Дата публикации:
29.10.2020
Автор:
Солтыс Светлана Владимировна
Яковлева Надежда Константиновна
Название работы:
Организация работы логопункта в ДОУ
Работа:
Организация работы логопункта в ДОУ.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня педагогов, от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
В отличие от детских садов, в которых есть логопедические группы, задача коррекции речи на логопункте является дополнительной. Это обуславливает некоторую специфику нашей работы. В расписании занятий с детьми нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому в августе месяце, мы изучаем сетку занятий на год, для того, чтобы занятия проходили наиболее эффективно. В своей работе мы также руководствуемся общеобразовательной Программой От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и используем разработки следующих авторов: Воспитание у детей правильного произношения М.Ф.Фомичёвой, Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко и др.
В конце учебного года мы обследуем детей, набираем группы. С 1 по15 сентября мы проводим повторное обследование – уточняем диагнозы. Детей со сложными диагнозами (ОНР-3-ий ур., тяжёлые формы дизартрии) мы направляем к врачам специалистам в поликлинику. Поступают новые дети, которые идут в школу, и мы их не можем оставить без внимания.
Основной формой работы с дошкольниками на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Разбиваем детей на подгруппы (по 4 -5 - 6 человек для занятий). Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие дети играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.д. Такую форму занятий мы начали применять, прежде всего, с целью рационального использования времени. Это помогло нам выявить и другие положительные стороны: большая раскрепощенность детей на занятиях, возрастающий интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.
Цель нашей работы – исправление нарушений звукопроизношения. Вместе с тем решаем задачи, связанные с формированием и развитием лексико-грамматического строя речи ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Таким образом, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего развития словарного запаса.
Логопедическая работа многогранна. Логопед не может работать изолированно. Все педагоги ДОУ трудятся в тесной взаимосвязи.
В течение учебного года мы проводим цикл семинаров и консультаций, посвященных проблемам речевого развития дошкольников, на которых воспитатели овладевают новыми приемами формирования речевой деятельности детей, проводим небольшие пятиминутки, на которых даём рекомендации.
Воспитатели групп соблюдают единый речевой режим на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в особых случаях (при стойком нежелании родителей заниматься с ребенком) выполняют с детьми домашние задания логопеда по автоматизации звуков.
По нашим рекомендациям в каждой группе ДОУ оборудованы логопедические уголки, в которых имеются ширмы, папки-передвижки и различные речевые игры. Результатом совместной работы в конце учебного года является итоговое занятие по развитию речи и подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. На него приглашаются учителя начальной школы, с которыми педагоги ДОУ работают в тесном контакте. Большое внимание мы уделяем работе по преемственности детского сада и начальной школы.
Существенную помощь в нашей работе оказывает педагог психолог при работе с наиболее сложными, гиперактивными детьми.
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством распевок, песен.
Инструктор по физическому воспитанию работает над развитием общей моторики и координации движений, что является неотъемлемой частью коррекционного процесса. На физкультурных занятиях дети, играя в подвижные игры, произносят считалки, речитативы, что является дополнительным средством для автоматизации звуков.
Самовыражению, раскрепощению, выразительности речи помогает руководитель театрального кружка, который занимается с детьми подготовкой различных представлений. Подбираются сценарии, распределяются роли. Эти занятия помогают детям самоутвердиться, формируют устойчивую мотивационную установку на чистую речь, чем в немалой степени способствуют автоматизации звуков в спонтанной речи. Помимо того, эти занятия помогают детям улучшить качество речи, работая над её интонационной выразительностью.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. Это положительно влияет на работу по преодолению нарушений речи. Для решения этой задачи мы проводим консультации для родителей, родительские собрания, где мы рассказываем о результатах нашей работы. Нами наработан богатый консультативный материал в помощь родителям (информационный стенд, ширмы с рекомендациями по артикуляционной гимнастике и т. д.). У каждого ребенка есть своя индивидуальная тетрадь, в которую мы записываем домашние задания. Родители вместе с ребенком дома рисуют, подбирают картинки на заданный звук, проговаривают специальные упражнения для звуков.
Наша главная задача, чтобы в конце года дети ушли в школу с чистой речью. Здесь мы добиваемся хороших результатов. По итогам коррекционной работы в конце каждого учебного года составляем таблицы и отчёты, позволяющие наглядно проследить её эффективность.
Таким образом, рациональная организация совместной деятельности логопеда с педагогами ДОУ помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей среды и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Своевременность принятых мер позволяет исправить имеющиеся нарушения речи, что поможет детям успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а в последствии – и в окружающей жизни.
