Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Анализ основных форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи. Работа №33582

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Анализ основных форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи
Работа:

Анализ основных форм и методов взаимодействия ДОУ и семьи

 

Если рассматривать формы взаимодействия ДОУ и семьи, исходя из количества сторон, то можно выделить три основные группы:

- воспитатель – родитель;

- ребенок- родитель;

- воспитатель – ребенок- родитель.

В зависимости от этого используются различные способы взаимодействия.

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. [1] выделяют следующие устные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей:

Родительское собрание;

Лекция

Групповая дискуссия;

Родительская конференция;

Беседа;

Тематические консультации (разновидность – практикум);

Наряду со словесной информацией выделены письменные сообщения:

Записки;

Дневники;

Информационные листки;

Постоянный информационный стенд;

Доска объявлений;

Информационная корзина;

Газета;

Тематические выставки;

Тематические папки.

Кроме этого, выделена группа взаимных посещений педагогов и родителей:

визиты в группу,

дни открытых дверей,

посещение семьи.

Недвецкая М. Н. выделяет следующие формы организации работы с родителями [2]:

анализ педагогического опыта (обсуждение научно-популярных, методических пособий по семейному воспитанию и проблемам семейной жизни);

дискуссии, обсуждение конкретных педагогических ситуаций, пережитых родителями;

психологические тренинги, направленные на гармонизацию отношений между родителями и детьми;

деловые игры для формирования навыков принятия педагогически верных решений, умения исправить педагогическую ошибку;

просвещение через Интернет: создание специального сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания;

организация недели сотрудничества с родителями («Проблемы здоровья детей»);

диагностика возрастных переходов;

проведение: семейных вечеров, праздников, музыкальных и поэтических гостиных;

игровые ситуации: по мотивам телепередач, связанные с бытом («Путешествие на воздушном шаре»), по мотивам сказок разных народов;

семейные прогулки и экскурсии, выезд за город и спортивные старты;

проведение ярмарок («Золотые руки») и др.

Микляева Н.В. рассматривает инновационную форму взаимодействия с родителями, «Академия родительства» в Интернете, включающий несколько вариантов. Первый вариант включает создание специальной странички на сайте детского сада, содержащей видеожурналы для родителей, звуковое письмо для детей; раздел консультативно-методической помощи; различные опросы; информацию о конкурсах. Второй вариант направлен на активизацию интерактивного общения родителей и педагогов. И третий вариант ориентирован на родителей, чьи дети не посещают детский сад. Также Н. В. Микляева описывает форму взаимодействия — интернет-клуб [4, с. 52].

Юревич С.Н. указывает, что формы взаимодействия с родителями можно разделить на традиционные и инновационные.

В свою очередь традиционные формы могут быть коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными. Инновационные делятся на информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

Традиционные коллективные формы — это родительские собрания, они должны иметь определенную цель, соответствовать запросам семей, быть важными на практике [4]. Как правило, родительские собрания проводятся 3-4 раза в год и на них обсуждаются некоторые общие вопросы, касающиеся организации воспитания всех детей.

Традиционные индивидуальные формы взаимодействия с семей - беседы и консультации с родителями.

Беседы наиболее доступны и популярны, они позволяют установить контакт с семьёй, регулярное общаться по тем или иным вопросам. Цели бесед: обмен мнениями по различным вопросам, предоставление необходимой помощи. Беседа проходит как диалог, но основную роль играет воспитатель и информация, которая подается родителям.

В процессе консультации воспитатель может ответить родителям на интересующие их вопросы, более глубоко обратить внимание на какую-либо проблему. Консультации позволяют формировать у родителей внимательность к поведению своего ребенка, его особенностям характера. Темы консультаций зависят от задач, которые поставлены при воспитании конкретного ребенка.

К традиционным коллективным формам взаимодействия можно отнести также конференции, встречи «за круглым столом».

Традиционные наглядно-информационные формы – это: Дни открытых дверей, папки-передвижки, стенды с информацией.

День открытых дверей позволяет приобщить родителей к жизни ДОО, показать работу воспитателей с детьми, изучить детский сад «изнутри», рассказать об основных видах деятельности детей, организации предметно-игровой среды.

Папки-передвижки представляют собой папки, которые можно на какое-то время передавать родителям или другим педагогам, они содержат информацию о воспитании ребёнка. Например: «Что делать, если ребёнок не хочет убрать игрушки» [4, с. 11].

Другие традиционные формы взаимодействия с семьей:

Посещение семей воспитанников.

Анкетирование по разным вопросам.

Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

Организация работы родительского комитета группы, сада.

Помимо традиционных форм взаимодействия с родителями Юревич С.Н., Т. В. Кротова выделяют инновационные формы [4, c. 33]:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные.

Юревич С.Н. относит к нетрадиционным формам взаимодействия ДОО с семьей: семейные посиделки, семейные вечера, семейные вернисажи, день семьи (два раза в год), телефон доверия, различные клубы выходного дня, праздники (для старших дошкольников), конверт откровений, где родители описывают свои проблемы, организация библиотеки для родителей, выпуск газеты, журнала, организация творческих мастерских, студий, клубов, секций для родителей и детей [4, c. 43].

Информационноаналитические формы предполагают изучение семьи при помощи различных тестов, опросов, анкетирования, бесед, информационных корзин и т.д. Они позволяют изучить интересы и запросы родителей, особенности и предпочтения детей. Инновационность указанных форм работы заключается в том, что они используются не по отдельности, а в системе, что позволяет отследить множество процессов, происходящих в семье, а также внутренние и внешние факторы, влияющие на семью.

Основной компонент информационнопросветительской формы взаимодействия - посещение семьи. Его цель – изучить поведение ребенка и его родных в привычных условиях. Это позволяет побеседовать, установить контакт с членами семьи [3]. Беседа с родителями является наиболее доступной формой контакта. Новизна ее заключается в том, что педагогу необходимо обраться с членами семьи как с равными партнерами.

Досуговые формы включают в себя различные праздники, выставки и др. формы, которые позволяют установить доверительные отношения, и эмоциональный контакт между воспитателями, родителями и детьми [2, с. 64]. Фомами совместной деятельности могут быть: тематические вечера, конкурсы, концерты, маршруты выходного дня, семейные организации (клуб, студия, секция), домашние праздники, прогулки, экскурсии, домашний театр, детская исследовательская или проектная деятельность [3, с. 27]. В этих мероприятиях родители являются участниками, а не пассивными слушателями. Вместе со своими детьми они играют роли, рассказывают стихи, выполняют творческие задания и т.д.

Познавательные формы позволяют повышать психолого-педагогическую и воспитательную культуру членов семей [1, с. 30]. Родителям информация может предоставляться в самых различных формах, среди которых часто используются традиционные в нетрадиционной форме: индивидуальные и групповые консультации в форме популярных телепередач, родительские собрания в форме круглого стола и использования партнерского общения, стенды, выставки, концерты и праздники, памятки, а также нетрадиционные: интернет-журнал, переписка по электронной почте или соцсетях, создание сайта, газета для родителей, компьютерная презентация и т.д. Очень часто подобные формы работы являются опосредованными.

Также используются и непосредственные методы работы с родителями.

Образование родителей может проводится через организацию «школы для родителей», включающей лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, тренинги, библиотеку (медиатеку) [4, с. 111].

Предложенную классификацию можно дополнить формами, направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

Гильманова Л.В. на основе анализа имеющихся классификаций разработала комплекс форм педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи [2].

1. Блок аналитических форм. Основная цель – составить социальную характеристику семьи: интересы, запросы, принципы, традиции. Формы изучения семьи педагогами ДОО: анкеты, посещение ребенка на дому, тесты, опросы, заполнение социального паспорта семьи. Формы изучения родителями ДОО: дни открытых дверей, беседы, опрос, сайт ДОО.

2. Блок познавательно-просветительской работы. Основная цель — расширить знания родителей в области педагогики, психологии в воспитании ребенка. Блок включает две группы форм: индивидуальные и коллективные формы. К индивидуальным формам были отнесены: беседы, консультации, буклеты, памятки, тьюторство. К коллективным: родительские собрания, конференции, семинары, лекции с приглашением специалиста, диспут, дискуссия, круглый стол, устные журналы.

3. Блок совместно-досуговой деятельности в нетрадиционной атмосфере: дни здоровья; «зарница»; совместные экскурсии, походы; клубы по интересам; проектная деятельность; праздники.

4. Блок наглядных форм взаимодействия: газеты, стенды, памятки, буклеты, «почтовый ящик», «информационная корзина», выставки.

5. Блок интернет-сотрудничества, цель которого просветительская работа или информационная поддержка семьи, привлечение к активному сотрудничеству: сайты и блоги, группы в социальных сетях, онлайн-семинары, веб-конференции, вебинары, интернет-академии.

6. Блок нетрадиционных форм. Цель — сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным. Это: тренинги, мастер-классы, педагогическая лаборатория, деловая игра, практикум.

7. Блок форм вовлечения родителей в управление дошкольной образовательной организацией. Целью - оказание помощи педагогам.

Расширить диапазон методов взаимодействия с родителями позволяет использование новых, интерактивных методов [3].

Интерактивная игра – это вмешательство ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Семейный клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности.

Сайт детского сада – это источник информации учебного, методического или воспитательного характера.

Организация медиатеки. В нее входят виртуальные экскурсии, видеофильмы, мультимедийные презентации, информационный и демонстрационный материал для закрепления дома знаний, используемых на занятиях в детском саду [3].

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка [2].

Телефонное консультирование - общение через посредника — телефон, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные формы общения.

Родительские конференции — коллективная форма взаимодействия с родителями. Основная цель — обмен опытом воспитания. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей»).

Педагогическая лаборатория. Такие собрания проводятся в начале и в конце года. В начале года воспитатели и родители обсуждают программы воспитания и обучения, обговаривают участие родителей в различных мероприятиях.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных, многие из которых, не являясь новыми, приобретают новое звучание и актуальность. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям улучшить отношения с семьями, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы позволяют обмениваться опытом, выработать общее мнение, изменить психологическую атмосферу. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

 

Литература:

 

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (01).

Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] / Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. - 2011. - №12. – С.88 – 94.

Дружинина С.А. Новые формы работы с родителями в детском саду. https://ped-kopilka.ru/blogs/sofja-aleksandrovna-druzhinina/-novye-formy-raboty-s-roditeljami.html

Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Серия : Университеты России). – с. 9.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×