1. Психологическое благополучие и здоровье учителя
Модернизация школьного образования предусматривает многообразие образовательных учреждений, вариативность изменяемых учебных программ, охрану здоровья обучающихся. Однако на пути модернизации образования стоят две серьёзные проблемы. Во-первых, наиболее слабым звеном в процессе внедрений инноваций, связанных с развивающим обучением, стал школьный учитель, творческий и личностный рост которого не всегда стимулируется включением в инновационную деятельность, так как профессиональное развитие - это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, мобильность, переосмысление значимости преобразований, модернизация профессиональной деятельности. Всё это приводит к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности. Включаясь в инновационную деятельность, учитель либо эксплуатирует свои личностные ресурсы, либо совершенствует свою деятельность, доводя её до профессиональной деформации. Во-вторых, статистика показывает ухудшение состояния здоровья обучающихся. И способствует этому большие объёмы учебных нагрузок.
Нездоровый учитель не может обеспечить обучающемуся необходимый уровень внимания. Во всём нужен пример учителя. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявление синдрома выгорания непосредственным образом влияют на здоровье учеников. И в педагогическом, и в общественном сознании существует установка: мы желаем видеть в школе Учителя с большой буквы, здорового, достойного восхищения и подражания.
2.Профессионально-личностные деформации учителя
Деформация личности - это изменения, нарушающие её целостность, снижение адаптации, эффективность профессиональной работы. В работе учителя профессиональные деформации проявляются в позициях, которые учитель занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Разделяют две позиции этих взаимоотношений: учитель «на пъедестале» и «без пъедестала».
Позиция «на пьедестале» характеризуется поведением контролёра и становится стилем жизни. Такой стиль поведения характерен для человека, наделённого особенной властью и разрушительна для учителя. Позиция предполагает соответствие не просто высоким, а очень высоким требованиям. А это значит: отсутствие права на ошибку, постоянное напряжение физических и духовных сил, изматывающая боязнь не оправдать ожиданий, возлагаемых окружением. С учителями с такой позицией трудно в общении, хотя сами они этого не замечают.
а) Учитель-начальник (наставник). Для него «пьедестал» - власть. Он требует от учеников послушания. Он все знает и все умеет, считает себя образцом для подражания и образцом добродетели. Зная тайные страхи учеников (коллег по работе), использует их для поддержания своего авторитета. Смена стереотипов в обществе, любые неопределённые ситуации мучительны для такого учителя. Результат такого стиля поведения-конфликты, обиды, бунт учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях.
б) Учитель-мученик. «Пьедестал» для него - бесконфликтность. От учеников ждет послушания, всегда выступая миротворцем. Испытывает постоянное чувство вины, взваливает на себя чужие проблемы. По сути, он всё время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. И этим пользуются многие ученики, боясь огорчить учителя, не делятся с ним своими бедами.
в) Учитель-компьютер. «Пьедестал» такого учителя - компетентность. Все, что его интересует, - информация, факты. Это закрытый, холодный учитель. Результат такого стиля- снижение уверенности в себе учеников, снижение мотивации к предмету.
г) Учитель-приятель. Его «пьедестал» - дешевая популярность. От учеников требует хорошего отношения к себе, снисходителен. Такой учитель ведёт себя беззаботно и равнодушно к ученикам, коллегам и их проблемам.
Принципиально иная позиция учителя «без пъедестала» или партнёрская. Стоящий на этой позиции человек знает, что никакого, даже самого гуманного основания для утверждения своей правоты. Свою задачу учителя с такой позицией видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как и веселиться, радоваться. Их поведение не расходится со словами. Не зря мудрые родители, выбирая учителя для своего ребенка, в первую очередь интересуются как раз тем, что он за человек и как относится к детям.
3. Синдром профессионального выгорания
Сейчас много говорят о профессиональном выгорании учителя. Этот синдром выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое возникает в результате завышенных требований в сфере «человек-человек». Условия работы учителя включают, кроме большого нервно-психического напряжения, такие факторы, как гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппарат, отсутствием эмоциональной разрядки, принудительный характер общения, большое количество контактов в течение рабочего дня, освоение новых технологий, требующих большой динамичности, гибкости мышления, профессионализма в условии дефицита времени. Не следует игнорировать и невысокий социальный статус учителя, низкий уровень зарплаты и способы решения этой проблемы, повышенная нагрузка, связанная с дефицитом кадров.
При достижении определённого уровня напряжения организм начинает защищать себя. Это проявляется разнообразными симптомами эмоционального выгорания:
-стремление сократить взаимодействие с другими людьми (формальные отношения);
-постоянное ожидание не вознаграждения от выполненной работы, а наказания, унижения, уличения;
-снижение работоспособности, продуктивности, желания работать;
-тотальное посвящение себя работе (трудоголизм);
-непреходящее чувство усталости, астенизации, истощения;
-частые головные боли, бессонница, нарушение сна, расстройство желудочно-кишечного тракта, изменение веса;
-возрастание числа ролевых, эмоциональных конфликтов;
-обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева, раздражительности, подсознательное чувство вины;
-разнообразные поведенческие изменения, в частности, появление ригидности;
-потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отсутствие сил, стремление к уединению, когда комфортнее общаться с животными, чем с людьми
4. Рекомендации для снижения риска синдрома выгорания
Пути профилактики этого состояния лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе, собственной жизни. Несколько рекомендаций профилактического характера для снижения риска синдрома выгорания:
1.Оценить ситуацию и принимать меры, не прятаться за формулировку «Ничего, всё пройдёт».
2.Создать себе комфортные условия работы.
3.Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаосе, чтобы не возвращаться в дискомфорт
4.Использовать «окна» для отдыха.
5. Учитель просто обязан иметь другие увлечения, кроме работы.
6.Учителю вредно все время сдерживать себя. Надо выговариваться, делиться переживаниями с окружающими.
7. Избавиться от боязни ошибаться (мировой катастрофы не будет)
8.Стать заменимым. Сочетание ответственности с незаменимостью- путь к выгоранию.
9. Смотреть на жизнь более оптимистично. В любом «минусе» искать свои «плюсы».
10. Находить время и быть нужными самым близким родным людям-членам семьи.
11. Ставить светлые цели, работа на перспективу: дальние поездки , путешествия, лечение в дни каникул.
12.В особенно напряженные дни полезно переключаться на дела, доставляющие удовольствие. И награждать себя! Может быть, шоколадкой, а может быть, посиделками в приятной компании.
13. Если чувствуете, что кругом плохо и не везет, идите к людям! Но только к тем, с кем вам хорошо. К счастью, для учителя-партнера такими людьми часто бывают его ученики. Стоит зайти в свой класс, увидеть глаза детей, почувствовать, что ты нужен им, как все проблемы уходят на задний план.
14. Активное участие в общественной жизни. Помощь другим людям, быть нужным.
15. Овладение методами психокоррекции и использование ресурсных состояний, воспоминание о радостных, счастливых событиях в жизни. Любить.
16. Большая терпимость и уважение в работе и по отношению к себе и к окружающим. Свести к минимуму общение с людьми агрессивными.
5. Заключение
Таким образом, охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагают взаимодействие связей между медициной, психологией, психофизиологией, психотерапией, гигиеной, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством, что позволит решить проблему развития и сохранения человеческого ресурса в направлении «здоровье-работоспособность-эффективность-развитие». Необходимо помнить, что работа- лишь часть большой многогранной и единственной жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат