Ход урока
Приветствие.
- Ребята, как вы видите, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте повернемся и подарим им свою улыбку. Что вы взамен получили? (Добрую улыбку). Улыбнитесь друг другу тоже. Когда в семье гости, это радостное и ответственное событие. Их стараются встретить особенно, готовят самое лучшее. И мы сегодня постараемся нашим гостям показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будут дисциплина, внимание и аккуратность.
Чистописание
- Сейчас мы запишем сегодняшнее число. Напомните, какое сегодня?(10 АПРЕЛЯ)
-Как 10-ое? Так сегодня же праздник, да не один! А вы знаете, какие? Хотите узнать? (ДА)
-Я предлагаю сегодня по ходу урока и узнавать. Согласны? (Да)
- Напишем дату. Не забываем правила посадки. Тетради – под наклоном, руки – на месте, ноги – вместе, локти – у края, спина – прямая. (ЗАПИСЬ ДАТЫ)
- Как проверить написание слова «апреля»? (не проверяется, словарное слово)
- Посмотрите, какие чудесные узоры записаны на доске. Вы должны повторить их так красиво, как только сможете. (АЯ, ОЕ, ИЕ, ЫЕ, ЯЯ, ЕЕ, ИЙ,ЫЙ)
Введение в тему.
- Напоминают ли они вам что-нибудь? Назовите слова, которые оканчивались бы также. (ВЕСЕННЯЯ, ТЕПЛОЕ, ЖАРКИЕ, ХОЛОДНЫЕ, ЛЮБИМАЯ, КРЕПКИЙ, ОСЕННЕЕ, НЕУГОМОННЫЙ)
- Какой частью речи являются названные вами слова?(ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ)
- Что вы знаете об имени прилагательном?(ЧАСТЬ РЕЧИ,КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)
-Какую часть речи сегодня будем повторять? (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
- Это первая часть нашей темы. Вторую мы узнаем, поиграв в игру.
- Я называю прилагательные, а вы подбираете подходящие по смыслу слова. Например: маленький, колючий ЁЖ.
Серый, хищный, глупый – волк
Рыжая, хитрая, ловкая – лиса
Косой, слабый, трусливый – заяц
Сухое, свежее, душистое – сено или мыло
Солнечный, веселый, весенний – день.
-Как вы догадались, о чем идет речь? (По признакам)
- Давайте запишем слово день с одним из прилагательных. Проверьте. (СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ, ВЕСЕЛЫЙ ДЕНЬ, ВЕСЕННИЙ ДЕНЬ)
- Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? (ПРИЛ., СУЩ.)
- Что вы знаете об именах существительных? ( ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?)
-Как подчеркнем сущ.?(одной чертой) Прилагательные? (волнистой линией)
-Выделите окончания.
- Можно ли сущ. и прил. назвать друзьями? Связаны ли они между собой? (ДА)
- Предположите, какая у нас сегодня будет тема?(СВЯЗЬ ИМ. ПРИЛАГ. С СУЩ)
- Тема определена. Теперь нужно определить цели сегодняшнего урока.
1. Выяснить для чего нужны имена прилагательные. Установить связь им.прил. с сущ.
2. Развивать речь и словарный запас, красивое письмо, умение применять полученные знания на практике
3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать и слышать друг друга.
4. Основная часть
1) - Посмотрите на экран. Какой сюжетный рисунок вам нравится больше? Почему? Попробуем составить рассказ по каждому рисунку.
-Так для чего нужны прилагательные?
- Вывод 1: прилагательные делают нашу речь яркой, выразительной, точной.
2) РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
– Поднимите руку те, у кого есть брат или сестра.
– А вы знаете, что сегодня отмечают «День брата и сестры»
Этот праздник – отличный повод вспомнить о том, что на Земле есть близкая родственная душа.
Впервые событие появилось в Индии. В этой стране праздник отмечается на национальном уровне. К нему готовятся заранее. По традиции в этот день накрывают торжественные столы, на которых преобладают сладкие блюда.
В России День брата и сестры – неофициальный праздник, но с каждым годом популярность торжества растет. Есть семьи, в которых уже появились собственные традиции празднования. В одних предпочтение отдается узкому семейному кругу, другие приглашают и родственников, и близких друзей.
- Не забудьте поздравить своих братьев и сестер сегодня и сказать хорошие слова.
- У меня тоже есть родная сестра. Какое прилагательное вы услышали в моем предложении? (РОДНАЯ)
- Предлагаю, взять 3 варианта этого прилагательного: роднОЙ, роднАЯ, роднОЕ и при помощи данных на доске сущ. составить словосочетания. Первый ряд записывает словосочетания с прил.родной , второй – родная, третий – родное. У доски работают три ученика. Записываем в столбик, без знаков препинания, с маленькой буквы.
страна (какая?) родная,
место (какое?) родное,
сестра (какая?) родная,
брат (какой?) родной,
улица (какая?) родная,
село (какое?) родное,
дом (какой?) родной,
сердце (какое?) родное.
город (какой?) родной.
- Проверим.
- Подчеркните сущ и прил.
- Определим род имен сущ.
- Определите род имен прилагательных.
- Выделим окончания у прилагательных.
- Какой вывод мы можем сделать из этого задания? Как определить род имен прилагательных?
Вывод 2: Род имен прилагательных определяется по роду имен существительных, с которыми они связаны.
Физминутка «Капитан краб» Делай так
ФИЗМИНУТКА
Представьте, что ваши кисти рук – это листья. Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева вам напоминают ваши руки.
Сделайте свои листики твердыми, напряженными.
А теперь листочки повисли: расслабьте руки.
Теперь покажем, как качаются листики на ветру.
Теперь листики дрожат на ветру.
– Закрепим полученные знания, выполнив следующее задание. (РАБОТА С ДИСКОМ)
Задать вопрос, назвать прил-ое, определить род.
- Молодцы справились, хорошо поработали.
2) ЧИСЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
- Идем дальше. Мало кому известно, но существует день банана, неофициальный праздник который отмечается 10 апреля.
В 1963 году в Англии, в Лондоне начали впервые продавать бананы, о которых там раньше даже не слышали.
Банан – это ягода. Банановое растение – крупнейшее растение, не имеющее твёрдого ствола. Стебель банановой травы иногда достигает 10 метров в высоту, и 40 сантиметров в диаметре. На одном таком стебельке висит как правило по 300 плодов общим весом 500 кг.
Бананы бывают не только жёлтые, но и красные. У красных более нежная мякоть, и перевозку они не переносят. Сейшельский остров МАО – единственное место в мире, где растут золотые, красные и чёрные бананы.
- Посмотрите на эти рисунки. Что изображено на первом рисунке?(БАНАН) На втором?(БАНАНЫ).
- Какой частью речи являются эти слова? (СУЩ)
-Чем они отличаются? (ед и мн.число)
- Подберем прилагательное к первому рисунку (Желтый), ко второму – (Желтые)
- Напишем полученные словосочетания через запятую. (желтый банан, желтые бананы)
- Подчеркнем прилагательные и сущ.
- Выделим окончания у прилагательных.
- Почему именно таким образом вы подобрали прилагательные? (изменили по числам)
- Напишем число существительных
- Число прилагательных
- Какой вывод мы можем сделать? От чего зависит число прилагательных?
ВЫВОД 3: Число имен прилагательных определяется по числу имен существительных, с которыми они связаны.
- Теперь мы можем познакомиться со следующим праздником, который отмечается также 10 апреля, т.е. сегодня – это «День рождения спички»
- В истории человечества огонь добывали с большим трудом. Задача упростилась только с появлением спички.
Впервые они появились в начале XIX столетия. До их создания огонь добывали двумя способами: трением и высеканием искры из камня.
В 1831 году во Франции молодой студент Шарль Сориа придумал фосфорные спички. Лучинки свободно вспыхивали при трении. 10 апреля 1833 года он заменил в общей смеси для спичечных головок белый фосфор на желтый. Именно этот день стали считать днем рождения спички.
3) СЛОВАРНОЕ СЛОВО
– Отгадайте загадку.
Четыре угла, но не дом,
Тепло и уютно в нём.
У мамы на голове, но не шляпа,
Не наденет его папа. (Платок)
-Запишем это слово.
- Сделаем транскрипцию [платок]
- Какой вывод можно сделать?(КАК ПИШЕТСЯ, ТАК И ПРОИЗНОСИТСЯ)
-Разделим на слоги. Сколько слогов?(2)
- Давайте, поставим ударение в этом слове. Какой слог ударный? (второй)
- Какую орфограмму мы видим? (безударная гласная в корне слова)
- Как вы думаете, она проверяемая или непроверяемая? (непроверяемая) (Это слово словарное)
- Какой частью речи является слово «платок»? (сущ.)
- Посчитайте, количество букв, звуков.(6 БУКВ, 6 ЗВУКОВ)
- Давайте, познакомимся с лексическим значением слова «платок».
- Вы знаете, ребята, изначально расписывали платки вручную. Это требовало особого мастерства. На роспись одного платка тратили около 250 часов. В давние времена женщины надевали платки только по праздникам, на торжество. Сегодня платки являются любимым головным убором и украшением многих модниц, их носят в повседневной жизни, в любое время. А знаете ли вы, что оренбургский плеток «Паутинку» легко можно пропустить через обручальное кольцо.
Сам платок появился в17 веке. Некоторые виды платков мы можем посмотреть на нашей выставке.
- Итак, что мы должны сделать со словом ПЛАТОК? (Запомнить)
- Но есть еще одна хитрость запомнить и не ошибаться в написании этого слова. В старину была форма слова – плат. Говорили: накинула плат на плечи. Сейчас это слово почти не встречается.
ФИЗМИНУТКА
- Поиграем в игру. Сейчас я буду называть вам прилагательные, а вы должны мне их показывать. Давайте попробуем: Большой, узкий, квадратный, длинный, плоский, грустный, смешной, вежливый
Итог урока.
- Сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Дополнить текст именами прилагательными». Работаем группой. Время работы 2 минуты.
Вот и подошел к концу… урок русского языка. Мы повторили всё, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам, наша речь становится…, …. Ребята нашего класса были …,…. На уроке мы узнали много…,… . Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет… .
Рефлексия
- Сейчас выполним прием 3М – 3 момента, которые вам понравились или запомнились на уроке и 3 П- 3 прилагательных, которыми вы бы могли охарактеризовать наш урок.
- Добились мы поставленных целей? (да)
7. Домашнее задание.
- Стр. 101 упр. 141.
8. Прощание
- Вы знаете, что ни один праздник не обходится без угощений и в честь сегодняшних праздников, ваши родители решили угостить вас.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат