Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Связь имен прилагательных с именем существительным. Работа №33529

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Связь имен прилагательных с именем существительным
Работа:

Ход урока

Приветствие.

 

- Ребята, как вы видите, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и подарим им свою улыбку. Что вы взамен получили? (Добрую улыбку). Улыбнитесь друг другу тоже. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность.

 

Чистописание

 

- Сейчас мы запишем сегодняшнее число. Напомните, какое сегодня?(10 АПРЕЛЯ)

 

-Как 10-ое? Так сегодня же праздник, да не один! А вы знаете, какие? Хотите узнать? (ДА)

 

-Я предлагаю сегодня по ходу урока и узнавать. Согласны? (Да)

 

- Напишем дату. Не забываем правила посадки. Тетради – под наклоном, руки – на месте, ноги – вместе, локти – у края, спина – прямая. (ЗАПИСЬ ДАТЫ)

 

- Как проверить написание слова «апреля»? (не проверяется, словарное слово)

 

- Посмотрите, какие чудесные узоры записаны на доске. Вы должны повторить их так красиво, как только сможете. (АЯ, ОЕ, ИЕ, ЫЕ, ЯЯ, ЕЕ, ИЙЙ)

 

Введение в тему.

 

- Напоминают ли они вам что-нибудь? Назовите слова, которые оканчивались бы также. (ВЕСЕННЯЯ, ТЕПЛОЕ, ЖАРКИЕ, ХОЛОДНЫЕ, ЛЮБИМАЯ, КРЕПКИЙ, ОСЕННЕЕ, НЕУГОМОННЫЙ)

 

- Какой частью речи являются названные вами слова?(ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ)

 

- Что вы знаете об имени прилагательном?(ЧАСТЬ РЕЧИ,КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

 

-Какую часть речи сегодня будем повторять? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

 

- Это первая часть нашей темы. Вторую мы узнаем, поиграв в игру.

- Я называю прилагательные, а вы подбираете подходящие по смыслу слова. Например: маленький, колючий ЁЖ.

 

Серый, хищный, глупый – волк

Рыжая, хитрая, ловкая – лиса

Косой, слабый, трусливый – заяц

Сухое, свежее, душистое – сено или мыло

Солнечный, веселый, весенний – день.

-Как вы догадались, о чем идет речь? (По признакам)

 

- Давайте запишем слово день с одним из прилагательных. Проверьте. (СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ, ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ, ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ)

 

- Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (ПРИЛ., СУЩ.)

 

- Что вы знаете об именах существительных? ( ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?)

 

 

-Как подчеркнем сущ.?(одной чертой) Прилагательные? (волнистой линией)

 

-Выделите окончания.

 

- Можно ли сущ. и прил. назвать друзьями? Связаны ли они между собой? (ДА)

 

- Предположите, какая у нас сегодня будет тема?(СВЯЗЬ ИМ. ПРИЛАГ. С СУЩ)

 

- Тема определена. Теперь нужно определить цели сегодняшнего урока.

1. Выяснить для чего нужны имена прилагательные. Установить связь им.прил. с сущ.

2. Развивать речь и словарный запас, красивое письмо, умение применять полученные знания на практике

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга.

 

 

 

 

4. Основная часть

1) - Посмотрите на экран. Какой сюжетный рисунок вам нравится больше? Почему? Попробуем составить рассказ по каждому рисунку.

 

-Так для чего нужны прилагательные?

 

- Вывод 1: прилагательные делают нашу речь яркой, выразительной, точной.

 

2) РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

– Поднимите руку те, у кого есть брат или сестра.

 

А вы знаете, что сегодня отмечают «День брата и сестры»

 

Этот праздник – отличный повод вспомнить о том, что на Земле есть близкая родственная душа.

Впервые событие появилось в Индии. В этой стране праздник отмечается на национальном уровне. К нему готовятся заранее. По традиции в этот день накрывают торжественные столы, на которых преобладают сладкие блюда.

В России День брата и сестры – неофициальный праздник, но с каждым годом популярность торжества растет. Есть семьи, в которых уже появились собственные традиции празднования. В одних предпочтение отдается узкому семейному кругу, другие приглашают и родственников, и близких друзей.

 

- Не забудьте поздравить своих братьев и сестер сегодня и сказать хорошие слова.

 

- У меня тоже есть родная сестра. Какое прилагательное вы услышали в моем предложении? (РОДНАЯ)

 

- Предлагаю, взять 3 варианта этого прилагательного: роднОЙ, роднАЯ, роднОЕ и при помощи данных на доске сущ. составить словосочетания. Первый ряд записывает словосочетания с прил.родной , второй – родная, третий – родное. У доски работают три ученика. Записываем в столбик, без знаков препинания, с маленькой буквы.

страна (какая?) родная,

место (какое?) родное,

сестра (какая?) родная,

брат (какой?) родной,

улица (какая?) родная,

село (какое?) родное,

дом (какой?) родной,

сердце (какое?) родное.

город (какой?) родной.

- Проверим.

- Подчеркните сущ и прил.

 

- Определим род имен сущ.

 

- Определите род имен прилагательных.

 

- Выделим окончания у прилагательных.

 

- Какой вывод мы можем сделать из этого задания? Как определить род имен прилагательных?

 

Вывод 2: Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, с которыми они связаны.

 

 

 

Физминутка «Капитан краб» Делай так

ФИЗМИНУТКА

Представьте, что ваши кисти рук – это листья. Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева вам напоминают ваши руки.

Сделайте свои листики твердыми, напряженными.

А теперь листочки повисли: расслабьте руки.

Теперь покажем, как качаются листики на ветру.

Теперь листики дрожат на ветру.

 

 

Закрепим полученные знания, выполнив следующее задание. (РАБОТА С ДИСКОМ)

Задать вопрос, назвать прил-ое, определить род.

- Молодцы справились, хорошо поработали.

 

2) ЧИСЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

- Идем дальше. Мало кому известно, но существует день банана, неофициальный праздник который отмечается 10 апреля.

В 1963 году в Англии, в Лондоне начали впервые продавать бананы, о которых там раньше даже не слышали.

Банан – это ягода. Банановое растение – крупнейшее растение, не имеющее твёрдого ствола. Стебель банановой травы иногда достигает 10 метров в высоту, и 40 сантиметров в диаметре. На одном таком стебельке висит как правило по 300 плодов общим весом 500 кг.

Бананы бывают не только жёлтые, но и красные. У красных более нежная мякоть, и перевозку они не переносят. Сейшельский остров МАО – единственное место в мире, где растут золотые, красные и чёрные бананы.

 

- Посмотрите на эти рисунки. Что изображено на первом рисунке?(БАНАН) На втором?(БАНАНЫ).

 

- Какой частью речи являются эти слова? (СУЩ)

-Чем они отличаются? (ед и мн.число)

- Подберем прилагательное к первому рисунку (Желтый), ко второму – (Желтые)

 

- Напишем полученные словосочетания через запятую. (желтый банан, желтые бананы)

- Подчеркнем прилагательные и сущ.

- Выделим окончания у прилагательных.

- Почему именно таким образом вы подобрали прилагательные? (изменили по числам)

- Напишем число существительных

- Число прилагательных

 

- Какой вывод мы можем сделать? От чего зависит число прилагательных?

ВЫВОД 3: Число имен прилагательных определяется по числу имен существительных, с которыми они связаны.

 

- Теперь мы можем познакомиться со следующим праздником, который отмечается также 10 апреля, т.е. сегодня – это «День рождения спички»

 

- В истории человечества огонь добывали с большим трудом. Задача упростилась только с появлением спички.

Впервые они появились в начале XIX столетия. До их создания огонь добывали двумя способами: трением и высеканием искры из камня.

В 1831 году во Франции молодой студент Шарль Сориа придумал фосфорные спички. Лучинки свободно вспыхивали при трении. 10 апреля 1833 года он заменил в общей смеси для спичечных головок белый фосфор на желтый. Именно этот день стали считать днем рождения спички.

 

 

3) СЛОВАРНОЕ СЛОВО

– Отгадайте загадку.

Четыре угла, но не дом,

Тепло и уютно в нём.

У мамы на голове, но не шляпа,

Не наденет его папа. (Платок)

 

-Запишем это слово.

 

- Сделаем транскрипцию [платок]

 

- Какой вывод можно сделать?(КАК ПИШЕТСЯ, ТАК И ПРОИЗНОСИТСЯ)

 

-Разделим на слоги. Сколько слогов?(2)

 

- Давайте, поставим ударение в этом слове. Какой слог ударный? (второй)

 

- Какую орфограмму мы видим? (безударная гласная в корне слова)

 

- Как вы думаете, она проверяемая или непроверяемая? (непроверяемая) (Это слово словарное)

 

- Какой частью речи является слово «платок»? (сущ.)

 

- Посчитайте, количество букв, звуков.(6 БУКВ, 6 ЗВУКОВ)

 

- Давайте, познакомимся с лексическим значением слова «платок».

- Вы знаете, ребята, изначально расписывали платки вручную. Это требовало особого мастерства. На роспись одного платка тратили около 250 часов. В давние времена женщины надевали платки только по праздникам, на торжество. Сегодня платки являются любимым головным убором и украшением многих модниц, их носят в повседневной жизни, в любое время. А знаете ли вы, что оренбургский плеток «Паутинку» легко можно пропустить через обручальное кольцо.

Сам платок появился в17 веке. Некоторые виды платков мы можем посмотреть на нашей выставке.

- Итак, что мы должны сделать со словом ПЛАТОК? (Запомнить)

- Но есть еще одна хитрость запомнить и не ошибаться в написании этого слова. В старину была форма слова – плат. Говорили: накинула плат на плечи. Сейчас это слово почти не встречается.

ФИЗМИНУТКА

- Поиграем в игру. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вы должны мне их показывать. Давайте попробуем: Большой, узкий, квадратный, длинный, плоский, грустный, смешной, вежливый

 

Итог урока.

 

- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Дополнить текст именами прилагательными». Работаем группой. Время работы 2 минуты.

Вот и подошел к концу… урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам, наша речь становится…, …. Ребята нашего класса были …,…. На уроке мы узнали много…,… . Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет… .

 

Рефлексия

 

- Сейчас выполним прием – 3 момента, которые вам понравились или запомнились на уроке и 3 П- 3 прилагательных, которыми вы бы могли охарактеризовать наш урок.

 

- Добились мы поставленных целей? (да)

 

7. Домашнее задание.

- Стр. 101 упр. 141.

 

8. Прощание

- Вы знаете, что ни один праздник не обходится без угощений и в честь сегодняшних праздников, ваши родители решили угостить вас.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×