Скачать работу
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня педагогов, от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского работника и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
В отличие от детских садов, в которых есть логопедические группы, задача коррекции речи на логопункте является дополнительной. Это обуславливает некоторую специфику нашей работы. В расписании занятий с детьми нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому в августе месяце, мы изучаем сетку занятий на год, для того, чтобы занятия проходили наиболее эффективно. В своей работе мы также руководствуемся общеобразовательной Программой От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и используем разработки следующих авторов: Воспитание у детей правильного произношения М.Ф.Фомичёвой, Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения В.В.Коноваленко и С.В.Коноваленко и др.
В конце учебного года мы обследуем детей, набираем группы. С 1 по15 сентября мы проводим повторное обследование – уточняем диагнозы. Детей со сложными диагнозами (ОНР-3-ий ур., тяжёлые формы дизартрии) мы направляем к врачам специалистам в поликлинику. Поступают новые дети, которые идут в школу, и мы их не можем оставить без внимания.
Основной формой работы с дошкольниками на логопункте являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Разбиваем детей на подгруппы (по 4 -5 - 6 человек для занятий). Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие дети играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.д. Такую форму занятий мы начали применять, прежде всего, с целью рационального использования времени. Это помогло нам выявить и другие положительные стороны: большая раскрепощенность детей на занятиях, возрастающий интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.
Цель нашей работы – исправление нарушений звукопроизношения. Вместе с тем решаем задачи, связанные с формированием и развитием лексико-грамматического строя речи ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Таким образом, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего развития словарного запаса.
Логопедическая работа многогранна. Логопед не может работать изолированно. Все педагоги ДОУ трудятся в тесной взаимосвязи.
В течение учебного года мы проводим цикл семинаров и консультаций, посвященных проблемам речевого развития дошкольников, на которых воспитатели овладевают новыми приемами формирования речевой деятельности детей, проводим небольшие пятиминутки, на которых даём рекомендации.
Воспитатели групп соблюдают единый речевой режим на занятиях, ведут работу по развитию мелкой моторики, в особых случаях (при стойком нежелании родителей заниматься с ребенком) выполняют с детьми домашние задания логопеда по автоматизации звуков.
По нашим рекомендациям в каждой группе ДОУ оборудованы логопедические уголки, в которых имеются ширмы, папки-передвижки и различные речевые игры. Результатом совместной работы в конце учебного года является итоговое занятие по развитию речи и подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. На него приглашаются учителя начальной школы, с которыми педагоги ДОУ работают в тесном контакте. Большое внимание мы уделяем работе по преемственности детского сада и начальной школы.
Существенную помощь в нашей работе оказывает педагог психолог при работе с наиболее сложными, гиперактивными детьми.
Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпоритмическую сторону речи и способствует автоматизации звука посредством распевок, песен.
Инструктор по физическому воспитанию работает над развитием общей моторики и координации движений, что является неотъемлемой частью коррекционного процесса. На физкультурных занятиях дети, играя в подвижные игры, произносят считалки, речитативы, что является дополнительным средством для автоматизации звуков.
Самовыражению, раскрепощению, выразительности речи помогает руководитель театрального кружка, который занимается с детьми подготовкой различных представлений. Подбираются сценарии, распределяются роли. Эти занятия помогают детям самоутвердиться, формируют устойчивую мотивационную установку на чистую речь, чем в немалой степени способствуют автоматизации звуков в спонтанной речи. Помимо того, эти занятия помогают детям улучшить качество речи, работая над её интонационной выразительностью.
Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. В дошкольном возрасте родители для ребенка непререкаемый авторитет и, если они включаются в логопедическую работу, у малыша появляется мотивация по отношению к занятиям. Это положительно влияет на работу по преодолению нарушений речи. Для решения этой задачи мы проводим консультации для родителей, родительские собрания, где мы рассказываем о результатах нашей работы. Нами наработан богатый консультативный материал в помощь родителям (информационный стенд, ширмы с рекомендациями по артикуляционной гимнастике и т. д.). У каждого ребенка есть своя индивидуальная тетрадь, в которую мы записываем домашние задания. Родители вместе с ребенком дома рисуют, подбирают картинки на заданный звук, проговаривают специальные упражнения для звуков.
Наша главная задача, чтобы в конце года дети ушли в школу с чистой речью. Здесь мы добиваемся хороших результатов. По итогам коррекционной работы в конце каждого учебного года составляем таблицы и отчёты, позволяющие наглядно проследить её эффективность.
Таким образом, рациональная организация совместной деятельности логопеда с педагогами ДОУ помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей среды и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Своевременность принятых мер позволяет исправить имеющиеся нарушения речи, что поможет детям успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде, а в последствии – и в окружающей жизни.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств