Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 08.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. Работа №33321

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Работа:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕНОЙ СИТУАЦИИ

 

Гиззатуллина Юлия Фанисовна

методист, Областной Центр

дополнительного образования

детей, Россия, г. Челябинск

 

MENTORING AS A TOOL FOR SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN IN DIFFICULT SITUATIONS

 

Gizzatullina Yuliya Fanisovna

methodist, Regional Center

additional education

children, Russia, Chelyabinsk

 

АННОТАЦИЯ

 

Статья посвящена рассмотрению технологии наставничества как инструмента социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Представлены основные задачи и принципы наставника в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и описаны этапы взаимодействия наставника с родителями наставляемых.

 

ABSTRACT

 

The article is devoted to the consideration of the technology of mentoring as a tool for social and pedagogical support of children who find themselves in a difficult life situation. The main tasks and principles of the mentor in working with children who find themselves in difficult life situations are presented and the stages of interaction between the mentor and the parents of the mentored are described.

 

Ключевые слова: наставничество, трудная жизненная ситуация, социализация, девиантное поведение, институты социализации.

 

Keywords: mentoring, difficult life situation, socialization, deviant behavior, institutions of socializiation.

 

 

В современном мире особое место в системе образования занимает работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Детская безнадзорность, насилие в семье, жесткое обращение, криминализация, к сожалению, актуальны для нашего общества сегодня. Одной из важнейших задач общественных институтов, педагогических коллективов является создание условий для успешной социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Существует много подходов к понятию «трудная жизненная ситуация». Среди отечественных психологов, занимающихся изучением данной темы, наиболее известным является И.Г. Кузина. По ее мнению, трудная жизненная ситуация –это «ситуация нарушающая социальные связи человека с его окружением, условия нормальной жизнедеятельности и субъективно воспринимаемая им как сложная, вследствие чего он может нуждаться в поддержке и помощи близких, социальных служб» [3].

Ф.Е. Василюк раскрывает понятие «трудная жизненная ситуация» как «ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации своих внутренних потребностей (мотивов, стремлений, ценностей» [1].

Таким образом, проанализировав вышеизложенные подходы к данному понятию можно прийти к заключению, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это дети, которые самостоятельно не в состоянии решить проблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иных обстоятельств.

Психолог И.Г. Кузина выделяет следующие признаки, указывающие на то, что ребенок находится в сложной жизненной ситуации:

ухудшение настроения, эмоциональная нестабильность;

агрессивность, тревожное состояние, замкнутость;

нарушение взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками;

употребление алкогольных напитков и наркотических средств;

неуспеваемость, попуски занятий, высокая самокритичность к себе [3].

Чаще всего в сложных жизненных ситуациях оказываются дети из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных, неполных семей. У них можно заметить низкую самооценку, они с трудом социализируются в обществе, имеют коммуникативные нарушения. Подобные явления могут негативно повлиять на будущую жизнь ребенка, он ощущает себя ненужным дома, ему не хватает заботы и понимания, и поэтому ребенок старается провести как можно больше времени с друзьями, находя свое утешение и понимание в уличных компаниях. Вследствие этого у ребенка происходит дезадаптация.

Как помочь детям успешно социализироваться в обществе? Одним из наиболее эффективных средств формирования у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации социального опыта, морально-нравственных ценностей является технология наставничества.

Наставничество – это неформальный процесс обмена опытом, знаниями.

В данном случае, наставничество, можно рассматривать как метод психологическо-педагогического сопровождения детей, которым необходима поддержка, помощь и жизненный ориентир.

Наставник – доброволец, который из искренних побуждений и мотивов, желает помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, самосовершенствоваться, формировать в себе нравственные ценности, навыки и компетенции.

Принципы, на которых базируется технология наставничества:

Индивидуально – личностный подход к ребенку, реализуемый в формуле: понимать, принимать, помогать, направлять;

Отношения между наставником и наставляемым основываются на доверии и партнерстве;

Коммуникативность – способность к оперативному общению, налаживанию связей между всеми участниками программы наставничества;

Конфиденциальность – неразглашение информации о ребенке, о его семье и др.;

Объективный подход – учет психолого-возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, позиций), выработка непредвзятого отношения к различным аспектам жизнедеятельности ребенка;

Системность – применение системы мероприятий, направленных на решение различных проблем и жизненных ситуаций.

Наставником для ребенка могут стать:

обучающиеся, желающие помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих вопросах;

педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной атмосферы в коллективе;

родители обучающихся – активные участники родительских советов/ближайшие родственники;

выпускники, заинтересованные в поддержке своей образовательной организации;

успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт;

руководители и должностные лица органов исполнительной власти (медицинские работники, специалисты и главы территориальных отделов и т.д.);

ветераны педагогического труда.

Наставнику важно учитывать особенности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и поэтому стоит обратить внимание на следующие важные аспекты:

1) Необходимо прояснять ребенку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, что бы он хотел изменить. Так как картина мира у ребенка, находящегося в сложной ситуации, часто противоречива и наставнику следует указывать на эти противоречия;

2) Интересоваться планами ребенка на будущее: кем бы хотел стать, какие есть мечты, каким он представляет себя через год, пять лет и т.д. Наставник может сам предлагать различные варианты ближайшего будущего для ребенка, основываясь на его способностях и интересах и при необходимости оказывать помощь в достижении желаний ребенка.

3) Устраивать различные мероприятия: походы в кино, в музеи, на спектакли и т.д. Подобные мероприятия укрепляют взаимоотношения между участниками программы, способствуют расширению кругозора и ребенка;

4) При появлении у ребенка желания и готовности вступить в школьные, молодежные объединения, наставник должен помочь и поддержать ребенка: общаться с руководителем, помогать в адаптации в коллективе. Наставник в определенной мере выступает посредником между ребенком и социумом;

5) Проведение бесед с родителями ребенка/законными представителями с целью знакомства, выяснения основных проблем семьи. Входить в контакт с семьей разрешается только при согласии самого ребенка, так как часто дети могут решить, что общение наставника с родителями неизбежно приведет к неодобрению со стороны родителей. [4].

Работа с семьей (при необходимости) проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления доверительных отношений между участниками программы: наставником, родителями и наставляемым.  

Этапы работы наставника с семьей ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации:

Первый этапУстановление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями для дальнейшего сотрудничества, очерчивание круга взаимных обязательств и прав: 

1)  беседа, определение сроков и дат следующей встречи (возможно приглашение родителей в школу);

2) посещение на дому, знакомство с родителями, ближайшим социальным окружением семьи (друзья, родственники).

Второй этапИзучение семьи, в которой проживает ребенок. Наставник собирает точную, достоверную, объективную информацию о членах семьи и их ближайшем окружении. Ему необходимо знать:

состав семьи;

микроклимат

в семье,

ценности, нормы и стиль

воспитания

;

2)   информацию о родителях, об их социальном статусе;

3)   жилищно-бытовых условия;

4) состояние здоровья, привычки, образ жизни.

Третий этап. Анализ информации о семье и установление причин семейного неблагополучия.

Четвертый этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от причины сложной ситуации в семье и путей их реализации:

патронатное посещение семьи с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

знакомство с семьей;

метод совместного планирования работы с семьей;

подключение к решению проблем семьи всех органов (Комиссия по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних отдела полиции, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, отдел охраны прав детства, образовательные учреждения, органы службы занятости);

индивидуальные и семейные консультации;

консультации специалистов. Темами могут быть: «Психологические особенности подросткового возраста», «Обязанности и ответственность родителей»;

сопровождение семьи в виде консультаций, наблюдений специалистов, обращений в различные организации;

вовлечение в досуговую деятельность всех членов семей. [2].

В результате анализа литературы по заявленной теме, можно сделать заключение что, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в какой бы форме она ни была, выпадают из нормального процесса социализации и лишены необходимого для нормального роста и развития, ощущения безопасности. Этим детям необходима целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую могут оказать наставники.

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Васюлик

Ф.Е.

Психология переживания (анализ преодоления к

ритических ситуаций). — М.: Издательст

в

о Московского университета, 1984.

Гомонова

С.И. Проблемы «трудных» подростков, пути их предупреждения и

решения. -

М.,

2013.

Кузина И. Г.

Теория социальной работы - Владивос

ток: Издательство ДВГТУ

, 2006.

Сборник трудов научно-практической конференции «Современные модели помощи семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

». -

Серпухов, 2010.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×