Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного творчества. Работа №32837

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного творчества
Работа:

Кедрукова Елена Владимировна

МДОУ детский сад №59 «Умка»

Г. Подольск

Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного творчества

Содержание эстетического воспитания предполагает формирование знаний, навыков и умений; воспитание эстетических чувств, интересов, вкусов. В содержание эстетического воспитания входит формирование элементарных представлений о русской и зарубежной литературе, знаний о фольклоре, рассказах, стихах.

Актуальность.

В содержании ФГОС отмечается необходимость активизации процесса эстетического воспитания у дошкольников[6]. В “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» указывается, что «одна из важнейших ступеней развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родины»[4]. По указу Президента России 2020 год объявлен Годом народного творчества. Народное творчество - богатый материал для воспитания ребенка

Цель исследования: Создание условий для эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством.

Гипотеза исследования: художественно-эстетическое воспитание детей старшего возраста будет проходить более эффективно. если в работу с детьми включить знакомство с русским народным творчеством.

Задачи исследования:

1. Провести диагностику дошкольников для определения уровня эстетического восприятия.

2. Разработать и провести мероприятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным творчеством.

3. Провести анализ работы и определить эффективность проведенной работы.

Базой экспериментально-практического исследования является подготовительная группа МДОУ детский сад № 59 «Умка» г. Подольск. Работа по эстетическому развитию детей в процессе ознакомления с русским народным творчеством проводилась в течение учебного года,

Общая характеристика группы.

В подготовительной группе на конец учебного года численный состав группы 30 человек. Возраст детей от 6 до 7 лет. Большая часть детей группы находятся в едином коллективе с сентября 2016 г. Коллектив группы в 2019-2020 уч. году обновился на 9 %. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях. Со всеми детьми в течение года было очень интересно сотрудничать, проводить творческие эксперименты.

Методы исследования ( Н.А. Ветлугина [2]) :

1. Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

2. Метод приучения, упражнения в практических действиях, используемый для видоизменения окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

3. Метод проблемных ситуаций, мотивирующий к творческим и практическим действиям;

4. Метод пробуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.

Также рассматриваются традиционные методы взаимодействия с детьми: рассказ, лекция. беседа, диспут, игра. Только комплекс методов дает возможность полноценного эстетического воспитания.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена следующая работа:

1) Изучение программы «От рождения до школы/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» [5], образовательной программы МДОУ детского сада № 59 «Умка». Знакомство с методическим пособием И.А. Бойчук [1] « Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» с целью определения содержания работы, которая должна проводиться с детьми группы.

2)Проведение анкетирования родителей

3)Проведение практических занятий, с целью выявления уровня знаний.

Для учета того, что дети старшего возраста уже знают, для определения их возможностей, была проведена начальная диагностика по методике М.В. Грибановой. [3].

Цель диагностики: выявление наличного уровня эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: подбор диагностического инструментария для определения уровня эстетического восприятия,

Уточнить критерии и показатели оценки и наличный уровень эстетического восприятия,

Определить наличный уровень эстетического восприятия.

Диагностика проводилась в форме беседы. Дети рассматривали предметы и изделия народных промыслов (филимоновская и богородская игрушки, расписные ложки, матрешка). Ответы детей оценивались по следующим критериям6

Нет ответа – 0 баллов

Односложный ответ (да, нет) – 1 балл

Развернутый эмоциональный ответ- 2 балла

В диагностике участвовало 30 детей

После обработки данных я получила следующие результаты исследования уровня эстетического восприятия.

Низкий чувственно-эстетический уровень - 3,9%

Средний рационально-эстетический уровень – 46,8%

Высокий созерцательно-эстетический уровень – 49,3%

Дети с низким уровнем восприятия реагируют на цвет, форму; предметы искусства оценивают по критерию «нужно», «не нужно»; не определяют индивидуальные признаки предмета. Эстетические оценки были слишком просты и односложны.

Дети среднего уровня восприятия могли оценить предметы искусства по выразительным признакам, они выделяли форму, цвет, материал и т.п. В беседе использовали элементарные суждения об образе предмета и его назначении.

У детей высокого уровня восприятия наблюдалось стремление к одушевлению предмета, приданию ему «человеческих» качеств, воображаемых функций. Проявлялась способность к эстетическому обобщению.

Так же на констатирующем этапе была проведена диагностика уровня знакомства детей с народным творчеством

 

 

Задания формирующей серии были направлены на повышение уровня сформированности конкретных представлений о народном искусстве (названия предметов, материал изготовления, характеристики и художественные особенности произведений). Использовались следующие формы работы: беседы; интегрированные занятия. Рассматривались произведений народного искусства, иллюстраций, открытки, картины. Проводились выставки изделий народного творчества; выставки детских работ по декоративно-прикладному творчеству; экскурсии; дидактические игры, проектная деятельность. Была организована работа с семьями воспитанников.

Кроме программных занятий, дети участвовали в проекте по народному промыслу «Золотая хохлома». По итогам проекта была организована выставка рисунков. Вместе с родителями создали альбом детских рисунков «Народные промыслы Подмосковья». Кроме общеизвестных промыслов (Гжель, Жостово, Павловский Посад) в альбоме были отражены и не столь широко известные. ( Например: фарфоровое производство в Вербилках и Дулево, елочные игрушки из Клина). Так же в альбоме есть странички о современных промыслах - русская народная деревянная игрушка в городе Климовске, и интерьерные игрушки в русском стиле от мастера из поселка Дубровицы.

Темы занятий по рисованию тесно переплетаются с темами по лепке и аппликации. Так занятие по лепке дымковской барышни было продолжено на занятии по рисованию, где дети расписывали готовые изделия. По итогам занятий была организована выставка изделий.

Включая ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, мы развиваем его творческие способности и формируем эстетическое восприятие.

С книгой ребенок знакомится с раннего возраста и взрослый должен позаботиться, как вызвать интерес к ней, к рисункам в книге. Многие художники занимаются иллюстрацией детских книг, в том числе фольклорной тематики. Знакомясь с такими книгами. ребенок начинает относиться к ним как к эстетическим объектам. Одно из занятий учебного года было посвящено замечательному художнику Юрию Алексеевичу Васнецову. Главную цель своего творчества художник определил так: «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и её щедрой природе». В группе была организована выставка иллюстраций художника, в предварительной работе дети читали сказки и фольклорные произведения, оформленные Васнецовым. На занятии дети познакомились с историей жизни художника и инсценировали сказку «Волк и семеро козлят», иллюстрации к которой рисовал Ю.А. Васнецов.

Фольклорная тема присутствовала и в работах других великих художников – В.М. Васнецова, М.А, Врубеля, И.Я. Билибина . Детям очень понравилось занятие по теме: «Сказки в творчестве русских художников» В ходе занятия дети познакомились с серией картин «Поэма семи сказок», в которую входят картины «Спящая красавица», «Царевна-Лягушка», «Баба-Яга», «Царевна – Несмеяна», «Ковер – самолет», «Кащей – Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем». Дети с радостью узнавали героев сказок, рассматривали репродукции картин, делились впечатлениями.

Программа эстетического развития детей старшего возраста, включает в себя знакомство с народно-песенным фольклором.

В своей работе я тесно сотрудничаю с музыкальным руководителем. Дети с удовольствием занимаются на музыкальных занятиях, в том числе посвященных народной тематике. Часто народные танцы, песни, музыкальные фольклорные произведения используются при проведении праздников и развлечений. Так в этом учебном году дети участвовали в городском конкурсе с танцем «Рябинушка». Дети группы принимали участие в праздновании «Масленицы» и в фольклорном досуге «Святки».

Детский фольклор – это важное средство в эстетическом воспитании детей. В сочетании с музыкой фольклорные произведения открывают перед ребенком мир радостных переживаний, развивают музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Театрализованная деятельность в детском саду – хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания художественно- эстетического вкуса. В группе, в книжном уголке собрана подборка русских народных сказок. В зоне настольных игр находятся настольно-печатные и дидактические игры по сюжетам народных сказок. Это способствует воспитанию интереса детей к театральной деятельности . В зоне театральной деятельности есть пальчиковый, теневой, настольный, магнитный, кукольный театры по сюжетам русских народных сказок. Дети любят инсценировать сказки, их привлекает вымысел сказки, быстрая смена сюжета, приключенческий характер описываемых предметов. Часто во время игры дети самостоятельно развивают сюжет, добавляя новых героев или объединяя сюжеты сказок. Это способствует развитию творческих способностей, фантазии; дети испытывают эмоционально-чувственный подъем.

В театрализованной игре происходит эмоционально-эстетическое развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев; осваивают приемы их выражения; овладевают эстетическими основами. Дети учатся самореализовываться и самовыражаться. Детям очень понравились игры пантомимы, разыгрываемые по детским потешкам.

В игре-драматизации ребенок исполняет роль в качестве «артиста». Он создает образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности. Игры-драматизации могут быть разыграны как с предварительной подготовкой, так и как игра-импровизация. Дети в группе используют в своей игре атрибуты различных видов театров, сами создают декорации из подручных материалов. Особенно им нравится использовать пальчиковые и перчаточные куклы.

В режиссёрской игре «артистами» становятся игрушки или предметы-заместители. Дети с радостью принимают роли «режиссеров и сценаристов». Они озвучивают роли, придумывая тексты, при этом развивается фантазия, используются разные средства вербальной выразительности. В группе используются все виды режиссёрских игр - в соответствии с видом используемого театра (настольный, плоскостной, кукольный и т. д.)

Театрализованная деятельность используется в нашей группе в свободной деятельности детей, в праздничных мероприятиях. Мы показываем театральные постановки русских народных сказок в младших группах детского сада. Дети принимают участие в изготовлении атрибутов и костюмов для спектаклей. Так из бросового материала – пакетов были изготовлены костюмы к сказке «Курочка-Ряба».

Неизменным богатством являются народные игры, наверное ни одна прогулка не обходится без использования народных игр. Фольклорные игры помогают детям увидеть красоту русских обычаев и обрядов, глубину великого народного искусства.

В нашем детском саду несколько лет работает музей «Русская изба» Дети с удовольствием ходят в избу на экскурсии. Как же интересно детям заниматься в этой избе! Здесь мы обыгрываем сюжеты из сказок, рассказываем сказки. Проводим инсценировки. Для «Русской избы» были сшиты куклы, с которыми дети могут поиграть. В «Русской избе» я стараюсь познакомить детей с фольклорными персонажами, одновременно приобщая их к эстетическим ценностям. Я стараюсь создать обстановку способствующую тому, чтобы детям было интересно рассматривать и познавать, заниматься и играть. В музее собраны предметы русского деревянного быта. Русская печь, деревянные поделки, утварь, посуда, предметы декоративного творчества – все это привлекает детей, помогает понять смысл фольклорных произведений, самобытность и красоту народного творчества.

Музейное пространство интерактивно, периодически пополняется новыми экспонатами, работами педагогов или совместными работами детей и родителей. Очень запомнилось детям мероприятие в русской избе проводимое к Дню народного единства. Дети в народных костюмах читали стихи, пели песни, слушали рассказ о народностях России. Красочное мероприятие способствовало формированию эстетических, нравственных и духовных качеств.

В процессе художественно–эстетического воспитания большая роль отводится родителям. В работе с родителями были использованы различные методы: беседы, консультации, мастер-классы, родительские собрания, анкетирование. По результатам анкетирования были выбраны темы для бесед и консультации с родителями. Темами папок-передвижек стали: «Роль фольклора в жизни детей», «Эстетическое воспитание средствами фольклора», «Влияние народных промыслов на эстетическое развитие детей» и др.

Хорошей традицией стало участие родителей в театрализованных и творческих мероприятиях. Это помогло, объединить детей и родителей группы, организовать эстетический досуг семьи.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию детей невозможна без интеграции с разными видами деятельности

Дети посетили виртуальные экскурсии: «Музей народных промыслов России», «Голубая гжель», «Музей народной игрушки». Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Экскурсии позволяют разнообразить образы, созданные различными видами искусства. Расширяют представление о видах и жанрах искусства.

В группе мы создали мини-музей народных промыслов. В музее находятся изделия народных промыслов, сувениры, предметы по мотивам народных промыслов, созданные педагогами и детьми совместно с родителями. Дети с радостью исполняют роль экскурсовода. Экспонаты используются на занятиях,

В нашем детском саду проводятся вставки направленные на воспитание интереса детей к народному искусству, формирование ценностных эстетических ориентиров. На выставку «Тропинки народных традиций» дети готовили поделки совместно с родителями.

В своей группе мы работали над проектом «Под звуки колыбельной песни…». Дети узнали историю русской колыбельной песни, ее виды, значение. Выучили новые колыбельные. Результатом работы стал альбом –песенник с иллюстрациями детей.

Цель контрольного этапа эксперимента – выявить динамику сформированности художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста. Была проведена повторная диагностика уровня развития детей по народному творчеству. Диагностические задания, критерии и оценочная система остались такими же, как и на констатирующем этапе

Сравнение данных стартовой и итоговой диагностик показало положительную динамику в формировании основ эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским народным искусством.

Выявление наличного уровня эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Нет ответа – 0 баллов

Односложный ответ (да, нет) – 1 балл

Развернутый эмоциональный ответ- 2 балла

 

Диагностика уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Полученные данные подтверждаются наблюдениями воспитателей, музыкального руководителя, родителей. Они отмечают повышение интереса детей к народному искусству. Это выражается в вопросах познавательного характера, в детских рисунках и поделках, в самостоятельной игровой деятельности

Таким образом, в ходе проведения мониторинга была установлена динамика роста художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русским народным искусством.

В результате проделанной работы можно сделать некоторые выводы. Нужно развивать восприятие ребенка таким образом, чтобы он воспринимал не только красоту и эмоционально реагировал на нее. Ребенка нужно учить понимать эмоциональные ощущения, формировать эстетические представления, суждения, оценки.

Практическая и теоретическая значимость работы заключается в разработанной системе занятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного творчества. Выявлены эффективные методы и приемы формирования у детей эстетического вкуса. Разработана последовательность и определено содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного творчества. Все это дает возможность целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания, использовать его результаты для повышения эстетического воспитания дошкольников.

Вместе с тем, мы зафиксировали ряд проблем, которые появились в процессе работы;

Так как не возможно без помощи родителей, без их активного участия достичь желаемой цели, необходимо формировать интерес родителей к народной культуре.

Для успешной реализации программы эстетического развития детей посредством русского народного творчества нужно наладить сотрудничество с социальными учреждениями – краеведческим музеем, библиотекой.

Таким образом, одним из средств воспитательного процесса по направлению художественно-эстетического воспитания, является процесс формирования эстетической культуры и творческой личности через народное искусство, в котором объединились устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Ознакомление с народной культурой стало необходимой частью образовательного процесса и вносит положительный результат при условии научного подхода и компетентности педагога.

Используя народное искусство в художественно-эстетическом развитии детей, необходимо применять системный подход. Педагог должен уметь выходить за рамки стереотипного мышления, создавать определенный эмоциональный настрой. Воспитателю необходимо понимать глубину содержания народного искусства, раскрывать его педагогический потенциал. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей реальности призвана система экологического воспитания. Чтобы система воздействовала на ребенка более эффективно и достигла запланированной цели, она должна быть единой. Объединять все виды образовательных областей, общественную жизнь и жизнь дошкольника вне сада . Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования эстетической культуры

 

 

Литература

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством - СПб: Детство-Пресс 2013

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2016

3. Грибанова М. В. Средства оптимизации системы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста (из опыта инновационной работы) – Книжный мир. Пермь 2003г

4. Данилюк А.Я. .Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - Москва : Просвещение, 2014.

5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

6. "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" Издательство: Центр педагогического образования, 2014 г.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×