Понятие государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Пункт 3 статьи 3 Федерального закона №209-ФЗ называет поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства целенаправленную деятельность, которую осуществляют органы государственной власти, а также органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Кроме этих органов в рассматриваемой деятельности принимают участие те организации, которые входят в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Деятельность этих органов осуществляется в соответствии с государственными программами и подпрограммами, принимаемыми Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, а также теми программами и подпрограммами, которые принимаются на уровне муниципальной власти. В разработанных и принятых программах содержатся мероприятия, которые определяют возможности развития малого и среднего предпринимательства.
В осуществлении этой деятельности принимает участие акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». Данное акционерное общество и его дочерние структуры являются институтом развития в сфере малого и среднего предпринимательства, деятельность которых определяется нормами Федерального закона №209-ФЗ.
Вторым акционерным обществом, осуществляющим поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, является «Российский экспортный центр» и дочерние общества этого цента, осуществляющие поддержку экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с требованиями Федерального закона №209-ФЗ и Федерального закона1.
Из рассмотренного и данного в нормах законодательства определения, можно сделать вывод, что вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства тесно связаны с деятельностью органов власти государства, а также с органами местного самоуправления. Определенную роль в этих отношениях играют и названные корпорации, но если детальность «Российского экспортного центра» представляет интерес только для экспортеров, то вопросы, связанные с деятельностью «Федеральной корпорации по развитию малого и среднего бизнеса» касаются всех субъектов рассматриваемых общественных отношений.
В связи со сказанным, представляет интерес те нормы, которые по рассматриваемым вопросам изложены в статье 14 Федерального закона 209-ФЗ. В текст этой статьи, после принятия рассматриваемого Федерального закона неоднократно вносились изменения23, поэтому, в настоящий момент, эта статья посвящена следующим вопросам.
Прежде всего, нормы этой статьи регулируют принципы, в соответствии с которыми осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти принципы включают в себя:
- заявительный порядок, то есть, те субъекты предпринимательской деятельности, которые нуждаются в поддержке, должны обратиться за ней с соответствующим заявлением;
- с целью организации поддержки субъектов предпринимательства, создается необходимая инфраструктура. Созданная инфраструктура, предназначенная для поддержки предпринимательской деятельности, должна быть доступна для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
- субъектам малого и среднего предпринимательства должен быть обеспечен равный доступ к предоставляемой поддержке. Необходимо чтобы этот доступ соответствовал условиям, которые определяются в соответствии с положениями нормативных правовых актов. Издание этих актов является предметом деятельности непосредственно органов Российской Федерации, а также органов субъектов Российской Федерации. На уровне муниципальных органов власти, в соответствии с имеющимися полномочиями, издают муниципальные органы власти. Целью издания названных актов является реализация государственных программ и подпрограмм, принятых Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, а также тех программ и подпрограмм, которые принимаются на уровне муниципальных образований;
- поддержка должна быть организована с соблюдением требований, определяемым нормами Федерального закона от 26 июля 206 года №135-ФЗ4;
- отдельным пунктом федеральный законодатель уточнил, что процедуры оказания поддержки должны быть открытыми.
В том случае, если конкретное предприятие, относящееся к субъектам малого и среднего предпринимательства, принимает решение обратиться за поддержкой, то ему следует представить комплект документов, подтверждающих его право обращения за поддержкой, которые определяются федеральными нормативными актами и нормативными актами субъекта Российской Федерации. В необходимых случаях эти условия могут определяться и правовыми актами определенного муниципального образования. Такие правовые акты принимаются в целях реализации действующих программ и подпрограмм, реализуемых названными территориальными образованиями и на федеральном уровне. Правила пункта 2 статьи 14 Федерального закона №209-ФЗ не разрешают требовать у кандидатов на получение поддержки предоставление тех документов, которые имеются у государственных органов, а также у органов местного самоуправления. Исключения из этого правила составляют случаи, которые определены нормами Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ5.
Необходимо отметить, что рассматриваемые нормы закона не допускают оказание поддержки в отношении некоторых субъектов малого и среднего предпринимательства, к которым относятся:
- кредитные и страховые организации. В этом отношении исключение составляют потребительские кооперативы, выделенные федеральным законодателем отдельно. Кроме того, поддержка не допускается в отношении инвестиционных фондов, а также негосударственных пенсионных фондов. Не может быть предоставлена поддержка ломбардам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Уже из названия этих организаций можно увидеть, что они обязаны иметь достаточную величину собственных средств, которые, по крайней мере, должны стремиться к росту. Так, в отношении кредитных организаций имеет смысл отметить, что с 1 января 2012 года минимальный размер капитала для банков установлен в размере 180 млн. рублей, ас 1 января 2015 года - 300 млн. рублей6. Поэтому для таких субъектов малого и среднего предпринимательства такая поддержка просто лишняя;
- аналогичным образом не требуется такая поддержка и участникам соглашений о разделе продукции, которые вкладывают инвестированные средства в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации7;
- не требуется такая поддержка, но уже даже по моральным принципам, тем малым предприятиям, которые осуществляют свою деятельность в сфере игорного бизнеса;
- не оказывается поддержка тем субъектам малого и среднего предпринимательства, которые по законодательству о валютном регулировании и валютном контроле относятся к нерезидентам Российской Федерации. Из этого правила исключение составляют те малые и средние предприятия, поддержка которых предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Положения пункта 4 рассматриваемой статьи определяют, что не может быть оказана поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, которые занимаются производством, а также распространением подакцизных товаров, как и добычей и реализацией полезных ископаемых, но кроме тех полезных ископаемых, которые относятся к категории общераспространенных. Следует отметить, что данная норма корреспондирует с положением об отказе в оказании помощи участникам соглашения о разделе продукции, но, в отличие от предыдущей нормы, данная норма может быть изменена по усмотрению Правительства Российской Федерации.
Федеральный законодатель в следующем, пятом пункте, предусмотрел случаи, в силу которых субъекту малого и среднего предпринимательства может быть отказано в предоставлении поддержки. Как правило, такие случаи связаны с нарушениями установленных правил. К этим случаям относятся:
- непредставление субъектом предпринимательской деятельности необходимых документов, которые определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, а также, если предоставление таких документов предусмотрено правовыми актами муниципальных органов. Предоставление таких документов предусматривается в целях реализации программ и подпрограмм оказания помощи, принимаемых Российской Федерацией, ее субъектами, а также муниципальными программами. Данная правовая норма распространяется и на те случаи, когда субъектами предпринимательской деятельности представляются недостоверные документы и сведения;
- не выполнены условия, связанные с оказанием поддержки;
- если ранее в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства было принято решение о том, что ему отказано в предоставлении аналогичной поддержки. При отказе по этим основаниям должны совпадать условия оказания такой поддержки, включая вид оказания поддержки, ее цели, форма и сроки;
- если субъект малого и среднего предпринимательства был признан допустившим нарушившим условия и порядок оказания такой поддержки, включая нецелевое использование средств, и с момента принятия такого решения не прошло три года;
Поданные обращения субъектов малого и среднего бизнеса рассматриваются адресованными органами в сроки, которые определяются нормативными актами Российской Федерации и ее субъектов, а также правовыми актами муниципальных органов в соответствии с принятыми программами или подпрограммами. Кроме того, федеральный законодатель обратил внимание на то, что о принятом решении субъект предпринимательской деятельности должен быть проинформирован в течение пяти дней со дня принятия такого решения.
Таким образом, федеральный законодатель дал не только определение понятию поддержки малого и среднего предпринимательства, но и определил порядок ее оказания. Важно отметить тот факт, что такая поддержка может быть оказана не только на федеральном уровне, но и на уровне субъекта Российской Федерации, а также и на муниципальном уровне. Еще один важный момент определяется тем фактом, что для оказания этой поддержки должна существовать соответствующая инфраструктура, а сама поддержка оказываться в соответствии с установленными правилами, при нарушении которых, предприниматель может быть лишен необходимой помощи.
Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности : Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) : офиц. текст : в ред. федер. закона от 01 мая 2019 г. N 83-ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01.05.2019.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ (ред. от 29.12.2015) опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.12.2015.
О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статьи 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки 6 Федеральный закон от 08.06.2020 N 169-ФЗ) : опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 08.06.2020.
О защите конкуренции (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) : Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 02.12.2019.
Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.07.2020)опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31.07.2020
Рейтинг банков по капиталу (по ф.123 и 134) (таблица значений показателя Капитала) [Электронный ресурс] URLhttps://analizbankov.ru/rating.php?PokId=5369&DESC=1 (дата обращения 30.08.2020)
О соглашениях о разделе продукции : Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 27.06.2018)ФЗ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27.06.2018
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат