«Преемственность форм и средств организации образовательной деятельности в ДОО и начальной школе».
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Это является приоритетным направлением работы психологов в образовательных учреждениях.
Принятие ФГОС ДО и ФГОС НОО – важный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться.
Принимая ФГОС, государство устанавливает норму образованности, соответствующую идеалам общества. В документе отражены ожидания социума к уровню образования дошкольников. На эти ориентиры опираются учредители, специалисты, семья, общественность. Система дошкольного и школьного образования находит общие точки соприкосновения, становится единым целым.
Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял переходу к школьному обучению, считая, что ребёнок должен быть подготовлен к нему всем ходом предшествующего развития. При этом переходе происходит изменение всей системы его отношений с окружающим миром. Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка. Для российской системы образования приоритетом стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым. Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада — это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении и др.). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования.
Дошкольное воспитание — это первое звено единой системы образования. Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, после детского сада дети пойдут учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Работа в этом направлении начинается еще в детском саду.
Подготовка к школе — это длительный и творческий процесс. Подготовку к школе надо начинать заранее и проводить регулярно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша свои особенности развития. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями и воспитателями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости. Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Необходимо обеспечить ребенку поддержку на этапе этого перехода. Главная цель совместной деятельности — это создание условий для личностно ориентированного обучения.
Можно определить три основных направления: методическая работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями. Это помогает осуществлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Из всего сказанного следует, что готовность ребенка к школе оценивается совсем не по тому, умеет он читать и писать или нет. Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько он был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками. Задача педагогов развивать у детей предпосылки УУД, для успешного обучения в школе.
Сколько бы ни говорили о преемственности дошкольных учреждений и школы, достичь позитивных результатов можно только при условии их тесного сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат