Дата публикации:
28.09.2020
Автор:
Васильченко Л.А., Свеженцева Н.В., Шиянова И.В.
Название работы:
"РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Работа:
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Васильченко Л.А., Свеженцева Н.В., Шиянова И.В.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в современных условиях. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
В федеральном образовательном стандарте начального общего образования задачи развития и воспитания личности в процессе познания выдвигаются на первый план. Имеются конкретные направления развития обучающихся: в личностном плане (нравственные качества), в плане познания (общекультурная идентичность), в учебном плане (универсальные способы действия). Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Требования к личностным качествам включают в себя ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
Формирование гражданской идентичности личности становится одной из ключевых задач образования и способствует реализации роли образования как важнейшего социального института, во многом определяющего достойную жизнь граждан России, конкурентоспособность и процветание нашей страны.
И естественно, без формирования определенных ценностно - смысловых установок невозможно воспитать гражданина страны. Становление ценностей происходит и во время достижения метапредметных и предметных результатов.
Большой воспитательный потенциал всегда несли в себе гуманитарные предметы: литература, история, иностранный язык, русский язык. Иностранный язык является важнейшим средством воспитания молодого поколения. Будучи частью культуры, иностранный язык формирует личность ребенка, в том числе, и через заложенные ценности культуры той страны, средством общения которой он является.
Обучение иностранному языку в МБОУ Лицей № 10 осуществляется по учебно-методическому комплекту Английский с удовольствием, авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёвой. В данный комплекс заложен огромный воспитательный потенциал. Главной концепцией программы является развитие индивидуальности в диалоге культур. Одна из основных задач обучения английскому языку в начальной школе направлена на формирование у учащихся гражданской идентичности, чувств патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей.
К используемым средствам воспитания гражданской идентичности в ходе обучения английскому языку относятся тексты (монологи, диалоги, стихи, песни, фольклор, пословицы), дающие элементарные представления о моральных правилах и нормах нравственного поведения, формирующие представления о дружбе, доброте, взаимоотношениях в семье, классе, школе. Это тексты, воспитывающие любовь к природе и животному миру России, а также способствующие воспитанию ценностного отношения к своей малой родине, народу, России, уважительное отношение к родному языку, и тексты, способствующие осознанию своей культуры через контекст культуры англоязычных стран.
Одним из способов воспитания является чтение текстов на иностранном языке. Путь воспитания при чтении - путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Не менее важно аудирование как источник информации, средство воспитания в том числе.
Большинство изучаемых тем иностранного языка затрагивают нравственный аспект воспитания: проблемы толерантности, семьи, общей культуры в нашей стране, национальной культуры. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию обучающегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия - групповая и парная работы.
В учебно - методическом комплекте представлены и другие средства, способствующие формированию гражданской идентичности - это упражнения, задания, с помощью которых формируются представления о своей стране и англоязычных странах. Сказочные персонажи, сопровождающие образовательную деятельность, на примере своих поступков и черт характеров учат различать хорошее и плохое.
Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний и других учебных предметов. Возможная интеграция предметного содержания дает возможность продолжать решать задачи духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности. Считаем целесообразным вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность; проведение в начальной школе предметных недель, презентаций проектных и исследовательских работ, конкурсов стихотворений, написание сочинений; использование ролевых игр, настольно - печатных дидактических игр, игр - драматизаций.
Эффективным приемом работы является ролевая игра как форма коллективного взаимодействия. В данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Кроме того, в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого обучающегося. Тогда необходимо проведение этапа рефлексии, чтобы обучающиеся смогли проанализировать уместность, необходимость, эффективность той или иной модели поведения. Во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность тоже оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя - показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации, в случае необходимости коррекции данного поведения, исключив форму назидания и наставления. Лучше всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
Считаем, что залогом успешной реализации воспитательного аспекта, в частности формирования гражданской идентичности, являются используемые технологии и сам учитель. На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, выбора тех технологий, когда образовательная деятельность будет более эффективной за счет реализации творческого потенциала ученика, предоставленной свободы выбора, за счет повышения мотивации к изучению иностранного языка.
В ходе изучения иностранного языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Таким образом, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется через содержание изучаемого материала по учебному предмету путем применения различных методов и приемов на уроке, во внеурочной деятельности и во многом зависит от личности учителя.
Список литературы
1. Копылова, В.В.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования [Текст] / В.В. Копылова //ИЯШ. -2010.-№5.
2. Белоусова, Е.Л. Духовно – нравственное развитие школьников [Текст] / Е.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н. В. Казачек // Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, ред. А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2011. – С. 127.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010.
Скачать работу
Васильченко Л.А., Свеженцева Н.В., Шиянова И.В.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в современных условиях. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
В федеральном образовательном стандарте начального общего образования задачи развития и воспитания личности в процессе познания выдвигаются на первый план. Имеются конкретные направления развития обучающихся: в личностном плане (нравственные качества), в плане познания (общекультурная идентичность), в учебном плане (универсальные способы действия). Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Требования к личностным качествам включают в себя ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности.
Формирование гражданской идентичности личности становится одной из ключевых задач образования и способствует реализации роли образования как важнейшего социального института, во многом определяющего достойную жизнь граждан России, конкурентоспособность и процветание нашей страны.
И естественно, без формирования определенных ценностно - смысловых установок невозможно воспитать гражданина страны. Становление ценностей происходит и во время достижения метапредметных и предметных результатов.
Большой воспитательный потенциал всегда несли в себе гуманитарные предметы: литература, история, иностранный язык, русский язык. Иностранный язык является важнейшим средством воспитания молодого поколения. Будучи частью культуры, иностранный язык формирует личность ребенка, в том числе, и через заложенные ценности культуры той страны, средством общения которой он является.
Обучение иностранному языку в МБОУ Лицей № 10 осуществляется по учебно-методическому комплекту Английский с удовольствием, авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанёвой. В данный комплекс заложен огромный воспитательный потенциал. Главной концепцией программы является развитие индивидуальности в диалоге культур. Одна из основных задач обучения английскому языку в начальной школе направлена на формирование у учащихся гражданской идентичности, чувств патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей.
К используемым средствам воспитания гражданской идентичности в ходе обучения английскому языку относятся тексты (монологи, диалоги, стихи, песни, фольклор, пословицы), дающие элементарные представления о моральных правилах и нормах нравственного поведения, формирующие представления о дружбе, доброте, взаимоотношениях в семье, классе, школе. Это тексты, воспитывающие любовь к природе и животному миру России, а также способствующие воспитанию ценностного отношения к своей малой родине, народу, России, уважительное отношение к родному языку, и тексты, способствующие осознанию своей культуры через контекст культуры англоязычных стран.
Одним из способов воспитания является чтение текстов на иностранном языке. Путь воспитания при чтении - путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений, формированию мировоззрения. Не менее важно аудирование как источник информации, средство воспитания в том числе.
Большинство изучаемых тем иностранного языка затрагивают нравственный аспект воспитания: проблемы толерантности, семьи, общей культуры в нашей стране, национальной культуры. К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию обучающегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия - групповая и парная работы.
В учебно - методическом комплекте представлены и другие средства, способствующие формированию гражданской идентичности - это упражнения, задания, с помощью которых формируются представления о своей стране и англоязычных странах. Сказочные персонажи, сопровождающие образовательную деятельность, на примере своих поступков и черт характеров учат различать хорошее и плохое.
Иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний и других учебных предметов. Возможная интеграция предметного содержания дает возможность продолжать решать задачи духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности. Считаем целесообразным вовлечение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность; проведение в начальной школе предметных недель, презентаций проектных и исследовательских работ, конкурсов стихотворений, написание сочинений; использование ролевых игр, настольно - печатных дидактических игр, игр - драматизаций.
Эффективным приемом работы является ролевая игра как форма коллективного взаимодействия. В данном случае каждый ученик уже несет индивидуальную ответственность за принятое решение. Кроме того, в ролевой игре обычно предварительно оговаривается траектория поведения участника игры в определенной ситуации. Хотя в некоторых случаях оговариваться может только результат взаимодействия, тогда как траектория поведения остается за выбором самого обучающегося. Тогда необходимо проведение этапа рефлексии, чтобы обучающиеся смогли проанализировать уместность, необходимость, эффективность той или иной модели поведения. Во многом ролевое поведение определяется изучаемым языковым материалом, но нравственная направленность тоже оказывает влияние на предполагаемый вариант поведения. Задача учителя - показать образцы поведения, обосновав их с точки зрения разумности и морали, определить поведение ребенка в предполагаемой проблемной ситуации, в случае необходимости коррекции данного поведения, исключив форму назидания и наставления. Лучше всего, если корректировать модель поведения будет не учитель, а сами дети, предлагая свои варианты и обосновывая свой выбор.
Считаем, что залогом успешной реализации воспитательного аспекта, в частности формирования гражданской идентичности, являются используемые технологии и сам учитель. На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, выбора тех технологий, когда образовательная деятельность будет более эффективной за счет реализации творческого потенциала ученика, предоставленной свободы выбора, за счет повышения мотивации к изучению иностранного языка.
В ходе изучения иностранного языка затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали.
Таким образом, духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется через содержание изучаемого материала по учебному предмету путем применения различных методов и приемов на уроке, во внеурочной деятельности и во многом зависит от личности учителя.
Список литературы
1. Копылова, В.В.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования [Текст] / В.В. Копылова //ИЯШ. -2010.-№5.
2. Белоусова, Е.Л. Духовно – нравственное развитие школьников [Текст] / Е.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н. В. Казачек // Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, ред. А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2011. – С. 127.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств