Кантемирова Оксана Владимировна,
учитель МБОУ гимназии № 5
имени девяти Героев Второй мировой войны г. Усть-Лабинска
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Новые технологии должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности.
Широкое распространение в образовательном процессе получают новые формы применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эти современные методы представляют собой систему правил взаимодействия преподавателя и обучающихся, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение.
Электронное обучение - это система обучения при помощи информационных и электронных технологий.
Педагогические технологии реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий – педагогические технологии опосредованного и непосредственного общения с использованием электронных телекоммуникаций и дидактических средств.
Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Развитие новых интерактивных методов обучения в условиях модернизации образования обусловлено тем, что были поставлены не только задачи усвоения обучающимися знаний, но и развитие творческих и коммуникативных способностей. Образовательный процесс, реализуемый с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и дидактическое обеспечение этого процесса со стороны ОО, а также регулярный систематический контроль и учет знаний обучающихся.
Главными целями применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, как важной составляющей в системе образования, являются:
предоставление обучающимся возможности освоения образовательных
программ
непосредственно по месту жительства обучающегося или его
временного
пребывания;
повышение качества образования
обучающихся
в соответствии с их
интересами, способностями и потребностями;
развитие профильного образования в рамках О
О
на основе использования
информационных технологий как комплекса социально-педагогических преобразований.
Основная цель электронного обучения с использованием дистанционных технологий состоит не только в том, чтобы дать знания и навыки, но и в том, чтобы создать базу для работы, во время которой информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций. Обучающиеся запоминают информацию лучше всего тогда, когда они активно вовлечены в решение практических задач и упражнений в процессе обучения. Необходимо отметить, что в модели такого обучения меняется взаимодействие с педагогом: его активность уступает место активности обучающихся. И его основная задача – создать условия для инициативы. В дистанционных технологиях обучающиеся выступают полноправными участниками, их опыт не менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску. К недостаткам фасилитаторской роли относятся большие затраты труда педагога при подготовке, сложность точного планирования результатов, высокие энергозатраты.
Применение электронного обучения, дистанционных технологий основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемых знаний. В ходе таких занятий не даются готовые знания, педагог побуждает обучающихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля он преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя обучающимся самостоятельность в выборе средств достижения своей цели.
В электронном обучении с использованием дистанционных образовательных технологий используются различные организационные виды учебной деятельности, включающие следующие организационные формы:
– уроки;
– лекции;
– семинары;
– практические занятия;
– лабораторные работы;
– контрольные работы;
– самостоятельные работы;
– консультации с преподавателями.
Обучающиеся получают рекомендации учителей по соответствующему предмету через электронную почту, WhatsApp, Skype, социальные сети, используя для этого любые возможности выхода в Интернет.
При электронном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий обучающийся и учитель взаимодействуют в учебном процессе в режимах online, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом, и (или) offline, когда обучающийся выполняет какую-либо самостоятельную работу, а учитель оценивает ее выполнение с помощью следующих элементов системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
- образовательные платформы «РЭШ», «Учи.ру», «Рещу ОГЭ», «Решу ЕГЭ»;
- цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах;
- видеоконференции, вебинары;
- Skype, Zoom, WhatsApp – общение, e-mail;
- облачные сервисы;
- электронные носители мультимедийных приложений к учебникам, электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Таким образом, при электронном обучении с использованием дистанционных технологий заметно изменяются функции основных участников образовательного процесса: педагога и обучающегося. Основная роль учителя – организовать взаимодействие с обучающимися. Она требует владения интерактивной компетентностью, включающей следующие умения:
- определять стратегию взаимодействия с обучающимися;
- организовывать групповую работу;
- управлять групповым взаимодействием, создавать «коммуникативное поле»;
- руководить процессом обучения.
В настоящее время в образовательном процессе актуальны информационные технологии, выступающие как совокупность методов и средств сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющих знания обучающихся и развивающих их возможности получения новых знаний.
Популярна стала при электронном обучении с применением дистанционных технологий видеоконференция. Эта современная технология общения позволяет в режиме реального времени передавать в всем участникам видеоконференции звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие тексты, таблицы, компьютерную анимацию, видеоматериалы, презентации. Ее использование обеспечивает возможность двухсторонней связи между педагогом и обучающимися. При этом возможна двухсторонняя передача видеоизображения, звука и графических иллюстраций, презентаций.
Таким образом, применение электронного обучения, дистанционных технологий в образовательном процессе способствуют преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов, развитию творческих способностей обучающихся. Самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является одной из главных средств развития личности обучающегося сегодня. Она помогает раскрывать потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат