Статья на тему:
« Развитие мышления учащихся на уроках истории»
автор статьи:
Шигина Татьяна Владимировна
учитель высшей категории
ГБОУСОШ №311 г. Санкт-Петербург
«Ум – это хорошо организованная система знаний»
К.Д.Ушинский.
Современная конгитивная психология подтверждает эту мысль, что именно в результате организованной системы знаний, можно добиться значительных результатов в развитии мышления.
Однако иногда педагоги полагают, что развитие и формирование мышления учащихся –это какая-то специальная задача. Она добавляется к основной цели обучения: дать необходимые знания. Получается определенный перечень, такой как: дать ученику необходимые знания, сформировать учебные умения и навыки, развить его восприятие, память, мышление, способности, сформировать мировоззрение. Анализируя такой подход, создается впечатление, что знания накапливаются как-то сами по себе, умения формируются рядом с ними, а параллельно идут процессы развития мышления. Между тем это не так. Формирование упорядоченной системы знаний, когда разные сведения постоянно сопоставляются и соотносятся друг с другом в самых разных отношениях, по разному обобщаются и дифференцируются, входят в разные цепочки причинно- следственных связей, одновременно ведет и к наиболее эффективному усвоению знаний и к развитию мышления.
Современные педагогические технологии позволяют учителю не только проектировать учебный процесс, но и более комплексно подойти к проектированию личности ученика.
Такие технологии предлагают обучение в виде алгоритма, который можно и нужно использовать при проведении урока:
представление основных узлов информации;
выделение основных смысловых пунктов, планируемых для обсуждения;
общий обзор,
более детальные обзоры;
подача детальных подструктур;
Такая стратегия называется «паутинным обучением», сегодня она считается одной из самых востребованных. Придерживаясь этой стратегии, учитель как бы проектирует содержание своего предмета, в моем случае это история, ориентируясь на его обобщенную абстрактную модель, которая включает:
основные единицы учебного материала в данной теме;
общие правила их сочетания в конкретные явления;
Преимущества подобного способа организации обучения истории очевидны:
Во-первых, чем больше развитых связей новых знаний с уже имеющимися в долговременной памяти может быть установлено, тем глубже и шире понимание нового материала, тем лучше он усваивается.
Во-вторых, чем лучше развита и структурно организована конгитивная система, тем дольше и прочнее сохранение учебного материала в памяти. Именно в конгитивной системе идет более глубокий и всесторонний анализ поступающей информации. А это является одной из главных предпосылок прочного и длительного запоминания. Следовательно, в процессе обучения школьнику надо не просто «сообщать сумму знаний», а сформировать у него, насколько это возможно, на доступном уровне систему взаимосвязанных знаний, образующих внутренне упорядоченную структуру.
Процесс обучения истории способствует выработке у учащихся определенных приемов и операций мышления: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, суждения, умозаключения и т. д. В результате процесса обобщения образуются понятия. Работу над формированием понятий я провожу на каждом уроке, иногда за урок их изучается до шести – семи. Это происходит из-за значительного объема учебного материала. Для более продуктивной работы по формированию понятий использую алгоритм Э.Стоунсома, он представляет систему «трех фаз».
А- предактивная (подготовительная) фаза;
Она включает в себя анализ предстоящего урока с точки зрения задач обучения, чтобы установить ключевые аспекты, соподчиненность понятий, действия и способы оценки.
В- фаза активного взаимодействия с учащимися для обучения их намеченному понятию;
состоит из предварительного представления характера нового научения.
объясняются ключевые термины, использованные при изучении нового материала.
для того
чтобы запоминания шло более активно, проводится серия примеров.
Учащиеся поощряются к объяснению характера понятий собственными словами.
С- фаза оценки результатов обучения;.
Фаза предполагает предъявление ученикам новых примеров с тем. Что бы те указали, какие из них являются вновь усвоенными понятиями, а какие нет.
Кроме этой методики можно использовать и другие, главное чтобы результат был положительным для учеников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат