Адаптированная программа в ДОУ
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Из опыта работы учителя-логопеда Горшковой А.А. МБДОУ д/с №11
Успеха добивается не самый талантливый
и тем более не самый достойный,
а самый упорный (народная мудрость).
Про детей с ограниченными возможностями здоровья, правильней будет сказать, что это дети с расширенными потребностями. Уже более двадцати лет мы набираем опыт работы с такими особыми детьми. Из 11 групп нашего детского сада, две группы посещают дети с неврологическими заболеваниями. Здесь, как правило, сочетаются двигательные, психологические и речевые расстройства разной степени тяжести.
Главная проблема детей с нарушением опорно-двигательного аппарата заключается в нарушении его связи с природой, доступа к культурным ценностям, к транспорту, контактам, недостаточности общения с обществом. Выравнивание же возможностей обеспечивается за счет создания особой среды вокруг ребенка, которая поможет преодолеть страх собственных физических невозможностей. Мы ставили перед собой цель не только дать элементарные знания и научить более эффективно передвигаться, но и по возможности максимально безболезненно влиться в среду здоровых людей.
Проявление симптомов болезни мешает максимально развиваться. Для таких детей характерна низкая работоспособность, повышенная утомляемость, двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания. Им тяжело выслушать информацию и часто, уже после непродолжительного нахождения за столом дети ощущают дискомфорт, неудобство, часто отвлекаются, что делает невозможным выполнение задания.
В нашем дошкольном учреждении предпосылки к успешной социальной адаптации детей формируются с помощью создания специальной предметно пространственной развивающей среды, которую мы выстраиваем в зависимости от возможностей каждого ребёнка.
Такая среда должна создавать условия для физического движения, выравнивания психических процессов и стимуляции речевой деятельности, что немаловажно для успешного общения в этом мире. Чтобы каждый ребёнок имел возможность наблюдать, запоминать и развиваться с помощью поддержки взрослого.
Развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для реализации образовательной программы развития речевых процессов дети посещают индивидуальные и подгрупповые занятия с логопедом. При планировании индивидуальных коррекционных занятий, логопедом учитываются результаты диагностического обследования, структура речевого дефекта, возраст ребенка и конечно его индивидуально - личностные особенности. Основная задача занятий формировать звуковую сторону речи. Сюда входит: нормализация артикуляционной моторики, дыхания, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков.
Иногда коррекция осложняется тем, что дети просто бояться трогать малознакомые предметы. Приходиться придумывать сопутствующие игры, чтоб преодолеть подобную боязнь и продолжить коррекцию уже и на подгрупповых занятиях.
Пространство кабинета логопеда условно разделено на важные для развития речи блоки. Такие как: развитие артикуляционной моторики и мимики, блок нормализации дыхания и голоса, блок развития мелкой моторики. Центр развития психологической базы речи включает в себя игры и пособия для развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей. В центре коррекции звукопроизносительной стороны речи подобран картинный материал и картотеки на автоматизацию и дифференциацию звуков. Так же много иллюстративного материала для пополнения словаря, развития грамматического строя речи и для овладения элементами грамоты. Все пособия и игры ярко иллюстрированы и имеют большие размеры. Все центры речевого развития тесно переплетены между собой.
Введённый речевой материал так же отрабатывается в свободной игровой деятельности детей и во время непосредственной образовательной деятельности, которую проводят воспитатели.
Поскольку, у наших детей двигательные нарушения сочетаются с речевыми, то часто у детей наблюдается спастичность мышц не только в конечностях, но и мышцах языка и лица. Таким детям требуется расслабляющий логопедический массаж. С некоторыми детьми мы так же практикуем и самомассаж. Например, в игровой форме, можно делать расслабляющий массаж обычными ложками. Некоторые дети (не все конечно), уже умело используют ложки не только для еды.
Подобный массаж можно делать и металлическими ложками, но пластмассовые ложки легче и при прикосновении они дают ощущение тепла.
Для того чтобы ребенок всегда мог найти себе игру и занятие по душе, а речевое развитие у детей было всесторонним, большое значение имеет среда вне занятий, которая постоянно побуждает мозг к развитию. Как вы уже сегодня могли заметить пространственная среда в группе, где дети проводят большую часть времени, активно нацелена на всестороннее развитие детей.
Так же как и в логопедическом кабинете, в групповом помещении содержатся различные интересные игры и пособия для стимулирования всех компонентов устной речи детей. Воспитатели тщательно следят за правильностью построения высказываний, поощряют составлять творческие рассказы и просто уметь договариваться между собой. В результате чего происходит обогащение словарного запаса, отрабатывается как диалогическая, так и монологическая речь.
Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.
Например, в экспериментальном центре в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся аккуратно манипулировать предметами, составлять предложения по демонстрируемым действиям, размышлять, рассуждать, доказывать.
Так же среди различных видов деятельности мы отдали предпочтение досуговой и театральной деятельности. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения она приближена к игре, а музыкальное сопровождение является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. В нашем детском саду сложилась творческая группа состоящая из таких специалистов как музыкальные руководители, учитель-логопед, воспитатели. На протяжении репетиций и неоднократного повторения речевого материала, быстрее и охотней происходит автоматизация поставленных звуков. Речь детей становится полетной и эмоционально окрашенной. Так же мы стараемся творчески и очень тактично использовать и двигательные возможности детей. Тщательно подбирая сценарии, мы учитываем, чтобы каждый ребенок мог принять участие в празднике и получил положительные эмоции. Каждый ребенок находит себя в большой или маленькой роли.
Уже во время репетиций стараемся устанавливать доверительные отношения между всеми участниками досуга. Дети учатся общаться друг с другом, чувствовать возможности рядом стоящего и умение помочь. За время репетиций дети становятся своими с детьми из обычных групп. Все учатся относительно непринужденно двигаться и свободно взаимодействовать друг с другом.
Такое поэтапное включение детей с особыми потребностями в среду здоровых детей средствами театрализованных досугов, подразумевает и активное вовлечение семьи в образовательный процесс детского сада. Мы используем такие формы работы как: беседы, мастер-классы, совместные драматизации фотоотчеты. Это создает положительный эмоциональный фон во всем дошкольном учреждении, у всех появляется чувство общности и доверия, что конечно отражается на общении с детьми. Созданная пространственная среда стирает границы недоверия, опасения в собственном неуспехе, в сравнении себя с другими. Постепенно, дети начинают принимать друг друга такими, какие они есть. Дружба между детьми с особенностями и без них становится обычным делом, а педагоги, создающие особую среду играют важную роль в установлении и укреплении такой дружбы.
Важно помнить, что образование детей с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач человечества. И наши усилия в создании особой развивающей среды, это первая ступень в становлении их личности. Умело используя сенситивные периоды, по крупицам добиваясь в их развитии почти невозможного, мы помогаем им в будущем найти и реализовать себя в жизни. Стараемся дать каждому ребенку такой старт активно реализовать свой потенциал, чтобы максимально подготовить его к следующей ступени образования и в будущем, по возможности, стать полноценным членом общества.
Подготовила учитель-логопед: А. А. Горшкова
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат