Конспект организованной образовательной деятельности для детей 6 лет с нарушениями в развитии речи.
Тема: Путешествие в звуковой лес.
Цель: Создать условия для развития фонематических процессов.
Задачи: - развивать мимические мышцы лица;
- развивать мелкую моторику рук;
- закреплять навык детей дифференцировать звуки по признакам: гласный – согласный, согласный твердый – мягкий, звонкий – глухой;
- закреплять понятия «звук»,
- развивать операции фонематического анализа и синтеза;
- воспитывать самостоятельность, дружелюбие, желание помочь.
Оборудование: макеты деревьев, запись звуков леса, фишки звуков, предметные картинки, игра «Чудо-дерево», игра «Звуковые домики».
Форма проведения: фронтальное занятие-путешествие.
Ход занятия: I Вводная часть.
Дети стоят полукругом.
Педагог: ребята, из звукового леса пришло страшное известие. Там появился злодей – Звукоед – и спрятал в темницу Звуковичков (жителей звукового леса). Они очень просят помочь им. Что же делать?
Предполагаемые ответы детей: Давайте пойдем в звуковой лес и поможем Звуковичкам. Можно прогнать Звукоеда. Надо выпустить Звуковичков из темницы.
Педагог: я помню, что в сказках помогает тот, кто внимательный и ловкий, поэтму сделаем разминку и отправимся в путь.
Покажите, как злится
Звукоед
; как
испугались
Звуковички
; как они
будут радоваться после спасения.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
:
По сухой лесной дорожке – (Поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)
Топ-топ-топ – топочут ножки. (Постукивают пальцами по ладони)
Ходит, бродит вдоль дорожек (Поочередно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки (Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Для сыночка и для дочки.
II Основная часть.
Дети идут
вместе с педагогом в звуковой лес. Группа оформлена в виде леса, слышится шум леса.
Педагог: посмотрите, какое чудесное дерево, но листочки опали с него. Если мы поможем ему вернуть листочки, оно подскажет, как пройти к темнице Звукоеда. Нужно найти картинки со звуком «м» и указать его место в слове: начало, середина или конец слова.
Предполагаемые ответы детей: Это морковь. В этом слове есть звук «м», он находится в начале слова. Это зонт, в этом слове нет звука «м» и т.д.
А вот и темница.
Что здесь такое? Понятно. Чтобы освободить пленников, нам с вами предстоит расшифровать слово. Его название зашифровано в первых звуках других слов.
Первый звук в зашифрованном слове – это первый звук слова (показ картинки «лягушка»). Второй звук – это первый звук в слове (показ картинки «игла»). Третий звук – это первый звук слова (показ картинки «самовар»). Четвертый звук – первый звук слова (показ картинки «ананас»).
Примерные ответы детей: Это лягушка. Первый звук в этом слове «ль». Значит в зашифрованном слове первый звук «ль». Это игла. Первый звук в этом слове «и», значит в зашифрованном слове второй звук «и» и т.д.
Педагог: из первых слов-подсказок сложите зашифрованное слово.
Предполагаемые ответы детей: Получилось слово «ЛИСА».
Педагог: Звукоед боится света и любит темноту, чтобы он никогда не приходил к Звуковичкам, надо подойти и зажечь разноцветные огоньки в их домиках.
Физкультминутка: «Осенний лес»
Мы идем в осенний лес. (Шагают на месте)
А в лесу полно чудес! (Разводят руки в стороны, «удивляются»)
Дождь вчера в лесу прошел – (Потряхивают ладонями обеих рук)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну сторону, то в другую)
И в корзинку собирать.(Наклоняются вперед)
Вот сидят маслята, на пеньке – опята, (Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.
«Подосиновик, груздок,
Полезайте в кузовок!(Делают манящие движения руками)
Ну, а ты, мухомор,(Грозят указательным пальцем)
Украшай осенний бор».
Педагог:
А
вот и домики.
Например
в слове лиса четыре звука, я выбираю домик с четырьмя окошками. А теперь вы ребята возьмите по картинке и выберете для них домик. Чтобы зажечь свет в окошках, нужно охарактеризовать звуки и обозначить фишками. (3-4 ребенка)
Примерные ответы детей: У меня картинка «сом». В этом слове три звука, поэтому я выбираю дом с тремя окошками. Первый звук «с», он согласный, твердый, глухой, обозначается фишкой синего цвета. Ставит синюю фишку в первое окошко. Второй звук в слове «сом» - «о». Он гласный, обозначается фишкой красного цвета. Ставит фишку красного цвета во второе окошко. Третий звук в слове «сом» - «м», он согласный, твердый, звонкий, обозначается фишкой синего цвета. Ставит синюю фишку в третье окошко. И также другие дети.
Педагог:
Ребята, нам пора возвращаться в группу, но мы можем вернуться из этого леса только на необычном, сказочном транспорте. Как вы думаете, на каком?
Предполагаемые ответы детей: Можно вернуться на коньке-горбунке. Можно поехать на печке. И др.
Педагог: Ребята, мы сможем полететь на ковре-самолете, если правильно составим предложение из слов: детский сад, в летит ковер-самолет.
Примерные ответы детей: Ковер-самолет летит в детский сад.
Педагог: Добавьте в предложение слово-признак к слову ковер-самолет.
Примерные ответы детей: Большой ковер-самолет летит в детский сад. Красивый ковер-самолет летит в детский сад. Узорчатый ковер-самолет летит в детский сад. Шерстяной ковер-самолет летит в детский сад.
III Заключительная часть.
Педагог: Вот мы и вернулись в группу. Ребята, где вы сегодня побывали?
Мы были в звуковом лесу.
Что вы там делали?
Мы помогали Звуковичкам, освободили их из темницы, зажгли окошки в домиках.
Какое из заданий вам показалось сложным?
Сложным для меня бело разгадывать зашифрованное слово.
Какое задание вам понравилось?
Мне понравилось зажигать окошки. М
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат