ДОКЛАД
Работа с родителями учащихся в детской школе искусств
Таланты создавать нельзя,
но можно и нужно создавать среду
для их проявления и роста.
Г. Г. Нейгауз
Работая педагогом дополнительного образования в ДШИ , обучая детей игре на фортепиано, сольфеджио, убеждена, что активное и плодотворное взаимодействие ДШИ с семьёй учащегося, является одним из условий полноценного, приносящего конкретные результаты педагогического воздействия. Значимость данного направления в работе педагога – музыканта сложно переоценить, поскольку социокультурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, его ближайшее окружение – семья. Правильная организация работы с семьёй учащихся помогает в решении многих задач, актуальных для музыкальных школ в современных условиях.
Ни для кого не секрет, что если раньше в ДШИ происходил тщательный отбор поступающих, то сегодня мы принимаем всех, кто пришёл. Актуальной проблемой практической деятельности музыкальных школ становится обучение неоднородного по уровню способностей, мотивации, эмоциональному и интеллектуальному развитию, социальному статусу контингента. Что касается нашей школы, то, как и для любой сельской школы, эта проблема, учитывая специфику социума, проявляется наиболее остро. Администрация школы регулярно проводит анкетирование среди родителей учащихся и проведённые опросы выходит прагматизм родителей, которые больше всего озабочены вопросом, пригодится ли их ребёнку музыка, если в будущем он изберёт другую профессию. Именно поэтому, подчёркивая не элитность музыкального образования, а его полезность для полноценного развития ребёнка и дальнейшего его продвижения по жизни, так необходима постоянная работа с родителями. В своей практике, в частных беседахпоказывают, что совсем небольшой процент респондентов готов вкладывать часть своих доходов в музыкальное образование детей. На первое место , на родительских собраниях, объясняя важность и пользу занятий в музыкальной школе, я довольно часто ссылаюсь, зачитываю выдержки из статьи доктора искусствоведения и психологических наук Д.К. Кирнарской «Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу».
Цель работы с родителями: создание единого воспитательного, образовательного пространства «семья – школа».
Задачи работы с родителями:
1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения поставленных задач, выявление и совместное решение проблем.
2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с педагогом и в музыкальную, общественную жизнь школы.
3. Ознакомление родителей с программой обучения, планом мероприятий детской школы искусств.
4. Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.
4. Создание определенной системы просвещения родителей.
5. Повышение роли семьи в воспитании детей.
6 . Совершенсвование обратной связи с помощью сайта школы
Формы связи семьи и школы:
1. Коллективная: родительские собрания, конференции, взаимодействие с Управляющим советом школы, день открытых дверей, фестивали, выставки творческих работ.
2. Групповая: проведение классных родительских собраний, открытые уроки, работа по оформлению класса, проведение классных мероприятий.
3. Индивидуальная: консультации, беседы, телефонный разговор, переписка.
Правильная организация работы с семьями учащихся помогает мне в решении многих педагогических задач. Прежде всего, главная проблема – это достаточно высокий процент отчисления. Многие учащиеся уже на начальном этапе обучения, поняв всю сложность поставленных перед ними задач, объём затрачиваемых на обучение времени и усилий, теряют желание учиться в ДШИ. По своему опыту знаю, что эту проблему необходимо решать в тандеме с родителями, подчёркивая важность привития трудолюбия, усидчивости, преодоления лени, объясняя, что задача родителей – помочь ребёнку преодолеть кризисный момент, поддерживая в нём желание, стремление и веру в свои силы. Я объясняю родителям, что нельзя приучать детей бросать начатое на полпути, это может стать для них привычной практикой.
Следующий аспект работы с родителями учащихся заключается в разъяснении важности регулярной домашней подготовки. Согласно анкетированию, проведённому нашей школой, немалый процент родителей учащихся записали своих детей в ДШИ только для того, чтобы занять свободное время ребёнка. К сожалению, многие родители не понимают специфики обучения в ДШИ, относятся к музыкальной школе как к «секции» или «кружку», занятия в которых не предполагает домашних заданий. Иногда позиция родителей доходит до полного абсурда и приходится объяснять важность и необходимость приобретения для занятий дома музыкального инструмента.
Далее хочу выделить следующее: желательно присутствие родственников на занятиях хотя бы на первоначальном этапе обучения (с точки зрения повышения эффективности домашней работы очень полезно проводить открытые уроки для родителей учащихся). При личных встречах я объясняю родителям, что они вполне могут помогать своим детям в выполнении домашних заданий, демонстрирую им правильную посадку за инструментом, постановку рук, исполнительские движения, подчеркиваю важность соблюдения этих правил при домашней подготовке. Рекомендую для ознакомления психолого-педагогическую литературу, интересные публикации. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняю необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т. д.).
Помощь родителей может также заключаться в следующем: организация домашней музыкальной среды; наличие различных музыкальных игрушек, элементарных музыкальных инструментов; создание правильного информационного окружения. Необходимо обратить внимание родителей на освоение нового распорядка дня, поддержку первых успехов и неудач, наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка, предупреждение ситуаций психологического дискомфорта.
Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. Это могут быть инструментальные ансамбли (если родители владеют навыками игры на музыкальных инструментах), исполнение вокальных произведений. Перед преподавателем здесь стоит задача посоветовать в выборе репертуара. Наша школа ежегодно проводит концерты совместно с родителями. Один из таких концертов называется «Мама + я - музыкальная семья» ,где наши учащиеся, демонстрируя совместное творчество со своими родителями, членами семьи, неоднократно принимали в них участие. В процессе подготовки всегда тщательно продумываем репертуар, костюмы, много репетируем. Такая форма работы повышает работоспособность учащихся, делает их более уверенными в себе, увеличивает престижность занятий в ДШИ. Как правило, семьи, проявляющие интерес к совместному творчеству, практикуют проведение домашних концертов к различным праздничным датам и, надо отметить, что были случаи, когда после выступления моих учащихся на своём дне рождения перед сверстниками, находились желающие из присутствующих на торжестве начать обучение в ДШИ. Такой пример проведения домашних вечеров оказывается заразительным, детям становится интересным овладение игрой на музыкальном инструменте, им также хочется попробовать раскрыть свои таланты перед сверстниками и окружающими. Важно воспитывать в учениках чувства и мысли о том, что они учатся музыке не только для себя, но их искусство нужно другим.
Необходимо регулярно напоминать родителям о важности приобщения к концертной деятельности, разнообразии семейных форм музыкального образования (посещение музыкальных театров, концертных программ и т.д.). В современных условиях добавилось активное использование интернет - ресурсов (видео и аудиозаписи музыкальных произведений как их числа изучаемых учащимся в классе инструментального исполнительства, так и изучаемых на уроках музыкально-теоретического цикла, и, конечно, обширной фонотеки лучших образцов классической и современной музыки). Помимо прослушивания, изучения аудио и видеоматериала, это может быть и совместное посещение различных общеразвивающих сайтов. Ещё я рекомендую создание домашней фонотеки, видеоархива выступлений ребёнка, обязательный сбор нотного архива изучаемых им произведений
Хочется отметить важность присутствия родителей на любом выступлении их ребёнка. В нашей школе традиционно проводятся концерты к различным юбилейным, праздничным датам, ежегодно в конце декабря проходит открытый отчётный концерт и т.д. И не важно, оцениваются эти выступления по балльной системе или нет, помимо моральной поддержки со стороны родителей, дети получают удовлетворение от значимости своей ежедневной и кропотливой работы, у них появляется стимул, стремление выступить как можно лучше, ярче, эмоциональнее.
Инновационной формой в работе с семьей стали социально-педагогические проекты. В своей практической деятельности я использую совместное участие с родителями и их детьми в различных творческих конкурсах: литературной направленности, декоративно-прикладного творчества, фотоконкурсах, конкурсах изобразительного искусства. Мы делаем презентации, пишем статьи, проводим различные развлекательные и познавательные программы с участием детей и родителей. Совместная деятельность взрослых (педагогов, родителей), основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, помогает сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.
Тщательно выстроенная, продуманная работа с родителями, безусловно, несет в себе положительный результат. Педагогу нужно не жалеть времени на работу с семьей, на разъяснение той роли, которую оказывает семейная атмосфера на закрепление появившегося интереса к обучению. Он должен хорошо представлять особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы не только с ребенком, но и добиться взаимопонимания с его родителями. Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта педагогического процесса. Только при единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель духовного, нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.
Преподаватель теоретических дисциплин
Маркович Н.В
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат