Давидчук Ирина Александровна,
Овсянникова Наталья Борисовна
музыкальные руководители,
МБДОУ ДС №67«Аистенок» г. Старый Оскол
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Сегодня формирование личности ребёнка происходит через культуру и воспитание. Обществу необходима личность способная ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.
В связи с этим ФГОС ДО акцентирует внимание на процессы индивидуализации и социализации личности ребёнка-дошкольника, направленных на формирование личности в процессе освоения культурного опыта. Образовательный стандарт ориентирует педагогов обогащать индивидуальные ресурсы в развитии и воспитании ребенка средствами культуры. Одним из средств формирования основ музыкальной культуры ребенка его творческих способностей, духовного мира является музыкальный театр.
Д.Б. Кабалевский отмечал, что: главной задачей музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность.
Приобщая ребёнка дошкольного возраста к культурному музыкальному и театральному наследию, у ребенка появляется возможность познать эталоны красоты, освоить культурный опыт поколений. На основе лучших образцов музыкально-театральной культуры у дошкольников формируются представления об общепринятых культурных ценностях.
Многолетний опыт работы в должности музыкального руководителя ДОУ показывает, что идеальной средой для формирования у дошкольников основ музыкальной культуры и творческих способностей является музыкально-театральная деятельность, как одна из форм культурных практик, в процессе которой происходит развитие духовно - нравственных качеств личности ребёнка, его творческого потенциала.
В процессе музыкально-театральной деятельности у музыкального руководителя появляется большая возможность познакомить детей в практической деятельности с произведениями классики. Дети получают теоретические знания о детской опере, детском музыкальном театре, мюзикле, балете. Использование во время музыкальной образовательной деятельности видео фрагментов этих видов музыкального искусства позволяют педагогу ввести ребёнка-дошкольника в мир музыкального театрального искусства, приобщая к практической деятельности.
Разучивание с детьми сценок из музыкальных сказок, пьес позволяют педагогам развить у дошкольников навыки позитивного общения и познания самого себя. В разнообразных формах происходит знакомство с музыкально-театральным искусством: беседы, музыкально-театрализованные игры, праздники, развлечения, вечера досуга.
Привлекательность к музыкально-театральной деятельности заключается в интересном сценарии, музыкальном сопровождении, в использовании атрибутики к спектаклю, декораций и костюмов. Стоит отметить, что совместная работа педагогов и родителей воспитанников позволяет более успешно решать проблему формирования основ музыкальной культуры и творческих способностей у дошкольников. Родители, наблюдая за тем, как их ребёнок увлекается театральной деятельностью сами, становятся участниками этого процесса. Оказывают помощь в изготовлении декораций, атрибутов, костюмов и конечно совместно с ребёнком разучивают тексты и вокальные номера к спектаклям.
Принимая активное участие в музыкально-театральной деятельности у детей появляется эмоциональное положительное отношение, проявление самостоятельности и инициативности в выборе близкой для себя роли, высказать собственное мнение о герое музыкального спектакля.
Образовательная музыкальная деятельность в форме «Театральной гостиной» позволяет музыкальному руководителю применять методы и приёмы направленных на формирование основ музыкальной культуры и творческих способностей: восприятие музыки, игры-драматизации, игровые тренинги, импровизации, использование народного фольклора.
Результатом формирования у дошкольников основ музыкальной культуры и творческих способностей средствами музыкально-театральной деятельности является ценностно – смысловое восприятие музыкальных театральных произведений, освоение культурных ценностей, определяемых целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, которые включают в себя овладение основными культурными средствами деятельности, проявление творческой инициативы и самостоятельности, умение взаимодействовать со сверстниками и подчиняться правилам и социальным нормам, способность к волевым усилиям.
Данная система работы представлена музыкальными руководителями в комплексно – тематическом планировании и сценариями музыкальных спектаклей, фольклорных праздниках, развлечениях и досугах, которые могут использовать в своей практике педагоги других образовательных учреждений.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат