Организация работы учителя-логопеда по подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи через реализацию программы дополнительного образования.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед педагогами ДОУ и родителями, является подготовка детей к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяется несколькими показателями: хорошее состояние здоровья (как в физическом, так и в психо-эмоциональном плане), достаточный уровень развития психических функций (памяти, внимания, мышления), устойчивая работоспособность и наличие интереса и мотивации к учебе. Эта готовность называется общей и является результатом работы в течение всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении, плодом усилий родителей и всех специалистов ДОУ.
Однако немаловажным аспектом в процессе подготовки ребенка к школе является и овладение им специальными знаниями, навыками и умениями (например, читать, считать, писать), формирование дифференцированного восприятия, произвольного внимания и произвольной памяти, развитие обобщенных форм мышления и способности к логическим операциям.
Как известно, определенные трудности в процессе специальной подготовки к школе возникают у детей, имеющих общее недоразвитие речи, так как проблемы в речевом развитии неблагоприятно сказываются на формировании у них сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с тяжелыми нарушениями речи недостаточно устойчивое внимание (как зрительное, так и слуховое), ограничены возможности его распределения, низкий уровень вербальной памяти. Для них составляет трудность удержать в памяти многоступенчатые инструкции, элементы и последовательность заданий.
Недостаточность речевого развития влияет и на овладение детьми мыслительными операциями. У них с отставанием формируется словесно-логическое и наглядно-образное мышление, операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Кроме того, для детей с ОНР характерна плохая координация движений, более низкая скорость и ловкость их выполнения, трудности в выполнении движений по словесной инструкции, а также заданий по пространственно-временным параметрам. Конечно же, данные особенности развития сказываются неблагоприятным образом на процессе овладения детьми письмом, так как на основе пространственных представлений формируется ориентировка на плоскости (листе бумаги). Также недоразвитие пространственных представлений негативно влияет на формирование звукового анализа и синтеза, поскольку, не усвоив ориентировки в пространстве относительно собственного тела и окружающих предметов, ребенок не может перейти на более абстрактный уровень звуков.
Таким образом, работая с дошкольниками с ТНР и анализируя наиболее часто встречающиеся проблемы в процессе их подготовки к школе, пришла к выводу о необходимости ведения дополнительных занятий, позволяющих своевременно помочь детям в преодолении этих трудностей, организовать полноценную профилактическую работу. Данные занятия провожу на основе кружковой деятельности по специально разработанной программе «Эрудит».
Цель программы – создание условий для развития всех психических процессов и более качественного формирования функций и навыков, необходимых детям с ОНР для успешного обучения в школе.
Задачи программы:
создавать условия для развития психических процессов (дифференцированного восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти), их произвольности;
способствовать развитию мышления и способности к логическим операциям на элементарном уровне (умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, синтезировать, проводить аналогию);
способствовать развитию речи детей и их познавательной активности, умения делать умозаключения на основе приобретенных знаний, аргументировать свои высказывания;
воспитывать настойчивость и терпение в преодолении трудностей, способность к саморегуляции;
способствовать развитию фонематического слуха,
фонематических представлений
;
способствовать развитию
координации движений, мелкой моторики, ориентировки в пространстве и на листе бумаги, развити
ю
пространственного воображения;
созда
вать
услови
я
для развития межполушарного взаимодействия;
создавать условия для подготовки руки к письму.
Данная программа предназначена для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи 5 – 7 лет, посещающими группу компенсирующей направленности в ДОУ. Срок реализации программы 2 года. Непосредственно образовательная деятельность (далее - НОД) по программе проводятся 2 раза в неделю (пример тематического планирования см. Приложение №1); 54 занятия за учебный год (период с октября по апрель включительно). Длительность НОД – 25 минут в старшей группе и 30 минут в подготовительной группе. Форма организации – подгрупповая.
Система обучения имеет познавательную основу и предполагает использование игровых приемов, так как игра является основным видом деятельности для детей дошкольного возраста, наиболее доступна, понятна и интересна им. Все задания объединены единым сюжетом, что делает их интересными для детей, позволяет сохранять непринужденную обстановку, избежать переутомления, увеличить объем зрительного и слухового внимания, памяти.
В структуру НОД входят различные задания, направленные на формирование пространственных представлений. Работу начинаю с уточнения представлений о признаках предметов (величина и форма) (например, упражнения «Найди предмет такой же формы», «Расставь предметы по порядку» от маленького к большому и наоборот и т.д.). Одновременно с этим учу детей ориентироваться в схеме собственного тела («Обезьянки», «Зеркало» и т.д.) и определять отношения между предметами (справа, слева, под, над, между и т.д.) («Кто где спрятался?» и др.). Далее перехожу к отработке умения определять направления в пространстве («Роботы», «Выполняй команду», «Веселая зарядка» и т.д.) и на плоскости («Слушай и раскрась», «Какую фигуру я загадала?», графические диктанты и т.д.). Закрепленные таким образом в достаточной степени представления о пространственных отношениях между предметами (перед, после, между, справа, слева), о ряде (в начале, в конце, в середине) дают возможность детям более успешно осваивать звуковой анализ и синтез (упражнения «Живые звуки», «Найди место звука в слове», «Звуковая корзиночка» и др.).
В образовательной деятельности большое внимание уделяю развитию зрительно-моторной координации, что способствует совершенствованию графических навыков. Для этого использую обводки, «дорожки», лабиринты, штриховки, различные «узоры» из точек, палочек разной длины, геометрических фигур (задание «Повтори узор»).
Также обязательным компонентом всех НОД является работа по развитию зрительного и слухового внимания (задания «Чем похожи и чем отличаются», «Найди отличия», «Найди половинку», «Что не так?», «Повтори ритм», «Топ – хлоп», «Длинное – короткое» и др.), памяти («Что изменилось?», «Запомни – повтори», «Найди лишнее» и т.д.).
Развивая мышление детей, стараюсь сформировать у них умения не только видеть закономерности, классифицировать, обобщать и анализировать, но и делать выводы, умозаключения, аргументированно высказываться, озвучивать свое мнение, подкрепляя его доказательствами. Для этого использую большое количество разнообразных заданий, такие как «Хитрые вопросы», «Что лишнее?», «Чего не хватает?», «Что сначала, что потом», «Бывает – не бывает» и т.д. Кроме того, широко применяю в работе ребусы, загадки и головоломки. Все это позволяет активизировать мыслительные процессы у детей, развивать их способность к логическим операциям.
Многие специфические особенности развития детей с ОНР обусловлены недостаточным взаимодействием между правым и левым полушариями головного мозга. Как известно, каждое полушарие выполняет свою функцию, однако интегрированная обработка информации обоими полушариями одновременно обеспечивает максимально эффективную работу мозга. Поэтому важным аспектом данной программы является работа по развитию межполушарного взаимодействия через систему игр, заданий и упражнений, помогающих укрепить нейронные связи и синхронизировать работу обоих полушарий. С этой целью предлагаю детям задания, которые необходимо выполнять обеими руками одновременно (рисование синхронно кругов, линий, спиралей, обводка рисунков в соответствии с игровым сюжетом), элементы нейродинамической гимнастики и пальчикового фитнеса.
Планируемые результаты представляют собой характеристики возможных достижений воспитанников на этапе завершения освоения Программы:
- знает и дифференцирует понятия «звук» и «буква», «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- соотносит буквы и звуки;
- слышит звук, определяет его место в слове;
- различает гласные и согласные звуки, твердые и мягкие звуки, глухие и звонкие звуки;
- владеет звуко-буквенным анализом и синтезом слов;
- знает: принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений; принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов; антонимы и синонимы; названия геометрических фигур и их свойства; принцип программирования и составления алгоритма действий;
- умеет определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
- умеет путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно-дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
- выполняет графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
- умеет ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Таким образом, комплексная и систематическая работа по всем вышеперечисленным направлениям дает возможность оказать своевременную помощь детям с ОНР в преодолении трудностей в подготовке к школе и обеспечить профилактику дисграфии.
Приложение №1
Тематическое планирование в старшей группе компенсирующей направленности на неделю:
Месяц
Номер НОД
Тема
Содержание
Задачи
октябрь
1
Золотая осень. Приметы осени. Речевые и неречевые звуки.
- речевая игра «С какого дерева листочек?»
- упражнение «Найди отличие»
- упражнение «Угадай звук»
- физкультминутка «Осенний дождь»
- упражнение «Чего не хватает?»
- упражнение «Листопад»
- способствовать расширению словаря по теме, закрепить умение образовывать относительные прилагательные;
- создавать условия для развития зрительного внимания;
- способствовать развитию слухового внимания, формированию представлений о речевых и неречевых звуках;
- создавать условия для развития умения ориентироваться в схеме собственного тела, способствовать развитию общей моторики и координации движений;
- способствовать развитию мышления, умения анализировать, делать выводы;
- создавать условия для развития зрительно-моторной координации, графических навыков.
2
Золотая осень. Приметы осени. Звук А.
- беседа «Почему мне нравится осень?»
- упражнение «Дождь и дождик»
- упражнение «Что лишнее?»
- упражнение «Лабиринт»
- физкультминутка «Осенний дождь»
- упражнение «Найди картинку и раскрась»
- упражнение «Дождик»
- создавать условия для активизации словаря по теме, закрепить умение составлять предложения по картинкам;
- способствовать развитию слухового внимания, умению различать звуки по силе и громкости, повторять заданный ритм;
- создавать условия для развития мышления, умения делать аргументированные умозаключения;
- способствовать развитию зрительно-моторной координации и графических навыков;
- создавать условия для развития умения ориентироваться в схеме собственного тела, способствовать развитию общей моторики и координации движений;
- способствовать развитию фонематического слуха.
Литература:
Логопедия: учебник для студентов дефектологического факультета педагогических высших учебных заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2009
Лытякова И.Ю., Семенова Е.П. Знакомство со звуками и буквами. Профилактика нарушений письма. Развитие мелкой моторики. Рабочая тетрадь №1
, №2
– СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
Молчанова Е.Г. 300 игр для развития слухового внимания ребенка / Е.Г. Молчанова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2020
Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями / И.А. Подрезова – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007
Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста
(6 – 7 лет)/ авт.-сост. Н.М. Сертакова. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017
Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: готовимся к школе: рабочая тетрадь / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат