Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

"Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ". Работа №32159

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
"Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ"
Работа:
Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ.
РППС в ДОУ по ФГОС — развивающая предметно - пространственная среда, создаваемая в дошкольных образовательных учреждениях для всестороннего развития детей (физического, речевого, социально-коммуникативного, познавательного и художественно-эстетического), стимулирования формирования индивидуальности и неповторимости личности ребенка, эмоционального благополучия воспитанников. Для формирования среды используют развивающие материалы, специальное оборудование и инвентарь, особое оснащение помещений. Содержание среды определяется множеством факторов, среди которых: возрастные особенности детей; материальные и кадровые возможности учреждения; воспитательно - образовательные цели и личностно-ориентированный подход.
При создании развивающей предметно-пространственной среды в средних группах МАДОУ Цветик – семицветик были учтены важные моменты:
-учитывалась комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм, соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в ДОО;
-все направления развития ребенка;
-предоставление каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
-разнообразие среды, её рациональное расположение, обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
-возможности для поисковой деятельности, экспериментирования, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
-создание условий для изменения среды.
Цель создания развивающей предметно – пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении – обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности.
Развивающая предметно – пространственная среда в группе гибкая, такая, чтобы при необходимости мы могли внести коррективы и в планирование, и в организацию деятельности с детьми.
Вместе с тем предметная среда создана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей.
В процессе взросления наших детей все компоненты развивающей предметно – пространственной среды (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) меняются, обновляются и пополняются. Иначе говоря, среда в нашей группе является не только развивающей, но и развивающейся.
Созданная предметная среда в группе позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Развивающая предметно – пространственная среда для ребёнка имеет важное значение, так как это среда обитания ребенка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деятельность ребенка зависит от того, как устроена окружающая его предметно – пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как она расположены. Они должны быть доступны, для того чтобы в самостоятельной деятельности ребёнок мог взять понравившуюся игрушку, пополнив тем самым арсенал игровых средств.
Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков развития. Все материалы в уголках развития размещены в лёгких прозрачных контейнерах, на которых имеются маркеры, при помощи которых дети узнают о наличии в них материала, который там находится.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Именно поэтому мы обновляем игровой материал в группе, так чтобы он соответствовал возрасту и интересам детей.
Среда в группе содержательно – насыщенная. При организации развивающей предметно – пространственной среды в нашей группе мы учитывали гендерную специфику и постарались обеспечить среду как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков. Учли интересы мальчиков и девочек. Для развития творческого замысла в игре у девочек имеются предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, кружевные накидки; у мальчиков – детали военной формы, разнообразные технические игрушки и т.п.
Уголок речевого развития создан для расширения кругозора об окружающем мире и развития речи детей. В уголке имеется фасадная игра Угадай, что изменилось?, оформленный совместно с родителями нашей группы. Пособие помогает в развитии речи детей и с интересом используется в индивидуальной игре, игре парами, небольшими подгруппами. Также в уголке много дидактических игр для развития речи: Угадай животное по части тела, Узнай на ощупь, Свари борщ и компот, Одень куклу на прогулку и т.д. Игры и пособия для развития речевого дыхания, альбомы по различным темам.
Уголок математического развития расположен в рабочей зоне группы. Здесь очень много необходимого материала для формирования элементарных математических представлений. Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, мышление, цвет, временно-пространственные отношения. Все игры подобраны и используются по индивидуальным особенностям развития детей. Материалы также меняются в соответствии с темой недели, которые прописаны в комплексно – тематическом планировании.
В уголке имеется фасадная игра Ежики, изготовленное с участием родителей.
Имеются разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания; игры на закрепление пройденного материала Веселые человечки, Волшебные фигуры, Геометрический коврик, Подбери заплатку и т.д.;
счётный наглядный и раздаточный материал; счётные палочки и схемы к ним;
игры на плоскостное моделирование: Танграм; игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.
Для развития у детей желания участвовать в трудовой деятельности, приобщения к ежедневному регулярному труду создан уголок дежурства. Дети знают, что трудовые обязанности выполняют по очереди, но всем коллективом. Для обозначения дежурных по столовой оформили эмблему дежурных, которая передается от стола к столу. Дежурство в группе воспитывает как трудолюбие и ответственность, так и чувство справедливости, товарищества (сегодня я помогаю друзьям, сервирую столы, завтра то же они сделают для меня). На экране выставляются фотографии детей и меняются ежедневно. С использованием графика дежурства дети учатся правильно сервировать стол, так же таким образом прививаются и трудовые навыки.
В группе имеется экран: Меню на сегодня, в котором дети и родители знакомятся с составом блюд на день.
Уголок художественного - эстетического развития тесно связан с уголком ручного труда или уголком творчества. Здесь имеются множество материалов для изобразительной деятельности - различные трафареты, раскраски, шаблоны, альбомы для рисования с целью формирования эстетического восприятия, воображения, белые листы формата А4, цветной картон, цветная бумага, восковые мелки, цветные карандаши, простые карандаши, гуашь, акварельные краски, кисти разного диаметра, образцы для рисования, пластилин, доски, стеки, раскраски на каждого ребёнка. Этот уголок хорошо освещается, что немаловажно для работы. Созданы условия в группе и в раздевалке для выставки продуктов детского творчества. Каждый ребенок имеет право выставить свою работу для обозрения сверстников и взрослых, тем самым подчеркнуть собственную индивидуальность и значимость.
Данный уголок стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени: рисуя,создавая поделки из разнообразных материалов,вырезая из бумаги и т. д.
Уголок театрализованной игры соприкасается с уголком музыкального творчества.
Здесь для детей открывается возможность инсценировать знакомые сказки (используя атрибуты), развивать воображение и фантазию при помощи различных моделей сказок (пальчикового, на палочках, на кружках, вязаного театра и многих других видов театра). В этом уголке мы стараемся привить любовь к театру. Здесь ребята становятся маленькими артистами, и игра с кукольным театром превращается в театральное действие. Театральный уголок– важный объект развивающей среды. Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.В театральном уголке имеются маски сказочных персонажей, волшебный мешочек, настольный вид театра. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
В центре находятся различные игровые музыкальные инструменты, дидактические музыкальные игры.
Уголок книги – книжный уголок, в котором представляются книги в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием. Этот уголок создан для формирования навыков восприятия художественной литературы, умения общаться с книгой, расширения кругозора об окружающем мире. Книги подобраны по основной образовательной программе и возрасту детей. В рамках комплексно - тематического планирования книги меняются. Также представлены портреты авторов поэтов и писателей, любимые книги детей.
Для формирования у детей интереса к исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире, в группе создануголок экспериментирования, в котором маленькие почемучки проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия. Уголок богат различными видами природного материала, сыпучим материалом, емкостями разной вместимости для экспериментирования.
В уголке природы и экологии созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, также приобщение детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. Этот уголок сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, календарем природы, макетом времен года, комнатными растениями. Здесь же представлены буклеты, альбомы на разные темы о природе и природных явлениях, дидактические игры, лото, домино о временах года, животных.
Уголок природыслужит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями. Для ухода детьми за растениями приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор.С подгруппой дошкольников воспитатель может проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Уголок патриотического воспитания способствует накоплению и расширению детей о стране, о России, о городе, в котором они проживают. Много различных альбомов для знакомства с малой Родиной, с родным городом. Уголок пополняется тематическими альбомами, оформленными совместно с родителями и детьми.
В уголке по социокультурным истокам есть макет избы, дети могут увидеть и внутренне убранство избы, макет Бабушкино подворье.
Уголок активности по физическому развитию служит для удовлетворения потребности детей в движении и приобщении его к здоровому образу жизни и находится в раздевалке. Для игр по физическому развитию подобраны и сделаны своими руками пособия, маски для подвижных игр, для профилактики плоскостопия массажный коврик, бросовый материал, игры с веревочкой, скакалки, султанчики, ленточки, платочки, дидактические игры для детей, соответствующие возрасту.
Уголок безопасности и ПДД содержит материал для изучения и формирования навыков безопасного поведения детей на улице и дома. Здесь содержится не только наглядный материал, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Рядом с центром ПДД находится Гараж с множеством разнообразных машин. Имеется коврик с разметкой для игры Дорожное движение.
В группе имеется стол для конструирования и развития режиссерских игр. Он является функциональной площадкой для развития конструктивных и творческих способностей детей. Из крупных и ярких деталей можно собирать различные конструкции – дома, башни и даже фрагменты города. Чтобы композиции, которые строят дети, ожили, их дополняют всевозможными машинками и фигурками человечков.
Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру. Крупный напольный строительный материал размещён в ящиках, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят забираться и играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. Большое количество всевозможных напольных и настольных конструкторов, лего-конструкторов, магнитных конструкторов, предназначены для создания и моделирования неограниченного количества плоскостных и объемных композиций. Это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе из конструктора с мелкими деталями. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Так же здесь присутствуют фигуры животных, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления.
Уголок сюжетно-ролевых игр позволяет создавать в группе условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Имеются атрибуты для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и гендерной принадлежностью - куклы, коляски, машины.
Все необходимые атрибуты и принадлежности находятся в специально оформленных контейнерах, в доступной форме и с удовольствием используются детьми в игре. Имеются различные атрибуты к играм, изготовленные как воспитателями, так и с участием родителей.
Главный принцип отбора игр, которые находятся у нас в группе - это игры, которые интересны для детей, вызывают желание играть и без участия взрослого.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия как, уголок уединения. Такой уголок есть и у нас. Он располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других зон ширмой, ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. В уголке уединения есть мягкие кресла, игрушки – мнушки, коробка примирения, стаканчик настроения, цветные карандаши, альбом, часики настроения. Ширма, которая отделяет данное пространство от группы трансформируется в автобус, когда детки играют в сюжетно-ролевую игру Шоферы.
При входе в группу имеется Светофор настроения, где дети по своему желанию могут обозначить свое сегодняшнее настроение.
Создавая развивающую среду, мы стараемся сделать ее информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Дети принимают участие в трансформации пространства, это обеспечивается при наличии удобной модульной и легкой мебели, ширмы, а также наличием передвижной мебели (мягкая мебель, стол для конструирования, кроватки и т.д.). Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребенок имел выбор деятельности, мог реализовать свои интересы, потребности. Все элементы связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению и безопасному использованию.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×