурсии, а затем провести конкурс на лучшую виртуальную экскурсию. Для этого нужно обязательно продумать маршрут экскурсии, подобрать интернет – ресурсы, составить текст экскурсии, а затем попробовать себя в роли экскурсовода.
Исследовательская деятельность также является одной из инновационных форм внеурочной деятельности. Считаю, что интерес к науке нужно прививать уже с 5 класса. Одной из форм такой работы может быть конкурс читателей научно-популярных книг. Можно предложить ребятам для чтения книги Л.Успенского «Слово о словах», Б.Казанского «Приключения слов», М.Аксеновой «Знаем ли мы русский язык?» Ю.Федосюк «Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта 19 века» и другие.
Кроме конкурса на самого внимательного читателя, можно создать видеоролики, презентации. Реклама – жанр, популярный у детей. Можно использовать возможности рекламного жанра для популяризации научных книг. Целесообразно при создании реклам использовать работу в группах. Одну и ту же книгу могут прорекламировать разные команды учащихся, а затем определяем победителя.
Одной из важнейших форм внеурочной деятельности по русскому языку является подготовка проектов, лингвистических исследований. При изучении русского языка можно дать интересные задания, связанные с проектной деятельностью. В частности, лингвистические исследовательские проекты «Грамотность в современном мире», «Программа сохранения русского языка». Важными этапами проектного обучения являются презентация и рефлексия. Сочинение лингвистических сказок, стихотворений, кроссвордов так же можно предложить учащимся уже с 5 класса. Такие задания развивают языковое чутье, способствуют повышению мотивации школьников к изучению русского языка. В 5 классе по программе внеурочной деятельности я веду курс «Занимательной грамматики». Использование элементов «Занимательной грамматики» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Литература:
Бутусов
А.В. «Внеурочная деятельность. Программа».
Соколова Н.Н. «Внеурочная деятельность. Речевая деятельность современного школьника».
Кобзарева
Л.А. «Внеурочная деятельность. Развитие речевых компетенций учащихся».
Лободина
Н.В. «Внеурочная деятельность. Литературное чтение».
Садыкова З.С. «Организация внеурочной деятельности по русскому языку в рамках внедрения ФГОС».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат