Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Роль компонентов мотивирующей образовательной среды в развитии учебной мотивации". Работа №31217

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Роль компонентов мотивирующей образовательной среды в развитии учебной мотивации"
Работа:

Роль компонентов мотивирующей образовательной среды в развитии учебной мотивации

Т.М. Барабашова, Е. А. Бессараб, И.Е. Шульженко, И.В. Шиянова

Современная образовательная среда ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности. Перед современной школой стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование.

Эта среда должна вдохновлять и мотивировать, давать комфорт и защищенность, должна быть удобной, современной, мобильной и легко трансформируемой под новые задачи образования и реализацию новых ФГОС и тем самым изменять отношение детей не только к образовательному процессу, но и к самой школе: мотивировать на учебу, занятия внеурочной деятельностью, посещение библиотек, общение с одноклассниками и учителями, удовлетворять потребность детей в уединении.

Открытая, комфортная, формируемая совместными усилиями учеников и учителей школьная среда положительно влияет на мотивацию учиться и учить, а также помогает укреплению связей внутри сообщества, которое формируется школой.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности; проявляется в выборе средств с помощью которых эти задачи решаются.

К средствам относятся:

учебные программы

организация работы педагога

тип взаимодействия педагога с учащимися

качество оценок

стиль неформальных отношений между детьми

организация внеучебной школьной жизни

материально-техническое оснащение школы

оформление классов, коридоров и т.п.

Содержательно оценивается по тому эффекту которого позволяет достичь в:

личностном развитии (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация)

социальном развитии (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.)

интеллектуальном развитии.

Мотивирующая образовательная среда – это среда творческого типа, которая активизирует имеющиеся у детей мотивы учения, предоставляет им возможности для достижения учебной цели, эмоционально подкрепляет актуализированные мотивы.

Мотивирующая образовательная среда включает в себя следующие компоненты: пространственно-предметный, который включает в себя условия проявления естественных мотивов любопытства и любознательности за счет внешней привлекательности, необычности, неожиданности объектов и средств деятельности. Порождение мотивов самореализации предоставлением свободы пространственного и предметного выбора.

Социальный компонент включает условия проявления социальных мотивов за счет создания ситуаций: взаимопомощи, партнерства в удовлетворении образовательных потребностей; предоставление возможности «заражения» познавательными интересами и ценностями.

Технологический компонент предполагает обеспечение возможности переноса мотивов на учение с сопряженной деятельностью; создание условий подкрепления мотивов учения через ситуации успеха, достижения.

Образовательная среда не имеет определенных границ. На первый взгляд, это утверждение кажется неверным. Ребенок, покидая свой дом, покидает пространство семейной среды и перемещается в школьную среду. Образовательная среда школы становится вторым местом после дома, где ученики проводят большую часть своего времени. Но все же образовательная среда является единым целым. Ведь по отношению к конкретному ребенку она выполняет единую образовательную функцию – его личностное развитие. Мы привыкли выделять в образовательной среде отдельные элементы, но они взаимосвязаны друг с другом и образуют образовательную среду конкретного ребенка. Очевидно, что границы, внутри данной целостной среды создаются людьми в соответствии с их ценностями и установками. Например, педагоги и родители чувствуют персональную образовательную ответственность за развитие ребенка. Взрослые всерьез обсуждают, что должна делать школа, а что должны делать родители.

Образовательная среда воздействует на все органы чувств ребенка. Очень важно в образовательном процессе использовать наглядные материалы: рисунки, таблицы, схемы.

Мы предлагаем ученикам обводить пальцем цифры и буквы, на уроке окружающего мира вдыхать аромат растений или пробовать изучаемые объекты на вкус (при изучении органов чувств), двигаться по классу, изображая движение молекул воздуха. Конечно, главную информацию об окружающем мире ребенок получает при помощи зрения, однако и другие анализаторы участвуют в переработке информации. Слух передает такую информацию об образовательной среде, которая недоступна глазам (шум моря, дождя, водопада, пение птиц, стрекотание кузнечиков, сверчков и т.д.). Удивительно, но при восприятии образовательной среды иногда решающую роль играет обоняние (запах цветов, фруктов, ягод). Не менее важно в процессе восприятия образовательной среды осязание (гладкое, шершавое, холодное, горячее, острое). Можно задействовать осязание в сфере межличностных контактов детей. Нет ничего плохого, чтобы подержать ученика за руку, погладить по голове, приободрить, похлопав по плечу. Важно помнить, что восприятие образовательной среды – это не сумма информации, которая получена при помощи разных рецепторов, это целостный процесс. Сегодня многие педагоги записывают свои занятия на видео, однако при таком варианте организации учебного процесса ребенок не может почувствовать всего, что происходит на уроке. Текст урока выпадает из контекста образовательной среды. Между тем, теряется все то, что можно назвать эмоциональным фоном. Ребенок получает лишь чистую информацию без других впечатлений.

Восприятие образовательной среды определяется деятельностью ребенка. Восприятие одних и тех же параметров среды может меняться в зависимости от деятельности, которую он выполняет. В зависимости от вида деятельности одна и та же сенсорная информация воспринимается по-разному. В одной ситуации элементы среды играют решающую роль, в другой – не имеют значения.

Психологи отмечают, что среда способна провоцировать определенное поведение через трансляцию закодированной информации. Именно символические значения среды могут повлиять на мотивацию ребенка, регулируют его поведение. Поэтому образовательная среда может выступать и как активатор деятельности, так и подавлять всяческую активность. Ключ к успеху в любой деятельности — богатая и положительная мотивация.

Развитие мотивов образования должно быть обусловлено созданием соответствующей мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию и активность всех субъектов образовательного процесса, что и обеспечивает повышение качества образования, а соответственно в дальнейшем и качества жизни.

В мотивирующую образовательную среду следует включить: справочники, учебники, библиотечные и интернет ресурсы, портфолио ученика, которое составляется на протяжении всего его школьного пути, содержит не только учебные, но и внеучебные достижения, индивидуальные планы обучения и т.д. Связанность этих элементов даст возможность получения качественного образования на протяжении всего обучения ребенка в образовательном учреждении.

Создание или совершенствование учебных условий должны быть ориентированы на ребенка и обеспечивать безопасную, инклюзивную и эффективную среду обучения для каждого.

Чтобы мотивирующая образовательная среда создавала необходимые условия для образования и самореализации обучающихся, она должна включать четыре  сферы: личностную, коммуникативную, интеллектуальную и кооперативную.

Личностная сфера обеспечивает возможности для самореализации обучающихся и педагогов, что подразумевает создание условий для представления их учебных и творческих достижений в разнообразных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Коммуникативная сфера предполагает формирование навыков общения у субъектов образовательной среды, которое происходит в процессе совместной деятельности и включает в себя:

– общение между обучающимися;

– общение между обучающимися и педагогами;

– общение между педагогами.

Интеллектуальная сфера ориентирована на овладение предметными знаниями.

Кооперативная сфера отвечает за организацию взаимодействия субъектов образовательной среды в различных типах (сотрудничество, конкуренция) и формах:

– коллективная и групповая работа;

– совместная творческая деятельность;

– мозговой штурм, дискуссия и др.

Открытая, комфортная, формируемая совместными усилиями учеников и учителей школьная среда положительно влияет на мотивацию учиться и учить, а также помогает укреплению связей внутри сообщества, которое формируется такой школой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×