Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Методическая разработка "Каждый ребенок- исследователь". Работа №30848

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Методическая разработка "Каждый ребенок- исследователь"
Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)

«Каждый ребенок - исследователь»

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Федорова Марина Евгеньевна

воспитатель I квалификационной категории.

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

 

 

 

 

 

Познавательное мероприятие для детей среднего дошкольного возраста

«Каждый ребенок - исследователь»

Автор: Федорова Марина Евгеньевна, воспитатель I категории

Тема: «Каждый ребенок - исследователь»

Цель: приобщение родителей с детьми к совместно исследовательской – познавательной деятельности.

Задачи:

Познакомить с исследовательской деятельностью

Оказать помощь родителям в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей,

Развивать экологическую культуру, наблюдательность, внимание,

зрительную память и воображение.

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Семинар проходит в несколько этапов:

теоретическое объяснение задания;

обучающая исследовательская деятельность;

подведение итогов.

Содержание проведения мероприятия

1.Что означает исследовательская работа или экспериментирование?

2.Что развивает у детей экспериментирование?

3.Какой материал можно использовать в исследовательской работе?

4.Практическая часть: эксперименты с водой (родители с детьми).

5.Выставка работ родителей и детей – совместная работа.

Что означает исследовательская работа или

экспериментирование?

Ребенок по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников поведения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Традиционное обучение, прежде всего в нашей стране, строится преимущественно не на исследовательском поиске, а на репродуктивной деятельности направленной на усвоение готовых истин.

Творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад.

Важно также понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой. Они требуются каждому человеку в зависимости от характера его деятельности.

Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как неотъемная характеристика личности, как стиль жизни

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучения его умения и навыкам исследовательского поиска, становятся важнейшими задачами современного образования.

Что развивает у детей экспериментирование?

Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности.

В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок.

Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.

Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами являются:

Активное использование опыта игровой практической деятельности

(Почему лужи замерзают? Почему мячик катится?).

Группировка объектов по функциональным признакам (обувь, посуда, для чего она необходима? С какой целью используется?).

Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

Основное содержание

«

исследований

»

проводимых детьми, предполагает формирование у них, следующих представлений:

1.О материале (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина).

2.О природных явлениях (времена года, явления природы, объекты неживой природы – песок вода).

3.О мире растений (овощи, фрукты).

4.О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда).

5.О геометрических эталонах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, призма).

6.О человеке (мои помощники – нос и глаза).

В процессе экспериментирования развевается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Активно используются строительные игры позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма).

Какой материал можно использовать в

исследовательской работе?

Глину, дерево, ткань, бумагу, металл, стекло, резина, пластмасса.

Дополнительный материал:

а) объекты неживой природы: песок, снег, вода, лед.

б) растения: овощи, фрукты, сухие листья, цветы, веточки.

в) предметы: игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда.

Воспитатели, дети и родители собирают совместно этот материал для дальнейших экспериментов.

В процессе экспериментов дети изучают свойства и качество материалов, у детей одновременно развиваются художественные и интеллектуальные способности.

Лучшие работы детей и родителей мы используем для оформления предметной среды помещений – как результат детского творчества.

Практическая часть:

«Эксперименты с водой»

(дети и родители) «Гимн Воде»

Обычная вода – наполненное тайнами чудо природы. Вода –

самое распространенное вещество на земле. В чистом виде она

не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Но в действительности

вода никогда не бывает такой. Это происходит потому, что она

удивительно активно впитывает в себя, растворяет в себе и

сама проникает почти во все, что её окружает. Водой

заполнены океаны, реки, озера, ручейки, и… лужи. Вода есть в

воздухе, составляющем огромный океан Земли – атмосферу. В

воде зародилась жизнь; мы сами в значительной степени

состоит из воды, и без воды не возможно существование всего

живого. Следы воды находят даже в камнях и минералах.

Жидкая, твердая вода (лёд) и водяной пар таят в себе особые

секреты, которые позволяют говорить о том, что вода – необычное вещество.

Тема: «Почему лед не тонет?»

Опыт № 1

Тема: «Почему лед не тонет?»

Цель: Углублять знания детей о свойствах воды, развивать любознательность.

Ход опыта:

В наши дни лёд просто даже в жаркий летний день. Возьмем небольшую пластмассовую коробочку, нальем в неё холодную воду и поставим в морозильную камеру холодильника. Через некоторое время в коробочке образуется лёд. Наполним глубокую тарелку водой. Она станет лабораторной моделью. Осторожно положим кубик льда на воду в тарелке. Видите? Лед не тонет в воде, а плавает на её поверхности, значит он легче воды. Лёд, полученный из воды, не тонет в ней. Благодаря этой особенности льда, вода в водоемах не замерзает.

Материал для опыта: Стакан с водой, тарелка, готовые кубики льда.

Тема: «Вода из продуктов»

Опыт № 2

Тема: «Вода из продуктов»

Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные интересы детей.

Ход опыта:

В новый полиэтиленовый пакет положите несколько огурцов или кусок хлеба. Тщательно закройте пакет и положите его в холодильник. Примерно через сутки на внутренней поверхности пакета Вы увидите капельки воды.-- - Откуда она взялась?

- Из содержимого пакета: из воздуха, в котором всегда есть водяной пар и из продуктов, в которых всегда содержится вода.

Материал для опыта: Полиэтиленовый пакет, хлеб, огурцы.

«Есть ли жидкость в фруктах?»

Опыт №3

Тема: «Вода из фруктов»

Цель: Выявить свойства воды, развивать познавательные активность детей в процессе экспериментирования.

Ход опыта:

Возьмем фрукты – яблоки и груши. Натрем их на терку. Полученную массу отожмем через ситечко.

В стакане получилась красивая, ароматная жидкость – сок. Мы убедились что в фруктах есть вода.

Материалы для опыта: Фрукты (яблоки, груши),стакан, ситечко, терка.

 

«Какая капля больше – холодная, теплая или горячая»

Опыт № 4

Тема: «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая».

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная.

Ход опыта:

Подберите три одинаковые маленькие пробирки (вместо них можно использовать не большие капсулы из-под лекарств) и накапайте пипеткой в каждую по 20 капель соответственно холодной, теплой и горячей воды. Сравните получившиеся объемы воды. Если при одинаковом количестве капель получается разные объемы воды, то это означает, что горячие, теплые и холодные капли воды разные по размеру. Какая капля самая большая? Самая маленькая?

Материалы для опыта: Пипетка, емкости с горячей, теплой и холодной водой, пробирки (капсулы)

Тема: «Окрашивание воды»

Опыт №5

Тема: Окрашивание воды.

Цель: Выявить свойства воды: вода может быть теплая и холодная, чем теплее вода тем быстрее растворяется вещество.

Ход работы:

Возьмите два стаканчика с теплой и холодной водой, добавить краску в оба стаканчика. В каком стаканчике краска быстрей растворится? (в стакане с теплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (вода станет более окрашенной).

Материалы для опыта: емкости с водой, палочки для размешивания, мерные стаканчики и краска.

 

Таким образом, организация методов для познавательно – исследовательской деятельности в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать получение знания развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Особую педагогическую значимость этих методов, в том что:

Позволяет практического целенаправленного действия на открытие и возможность формирования собственного жизненного опыта у ребенка;

Позволяют решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Список литературы:

Дыбенко

«

Ребенок в мире поиска

»

М.ТЦ Сфера,2005г.

Дыбенко

«

Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольника

»

М.2001г.

«

Детство:

«

Программа развития и воспитания детей в детском саду

»

СПБ 1995г.

План – программа воспитательной работы в детском саду СПБ 1997г.

Шапиро А.

«

Лужа. Твоя первая научная лаборатория

»

М. Мозаика – Синтез 2002г.

Зарина А.

«

Элементарная поисковая деятельность в детском саду

»

Дошкольное воспитание №7 1994г.

Толстикова О.

«

Создаем развивающую среду своими руками

»

Дошкольное воспитание №5 1994г

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×