Развитие ловкости у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения и умственной отсталостью.
По мнению Н.А. Бернштейна, ловкость – это сложная психомоторная способность человека, которая проявляется при выполнении сложных по координации движений, быстром овладении ими, изменении действий в зависимости от складывающейся двигательной ситуации. Ловкость – есть способность справится с возникшей двигательной задачей – правильно. Быстро, рационально, находчиво – в этом определении заключаются самые отличительные признаки ловкости. Ловкость проявляется в различных вариантах двигательной деятельности и является комплексным показателем проявления некоторых способностей человека и характеризуется эффективной эталонной техникой выполнения движений за ограниченный промежуток времени.
Ловкость – это сложное комплексное качество, которое не имеет единого критерия для оценки. В каждом случае выбирают различные проявления ловкости, но при этом учитываются:
- координационная сложность задания;
- точность его выполнения;
- время его выполнения.
Для выявления уровня ловкости у детей с комбированными нарушениями можно использовать такие тесты. Как «челночный бег 3Х10 м», «поворот на 3600 с подбрасыванием и ловлей мяча», «ведение мяча по ориентирам» и «бросок набивного мяча в цель двумя руками из-за головы». У детей с комбинированными нарушениями зрения и умственной отсталостью выявлены более низкие показатели в уровне развития ловкости, чем у детей с нарушением зрения и интеллектуальной недостаточностью. При разработке методики, направленной на развитие ловкости у детей младшего дошкольного возраста с комбинированными нарушениями, учитываются не только общие закономерности физического развития и двигательных качеств учащихся, но и сенситивные (благоприятные) периоды развития данного качества. В этой методике развития ловкости у детей с комбинированными нарушениями используются комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых с различными предметами, без зрительного контроля, с зеркальным выполнением, в различных исходных положениях. Разучивание и выполнение упражнений проводится от простого к сложному, т.е. при изучении используются простые и доступные упражнения, которые с каждым занятием совершенствуются и усложняются. На первых занятиях используются упрощённые игры, игровые задания и эстафеты. Применяются игры незначительной и умеренной психофизической нагрузки. Затем применяются те же задания в усложнённой форме. В специальных упражнениях, играх заданиях и эстафетах используется разнообразный инвентарь (гимнастическая скамейка, скакалки, маты и мяч), применяются сложно координационные игры и эстафеты. Для сохранения интереса у детей с комбинированными нарушениями зрения и интеллектуального развития при выполнении заданий, чтобы не вызывать утомление центральной нервной системы. Часто меняется характер и интенсивность упражнений, игр и эстафет. Количество повторений упражнений для детей с комбинированными нарушениями зрения и интеллектуального развития 7-8 лет рекомендуется от 4 до 6 раз, для детей 9-10 лет от 6 до 8 раз.
Упражнения для развития ловкости дошкольников с комбированными нарушениями зрения и умственной отсталостью.
1. «Мишка, зайка и кузнечик» И.П. – ходьба по кругу, руки на поясе. Преподаватель произносит в разном порядке: «мишка» (ходьба на внешней стороне стопы); «зайка» (передвижение прыжками на двух ногах); «кузнечик» (ходьба на пятках). Методические указания: следить за осанкой. Коррекционная направленность: развитие внимания, быстроты реакции, укрепления мышц туловища и конечностей.
2. «Спортсмены» И.П. – о.с. Выполнение бега на месте по хлопку преподавателя: А) бег в максимальном темпе; Б) бег в медленном темпе. Методические указания: внимательно слушать команды преподавателя. Коррекционная направленность: развитие внимания, быстроты реакции, укрепления мышц туловища и конечностей.
3. «Зайчики» И.П. –упор присев. В течении 10-20 сек. Учащиеся меняют положение из упора присев в упор лёжа, подсчитывая количество повторений.
Методические указания: упражнение выполнять на гимнастических матах.
Коррекционная направленность: развитие координации движений, быстроты реакции.
4. Игра «Не попадись на удочку». Игроки образуют круг, в центре которого стоит водящий с верёвкой в руках. Он начинает раскручивать её так, чтобы она вращалась над самой землёй. Игроки перешагивают через верёвку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения верёвки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не попадётся на «удочку», т.е. не сумеет перешагнуть. Методические указания: во время перешагивания стараться не задеть верёвку. Коррекционная направленность: развитие быстроты реакции, ловкости движений.
6. «Бег цепями». Игроки делятся на две и более группы, в зависимости от количества участников. Дети становятся в шеренги взявшись за руки, образуют «цепи». По сигналу преподавателя – «Вперёд», «цепи» движутся вперёд, по сигналу – «Назад», «цепи движутся назад. Методические указания: задача – не расцепить руки во время движения. Коррекционная направленность: развитие координации движений, умения действовать в коллективе, быстрота реакции.
7. «Разноцветные флажки». Преподаватель поднимает вверх флажки разного цвета. Каждый цвет обозначает разные движения: красный – приседание на одной ноге; жёлтый – бег с высоким подниманием бедра, синий – поворот на 3600. Методические указания: ученики должны быстро поменять движение при смене флажка. Коррекционная направленность: развитие быстроты реакции, внимания, способности к переключению двигательных действий.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат