Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ
В наше время остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченными понятиями.
Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение.
На помощь взрослым пришла довольно молодая отрасль педагогической науки – музейная педагогика. Музейная педагогика… сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения. Термин «музейная педагогика» пришел из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв.
Я слышу - и забываю.
Я вижу - и вспоминаю.
Я делаю - и постигаю.
Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:
То, что слышим, - 10%.
То, что видим, - 50%.
То, что делаем, - 90%.
Музейная педагогика – это научно – практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Значение музейной педагогики в приобщении дошкольников к культурным ценностям определяется следующими функциями:
- познавательной: дети получают знания об истории предметов, традициях и обычаях;
- развивающей: обогащает лексику детей, развивает мотивационно - познавательную деятельность;
- предметно-образующей: происходит перенос освоенных в музее способов деятельности в различные виды детской деятельности.
Музей - это место сбора и хранения культурного наследия, культурных ценностей, произведений, вызывающих восхищение, удивление, преклонение. А для детей это - прежде всего, мир, пока незнакомых ему вещей. Сделать этот мир понятным и интересным, и есть задача педагогов.
Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.
Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.
В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей, и музейно-педагогических программах одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и искусству.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.Особенность детей дошкольного возраста заключается в том, что они проявляют заинтересованность только к тому, что вызывает положительные эмоции. Остальное остается часто за пределами детского внимания. Поэтому важно сделать музей действенным, интерактивным, предусматривающим воздействие на все органы чувств, вовлекающим в поисковую деятельность. Это как внешнее взаимодействие, дающее возможность совершать различные действия, так и внутреннее взаимодействие, направленное на сознание, интеллект, эмоциональную сферу детей. Уникальность детского музея состоит в том, что экспонаты не хранятся под стеклом, а предоставлены в детское пользование, действие с ними нацелено активное развитие детей - посетителей музея. Лозунг музеев «Руками не трогать" не приемлем для детского музея. В этом заключается отличительная особенность детского музея от музея вообще.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Правила и постулаты:
К посещению любого музея необходимо серьезно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные впечатления и знания.
Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие как часть настоящего и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Культурологическое и эстетическое образование с помощью музейных средств возможно только на основе знания и учета особенностей детского восприятия, строгого следования психолого-педагогическим принципам, разработанным отечественными и зарубежными специалистами.
Музейное образование предполагает необходимость четкой, структурно и содержательно выверенной программы.
Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат