Система работы по речевому развитию
детей раннего возраста.
Смородина Е.Н., старший воспитатель,
Ракова С.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 62»,
Великий Новгород.
Современная образовательная политика государства, гуманизация обучения и воспитания направлена на гармоничное развитие личности. Одним из условий гармоничного развития личности ребенка становится его правильное речевое развитие.
Тема раннего развития детей очень популярна, и проблема развития речи продолжает оставаться наиболее актуальной и требует самого серьезного отношения.
Своевременное и личностно-ориентированное воздействие на различные звенья речевой функции позволяет удержать ребенка на онтогенетическом пути развития. Успешное протекание освоения ребенком родного языка во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.
Общение со взрослым является для ребенка важным фактором в ранние периоды развития речи. Необходимо встать на позицию ребенка, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в общении с малышом. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.
Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь педагога, близкого взрослого должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной.
В настоящее время имеется необходимость направленного пропедевтического педагогического воздействия на языковые и когнитивные компоненты, позволяющие своевременно оказывать содействие становлению речи, минимизировать отклонения речевого развития в раннем возрасте и предупредить нарушения речи в дошкольном возрасте.
Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем больших успехов можно добиться. Ребенок до 3 лет может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно, то есть, играя.
Ведущая роль в процессе овладения речью принадлежит:
Развитию речевого дыхания;
Развитию фонематического слуха, восприятия, внимания;
Развитию артикуляционного аппарата;
Развитию мелкой моторики рук.
Наибольшей эффективности речевого развития мы можем добиться, используя все блоки в комплексе.
Речевое развитие малышей осуществляется на основе следующих принципов:
От простого к сложному. Вначале идет отработка речевого выдоха на гласных звуках, затем – звукоподражание, затем – проговаривание простых слов (1 слог, 2 слога, и т.д.) и, наконец, - предложение.
Системности. Использование всех компонентов речевого развития детей в совместной деятельности с педагогом в различные режимные моменты.
Доступности. Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту.
Повторяемости. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Параллельно работаем над мелкой и крупной моторикой с добавлением звукоподражания, речи. Использование в работе одновременно и комплексно речи, дыхания и движения способствует более активному и эффективному речевому развитию детей.
Развитие речевого дыхания.
Дыхание важно для развития речи. Речевое дыхание должно быть сильным, центральным, длительным. При несформированном речевом выдохе ребенок может задыхаться, запинаться во время разговора. Поэтому необходимо научить говорить на выдохе, сделать выдох сильным, уверенным.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Игры и упражнения на развитие длительного плавного вдоха
Название
Содержание
«Понюхай цветочки»,
«Ароматные коробочки»,
«Узнай фрукт, овощ»,
«Ах, как вкусно пахнет!»
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность вдоха: медленно набираем воздух через нос, следим, чтобы не поднимались плечи.
Игры и упражнения на развитие длительного плавного выдоха
Название
Содержание
«Ветерок»,
«Подуй на веточку с листочками,…»,
«Сдуй с ладошки перышко,…»,
«Чей кораблик плывет быстрее?»,
«Султанчики»,
«Бульки» - в стакане с водой дуем через трубочку для коктейлей, делаем пузырьки: если дуем слабо - пузырьков не будет, если сильно – прольем воду
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать правильность выдоха.
Во время выдоха воздух выходит только через рот, нельзя допускать выход воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, ему можно аккуратно зажать ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
Выдох происходит плавно, а не толчками. Во время выдоха губы нужно складывать трубочкой, не сжимать их, не надувать щеки.
Игры и упражнения на пропевание гласных
Название
Содержание
«Воет ветер - ууу»,
«Девочка плачет – ааа»,
«Зубки болят – ооо»,
«Как мычит корова, …»,
«Далеко-близко»,
«Громко-тихо».
При выполнении этих упражнений необходимо контролировать модуляцию, силу голоса.
Развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Если ребенок не слышит звуки, то речь без специального обучения развиваться не будет. Это может привести к тому, что у ребенка будет затруднено понимание обращенной к нему речи.
Требуется специально организованная деятельность по развитию фонематического слуха, восприятия, внимания.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков можно использовать:
-звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.;
-звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;
-звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и т. п.;
-транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;
-звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
-звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и др.
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха, восприятия, внимания
Название
Содержание
"Отгадай, что звучит"
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
"Разговор шепотом"
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
"Посмотрим, кто говорит"
Подготовьте изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
"Слышим звон и знаем, где он"
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
"Подскажи словечко"
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
"Хорист"
Пропеваем заданный звук с разными интонациями.
"Сломанный телевизор"
Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объясните ребенку, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.
«Коробочки со звуками»
В одинаковые коробочки кладем разные предметы: крупа, песок, камушки. Должно быть по две коробочки одинаково заполненных. Дети на слух определяют где такой же звук).
Развитие артикуляционной моторики.
Использование игр и упражнений для развития артикуляционной моторики способствует подготовке артикуляционного аппарата к правильному произнесению звуков, формированию четкой красивой, понятной речи.
Игры и упражнения, артикуляционные гимнастики для развития артикуляционного аппарата
Название
Содержание
«Рыбки»,
«Птенчики»
«Окошечко»
Максимальное открывание и закрывание рта
«Я радуюсь»
«Паровозик»
«Волк»
«Слоник»
«Дудочка»
Растягивание губ в улыбку, трубочку
«Киска лакает молочко» «Язычок в домике»
«Слижи с губ варенье»
«Лошадка»
«Лопаточка»
«Блинчик»
Игры с язычком
Развитие мелкой моторики рук.
Формирование речи напрямую связано со степенью сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, активное развитие и тренировка движений пальцев и всей кисти руки является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Использование пальчиковых игр, упражнений, гимнастики способствует тому, что:
Малыши овладевают двигательными умениями, навыками;
Развивается координация движения;
Совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.;
Пальцы становятся более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими;
Исчезает скованность движений;
Быстрее овладевают словесными упражнениями;
Речь развивается интенсивнее;
Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.
Возможные варианты действий с предметами, игрушками и материалами: нажимать на резиновую грушу, получая струю воздуха; разминать тесто, пластилин, глину; вдавливать детали в пластилин; мять, рвать бумагу; нанизывать кольца (шарики, кубики и т. п.) на стержень; сортировать мелкие предметы; пересыпать сыпучие материалы; опускать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком; заводить ключиком игрушки; собирать пазлы, мозаику; открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок; расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии; шнуровать и многое другое.
Игры с пальчиками, сгибание-разгибание кулачков («Пальчики побежали», «Пальчики здороваются», «Спрятались в домик», «Сдуй игрушку!», «Спрячь в ладошку!» «Рожки», «Капуста», «Сова» и др.)
Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только развивают мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. В современной методической литературе пальчиковые игры и гимнастики представлены в достаточной мере.
Использование этнотехник (потешки, пестушки, фольклорные тексты специфически детского репертуара, колыбельные). Используется сочетание речи и движение рук, договаривание слов и строк.
Важно отметить, что использование этнопедагогических техник имеет большой педагогический смысл в связи с глубокими корнями «семейного» использования и включает в себя традиционные народные, отшлифованные поколениями приемы семейного взаимодействия с маленькими детьми.
Литература:
Александрова Л.Ю. Стратегия предупреждения нарушений речи детей раннего возраста «педагогического риска». Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, № 70, 2012,
С. 4-6.
Ваторопина
С.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Учёные записки ИНПО: сборник статей, Выпуск 15. – В. Новгород, 2013, С. 150-152.
Винникот
Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя: руководство по начальным взаимоотношениям / Д.В.
Винникотт
. Пер. с англ. А. Гинзбурга. Екатеринбург:
Литур
. 2004.
Датешидзе
Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб
.:
Речь. 2004.
Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб
.:
Союз, 1998.
Разенкова
Ю.А.,
Одинокова
Г.Ю. Эй, ладошка! Игры с пальчиками. – М.: Карапуз, 2004.
Цвынтарный
В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб
.:
Хардфорд
, 1996.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат