Влияние родительского отношения на агрессивность детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – время развития и становления личности, время формирование психики и социального научения. То, что дети получат в дошкольные годы, ляжет в основу их дальнейшего развития и формирования межличностных и социальных отношений. Правильному поведению в обществе и взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками дошкольники должны научиться у самых близких им людей – родителей и воспитателей детского сада. Окружающие ребенка взрослые несут ответственность за то, какими вырастут дети, как сложится их жизнь.
Различные методологические и концептуальные подходы к объяснению детской агрессивности не позволяют однозначно трактовать предпосылки возникновения этого феномена. Однако становится ясно одно: детская агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально–психологические факторы (дезинтеграция семьи, нарушение эмоциональных связей в системе детско–родительских отношений, особенности стиля воспитания).
Цель исследования заключалась в определении типов родительского отношения, влияющих на агрессивность детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нами были рассмотрены сущностные характеристики агрессивности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста; обозначены проблемы эмпирического исследования агрессивности детей старшего дошкольного возраста в семьях с разным типом родительского отношения; проанализированы различные подходы понятию «родительское отношение», влияющего на особенности формирования агрессивности детей старшего дошкольного возраста. В теоретической части нашего исследования мы определили, что важную роль в формировании агрессивности играет семья. Здесь значимо все: от методов поощрения–наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей до «непрожитых» детских проблем самих родителей, не тождественности семейных (воспитательных) сценариев отца и матери и др.
Вероятно, следует признать, что детская агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем, развитие детской агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка, а позднее – успешности и скорости процессов поло–ролевой идентификации и социализации.
Кроме всего прочего, существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенка. К таким факторам можно отнести присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого, гностические возможности ребенка и уровень развития его нравственности.
В исследовании приняли участие 29 человек: воспитатель и 14 детско- родительских пар подготовительной группы одного из муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 49 «Белочка» города Норильска. Возраст детей составлял 6-6,5 лет, возраст родителей – 30-48 лет. Использовался комплекс методик: проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич); анкета для родителей, разработанная Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко в целях определения уровня агрессивности ребенка с точки зрения родителей; методика диагностики агрессивного поведения детей, на основе наблюдения, проводимое воспитателем, разработанная Г.П. Лаврентьевой; тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина (ОРО).
Анализ результатов изучения уровня агрессивности на основе выполнения детьми рисунка несуществующего животного с использованием симптомокомплексов позволяет говорить о среднем уровне агрессивности в целом по группе: дети с повышенным уровнем агрессивности отсутствуют, и высокий уровень агрессивности имеют пять человек (37,7%), у всех остальных – девяти человек (62,3%) – низкий и средний уровень.
Средний показатель агрессивности в группе равен 5,6 балла – средний уровень.
Так как анализ не должен основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом, интерпретация базировалась на основе нескольких признаков, обнаруженных в рисунках, что позволило определить содержательные характеристики агрессивности, а именно, возможные формы ее проявления в деятельности: косвенную, вербальную, физическую, защитную агрессию.
Защитная агрессия встречается у семи человек (50%), у трех человек (25,5%) - вербальная агрессия, у трех человек (25,5%) - физическая агрессия, у пяти человек формы агрессии в силу их проявления.
У трех человек встречаются сочетания форм – два человека – защитная и вербальная, один человек – вербальная и физическая.
Далее, в целях подтверждения, либо опровержения полученных результатов, было проведено исследование рисунков детей на тему «Злое животное», содержание которых, по определению А.Л. Венгера обнаруживает скрываемые агрессивные тенденции за счет снятия социального контроля.
Анализ результатов, проведенный на основе балльного оценивания показывает, что возможность откровенно реализовать в рисунках агрессию резко повышает ее уровень: высокий уровень агрессии встречается уже у большинства детей – 10 чел. (71,4%), детей с повышенным уровнем – два человека (14,2%), со средним – два человека (14,2%).
Средний показатель агрессивности по группе равен 8,1 – высокий уровень.
Анализ результатов оценки уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (наблюдение родителей) показал следующее: (семь детей) 50% имеют слабый уровень агрессивности, (пять детей) 36% - средний, и (двое детей) 14% высокий.
Средний показатель агрессивности по группе равен 6,9, что характеризует группу, с точки зрения родителей, как средне - агрессивную.
Тревогу вызывает тот факт, что анализ совпадений оценок агрессивности детей родителями и реального уровня агрессивности детей («злое животное») в детско-родительских парах показал, что случаи несовпадения составляют 11 шт. (78,5%), при этом следует отметить, что родители занижают уровень агрессивности детей: семеро родителей (50%) оценивают детей как слабо агрессивных, а, согласно результатам «злого животного», у них уровень высокий, четыре родителя (28,5%) оценивают уровень агрессивности своих детей как средний, в то время как у детей уровень высокий.
Результаты анализа оценки склонности детей-дошкольников к проявлению агрессивных реакций по методике Г.П. Лаврентьевой на основе наблюдения воспитателя говорит о том, что: (11детей) 79% имеют слабую склонность к агрессивному поведению, (трое детей) 21% - среднюю, детей с высокой склонностью к агрессивному поведению не имеется.
Средний показатель агрессивности по группе равен 2,2, что характеризует группу с точки зрения воспитателя как низко - агрессивную.
Совпадения оценок воспитателя и реального уровня агрессивности детей отсутствует. Вероятно, данный факт является следствием того, что воспитатель оценивает лишь явные проявления агрессивности – вербальную и физическую агрессию в поведении.
Вышеприведенные результаты привели к необходимости определения причин столь явного непонимания родителями своих детей. Для этого было проведено изучение родительского отношения.
Анализ результатов изучения родительского отношения позволяет сделать вывод о том, что ни у одного из родителей не присутствует социально желательный образ родительского отношения (шкала «кооперация») - единственно однозначно «положительное» отношение.
У всех родителей – 14 чел. (100%) в явной степени преобладают от одного до трех типов дисгармоничных родительских позиций по отношению к ребенку: среди явно преобладающих типов нарушения родительского отношения были выявлены:
«Симбиоз» - единственно выражен у трех человек (21,4%), которое в основном проявляется в стремлении родителей привязать ребенка к себе, лишить самостоятельности;
«Маленький неудачник»» однозначно выражен у двух человек (14,3%), отношение к детям у которых характеризуется в стремлении приписать ему личную и социальную несостоятельность, отсутствием доверия;
«Симбиоз» в совокупности с «Маленьким неудачником» преобладает у трех человек (21,4%), данное соотношение характеризуется стремлением родителей оградить ребенка от трудностей жизни, строго контролировать его действия, несмотря на то, что родители ощущают себя одним целым с ребенком, собственно ребенка они воспринимают неприспособленным и неуспешным;
преобладание шкал «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник» присутствует у двух человек (14,3%), родительские позиции которых характеризуется тем, что родители пристально следят за социальными достижениями ребенка и требует от него социального успеха, за проявления своеволия ребенок сурово наказывается, но при этом родителю ребенок представляется неприспособленным и неуспешным;
сочетание шкал «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация» встречается у одного человека (7,1%) - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребности, но при этом требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины;
сочетание шкал «Принятие-отвержение» и «Маленький неудачник» характеризуется тем, что, по большей части, родитель испытывает к ребенку злость, досаду, не доверие к ребенку и строго контролирует его действия. Подобное отношение присуще одному человеку (7,1%);
стиль воспитания по типу «принятие – отвержение» характеризуется тем, что родитель воспринимает своего ребенка неприспособленным – один человек (7,1%). По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, обиду.
у одного человека (7,1%) преобладает стиль отношения «Авторитарная гиперсоциализация», при котором родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, чувства.
Проведенное нами исследования показало, что в связи с наличием у детей старшего дошкольного возраста таких характеристик личностного развития как основы появления рефлексии, усвоения социальных форм поведения, при выявлении агрессивности детей с помощью проективной методики «Несуществующее животное» использование дополнительного варианта «Злое животное» повышает объективность результатов, так как данный вариант позволяет выявлять скрытые, в том числе, сознательно скрываемые, агрессивные тенденции; группа характеризуется высоким уровнем агрессивности, о чем свидетельствует средний показатель уровня агрессивности в группе, равный 8,1, а также то, что из 14 детей только 14,2% детей имеют средний уровень агрессивности; анализ преобладающего способа реагирования в ситуациях, в которых возможно проявление агрессивности говорит о преобладании защитной и вербальной формы агрессивного поведения; оценка родителей и воспитателей уровня агрессивности детей и их склонности к проявлению агрессивных тенденций не совпадают: родители неадекватно оценивают детей в 78,5% случаев, воспитатель в 100%, при этом оценки родителей и воспитателей занижены и наиболее неадекватно оценивают детей родители, у которых в качестве преобладающих встречаются такие типы, как «симбиоз» и «авторитарная гиперсоциализация»; среди типов родительского отношения отсутствует тип «кооперация», преобладающими являются «инфантилизация» и «симбиоз» (57,1% и 50,7% соответственно).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат