Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ . Работа №31864

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
Работа:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
Кожемяка Нина Петровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МОУ "ГИМНАЗИЯ", городской округ Павловский Посад, Московская область.
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы адаптации первоклассников в школе. Актуальность темы определяется необходимостью создания безопасной развивающей образовательной среды. Рассматриваются вопросы основных видов деятельности по сопровождению, системного подхода к организации данной работы в школе, а так же проведение организационно-методических мероприятий по оптимизации социально-психологического климата в коллективе. Данная работа может быть полезна как педагогам-психологам, так и администрации и учителям начальной школы.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, адаптация, дезадаптация, компетентностный подход, здоровьесберегающие технологии, психолого-педагогические условия, мотивация, эмоциональное состояние, обучение, формирующее понятийное мышление.
К постановке проблемы:
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
в гимназии ведётся в соответствии с годовым планом работы.
Работа проводится в контексте общепедагогической темы гимназии и теми целями и задачами, которые ставятся психологической службой на учебный год:
На основе компетентностного подхода вести работу по
психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса: оказание своевременной психологической помощи и поддержки учащихся по овладению учебными действиями и универсальными компетенциями.
Создание условий для достижения ребёнком необходимых результатов в развитии в соответствии со своими образовательными потребностями.
Содействовать педагогическому коллективу в гармонизации
социально-психологического климата в школе, развитии психолого-педагогических компетенций педагогов; активизации роли родителей в создании оптимальных условий для развития ребёнка.
Участие в формировании здоровьесберегающих технологий,
профилактике асоциальных явлений в детской среде, содействие в преодолении учащимися факторов риска утраты здоровья.
В школе данная работа ведется в системе и имеет четкий отработанный алгоритм, который предполагает в течение всего учебного года, для решения профессиональных задач и достижения основных целей психолого-педагогического сопровождения, в качестве основных видов деятельности использовать следующие направления работы:
Экспертные формы работы.
Психодиагностическая работа.
Психологическое консультирование.
Развивающая и коррекционная работа.
Психологическое просвещение и профилактическая работа.
Организационно-методическая деятельность.
Психологическая служба, оказывая помощь педагогическому коллективу в решении задач по сопровождению ФГОС, формированию социально-позитивной среды жизнедеятельности обучающихся, работает над темой: Интеграция усилий всех субъектов образовательного гимназического пространства по созданию системы психолого-педагогического сопровождения ФГОС, инновационной деятельности, как условие для безопасной среды, эффективного развития, обучения и личностного роста обучающихся.
Задачи по психолого-педагогическому сопровождению на уровнях образования решаются по-разному:
в начальной школе — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности;
в основной школе — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, профилактика девиантного поведения, подготовки к ОГИ и ЕГЭ.
В данной статье речь пойдёт о начальной школе, адаптации первоклассников.
Период вхождения в школьную жизнь является для первоклассников важным и ответственным, его сложность и значимость не вызывает ни у кого сомнения. Именно от успешности адаптации, от уровня сформированности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, от базовых учебных установок зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка, его способность к психологическому, личностному и социальному развитию.Цель сопровождения адаптационного периода: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Это:
Организация режима школьной жизни первоклассников.
Создание предметно-пространственной среды.
Организация оздоровительно-профилактической работы.
Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в
адаптационный период.
Организация внеучебной жизни первоклассников.
Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:•сохранение физического, психического и социального здоровья детей;•установление контакта с учащимися, с учителем;•формирование адекватного поведения;•овладение навыками учебной деятельности.
В соответствии с этим, педагогом-психологом Кожемякой Н.П. проводится следующая работа:
Посещение уроков: с целью наблюдения за включённостью учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Изучение продуктов деятельности учащихся, поведения, взаимодействия на уроке, на перемене, в столовой, во внеурочное время.
Проведение групповой профилактической работы с учащимися: Психологические часы по адаптации детей к режиму, условиям, коррекции собственного отношения к происходящему в новых условиях.
Диагностика психологом на предмет психологической и интеллектуальной готовности учащихся к обучению в школе.
Проведение бесед с учителями-предметниками и классными руководителями 1-х классов.
Консультирование учителей, родителей по вопросам кризисного периода и рекомендации по соответствующей проблематике.
Следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, которым уже в начальной школе всё сложнее справляться с учебной программой.
К сожалению, сейчас (по данным разных источников) около 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Количество детей не способных на должном уровне усваивать учебную программу колеблется от 15 до 40%. У этих детей низкая работоспособность, повышенная утомляемость, слабая мотивация, недостаточное общее интеллектуальное развитие. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Исследования, проведённые в адаптационный период показывают, что социально психологическая адаптация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей адаптируются в течение первого месяца обучения, вторая группа имеет более длительный период адаптации (конец первой четверти), третья группа - дети, у которых период обучения в школе, связан со значительными трудностями.
Результаты исследования уровня сформированности УУД у учащихся 1х классов по параллели: 31% - высокий уровень, 47% - средний уровень, 22% - низкий уровень. Более низкая сформированность отмечается в регулятивно-коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, речемыслительной и графической деятельности.
На первом месте (далее по убывающей), по недостаточной сформированности УУД стоят:
Речевые способности: дети мало активны в речи, словарный запас очень мал, односложные предложения и однотипное построение фраз, не могут длительно сосредоточиться на рассказываемом, плохо воспроизводят содержание сказки, рассказа, плохо понимают значения употребляемых слов. Некоторые дети имеют логопедические проблемы: не могут ясно и чётко произносить многие звуки, не регулируют темп речи и дыхания, при разговоре могут захлёбываться словами.
Развитие моторики и графической деятельности: движения на бумаге плохо управляемые, очень напряжённо и неловко держат карандаш, сильно давят на бумагу, вплоть до того, что разрывают её. Рисуют и пишут плохо. В основном каракули. Проглядывают только отдельные законченные элементы рисунка. Геометрические рисунки практически недоступны.
Освоение новой или игровой деятельности: правила новой деятельности осваивают с большим трудом. Малейшие изменения приводят к резкому замешательству. Практически недоступна коллективная, ролевая игра. Если даже и играют, то игра бедная, в большинстве своём примитивная. Самостоятельно организовать игровую деятельность не могут, требуется значительная мотивация к этому. В освоенных играх не способны к компромиссам и уступкам.
Регулятивные УУД: по поведению ещё совсем маленькие дети: плохо дисциплинированы, неусидчивы, несамостоятельны, инфантильны. Проявляют эмоциональную неуравновешенность, капризны, часто кричат, плачут, бывают озлобленными.
Успешность выполнения программы: 18% (16) - программу обучения осваивают плохо. Учение даётся с трудом. Мотивация не учебная. Учение не привлекает. Требуются дополнительные педагогические и психологические ресурсы: занятия и усилия со стороны семьи и школы.
Проводятся также исследования сформированности зрительно-моторной координации, скорости переработки информации и внимательности.
Результаты свидетельствуют о достаточно невысоком уровне сформированности.
Показатель внимательности имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга (ММД). Если показатель в зоне патологии или на границе, то вероятность наличия ММД исключительно высока. Так же имеет место и наличие ММД, если низкая скорость переработки информации.
Исследования на предмет оценки учащимися своего статуса, свидетельствуют о неадекватно-завышенной самооценки, точнее, она, пока что, слабо сформирована.
Ежегодно проводится мониторинг экспертной оценки родителями мотивации, адаптации и эмоционального состояния первоклассников.
Таким образом, в результате длительной исследовательской, аналитической работы было установлено, что социально – психологическая адаптация у разных детей проходит по - разному. Значительная часть детей (от 80 до 90 %) адаптировалась в течение одного, полутора месяцев. У этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Однако, в классах есть дети (от 10- 15%), у которых наблюдаются признаки дезадаптации.
Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с такими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Главными причинами затруднений адаптации выявлены такие, как неготовность к школьному обучению и проявления психического дизонтогенеза (нарушений психического, соматического и социального характера, эмоциональных расстройств в индивидуальном развитии ребенка).
В связи с этим, рекомендовано:
Провести повторную углубленную диагностику в марте следующего года, детей, с признаками дезадаптации и низкими показателями развития.
Недопустимы перегрузки. Если в течение года повышенные нагрузки сохраняются, то начинается обратный процесс: работа мозга дезорганизуется, нарушается внимание, снижается работоспособность, становится невозможной саморегуляция деятельности.
В начальной школе у ребёнка может быть много проблем, при этом единственным способом их решения является систематизированное и методичное обучение, формирующее понятийное мышление.
Особое внимание уделить работе с семьёй. Информация о том, как ребёнок воспринимает свою семью и себя в ней позволяет выявить корни его проблем, правильно оценить расстановку сил, выбрать оптимальную тактику работы с родителями, понять, на кого можно опереться, кто может оказать ребёнку максимальную помощь и поддержку, а от кого ждать помощи бессмысленно.
Администрации продолжить посещение уроков, с целью отслеживания дальнейшей адаптации учащихся, возникающие конфликты решать с психологом школы, представителем по правам человека, КДН и др.
Обсудить результаты классно-обобщающего контроля на малом педагогическом совете совместно с учителями начальной школы.
Учителям и воспитателям необходимо в своей работе использовать формы и методы работы, обеспечивающие реализацию требований ФГОС, на основе системно-деятельностного подхода, позволяющего работать над формированием уровня мыслительных процессов, самоидентичности учащихся, коммуникативных компетенций, оптимизацией детско-родительских отношений, произвольности деятельности и выработке индивидуального стиля деятельности (т.е. учить учиться).
Литература
Безруких М . М., Ефимова С. П. Ребёнок идёт в школу. М., 1996.
Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.
Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? М., 1994.
Иванова А. Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.
Иванова А. Я. Обучаемость в зоне ближайшего развития (методика исследования обучаемости А. Я. Ивановой): методическое руководство - СПб, ИМАТОН, 2014. - 48с.
Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
Руководство практического психолога. Готовность к школе. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб, 1997.
Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. (Часть I): методическое руководство/ Л. А. Ясюкова. - издание 2-е. - СПб: ИМАТОН, 2012. - 208 с.
10
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×