СЦЕНА № 1
Звучит песня в исполнении хора мальчиков.
СЦЕНА № 2
Выходят хозяин с хозяюшкой.
Сценарий фольклорного театрализованного представления
«Хлеб – всему голова»
Барабашова Т.М., Емельянова И.Н., Бессараб Е.А.
МБОУ «Лицей №10», г. Белгорода
Цель представления:
- приобщение детей к глубинному традиционному наследию своей страны; - освоение нравственных и эстетических ценностей народа; - привитие интереса детей к русской культуре и ее традициям; - ознакомление с историей славянского народа; - развитие творческих способностей
Задачи: - способствовать формированию осознанного патриотического чувства; - знакомить с важнейшими годовыми православными праздниками, с их глубоким духовным смыслом; - укреплять родственные связи учащихся с их родителями.
Реквизит: баннер с изображением пшеничного поля, экран, проектор, лавочки, рушники, столы, хлебобулочные изделия.
Участники представления: детский фольклорный коллектив.
Возраст участников: 9 – 10 лет.
«Поклонитесь хлебу русскому»
(танцевальная зарисовка в исполнении фольклорного ансамбля)
1. Здравствуйте, гости дорогие!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем!
2. Этот наш обычай вечный –
Из далёкой старины:
Честь гостям и радость встречи -
Словно символ доброты!
3. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим на наш праздник!
4. В старину хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства.
5. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагали гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники.
1. Эх, у нашего Тита - богатое жито.
2. Из колоса – горсток
3. Из снопика – мера.
4. Сто молодцов это поле обжали,
5. На сотне подвод это жито убрали.
6. У Тита добра - золотая гора.
7. Рожь поспела, берись за дело.
1. Зерно в колоске, не спи в холодке.
2. Да сейчас день прозевал, урожай потерял.
3. Если идет работа - спать неохота.
4. Пот на спине, зато хлеб на столе.
5. Горькая работа, зато сладок хлеб.
6. Жать - не дремать, а после жатвы - песню запевать!
Русская народная песня «Как работал я у пана»
(на авансцене остаются несколько человек)
1. Слово “ХЛЕБ” пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках “хлибаносах”. Вместе с древним хлебом появилась и профессия “пекарь”. Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов.
2. О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его.
3. На Руси пекарей величали уважительно, полными именами Иван, Фёдор, Пётр. Во все времена хлеб был и остаётся продуктом, способным прокормить человека.
4. В народе говорят: для того чтобы маленькое зёрнышко стало
хлебом, надо четыре силы - солнце, дождь, земля и честный великий труд.
5. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно Потрудились на земле!
Видеоролик (Фон – минусовая фонограмма «Песня о хлебе» из репертуара Людмилы Зыкиной).
1. За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром,
Это трактора плугами
Пашут лёгкий чернозём.
2. На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
3. Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит, и подлечит
Лётчик с воздуха поля.
4. Посеяли хлеб хлеборобы весною
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна:
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
5. Хлеб созрел, и к нам на стол
Прямо с поля не пришёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
6. В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он, как будто дома.
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь.
7. Едет хлеб на мельницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
8. И, наполнив этим грузом
Необычный круглый кузов,
Богатырь-муковоз
На завод муку привез.
1. На большом хлебозаводе
Станешь тестом, ты, мука.
Тесту тесно, мало места.
«Ох, пустите»- шепчет тесто.
2. Ладно, пустим,
В печь давай-
Нарядился каравай.
От завода-автомата,
Льётся тёплый хлебный запах.
3.Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
4. В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло,
Сколько рук его растило.
Охраняло, берегло!
Фоновая музыка - русская «Плясовая».
(На авансцену выбегают несколько участников фольклорного ансамбля. В руках у них лукошки с хлебобулочными изделиями. Гости отгадывают загадки, ведущие демонстрируют отгадки )
1. Ну-ка, гости, дорогие отгадайте наши загадки!
Все родственники эти - из муки, замеси скорее тесто и пеки!
2. Что на сковородку наливают
да вчетверо сгибают? (Блины)
3. Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном,
с вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. Что это? (Пирог)
4. К пасхе, на радость хозяйке, томимся в печи,
вы спросите: кто мы? Ответ - конечно… (Куличи.)
5. Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
6. Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (Батон.)
6. То, о чем загадка здесь,
хорошо с чайком поесть,
с виду – маленький батон
и с начинкой сладкой он. Что это? (Рулет)
7. В кусочке сдобного теста
нашлось для начинки место,
внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста. (Пирожок)
8. Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. (Тесто)
9. Я одна его не съем, разделю ребятам всем. (Бублик)
10. Если буханку ножом измельчить,
эти кусочки в печи подсушить,
смело с собою в поход их бери,
ведь получаешь всегда… (Сухари.)
1.Тесто заварено прямо на печке.
Белый пшеничный хлебец, как колечко.
Ешь ты и вечером, и спозаранку
сладкую, сытную чудо -… (Баранку.)
2. В день веселых именин
Выпекают хлеб один,
Поскорее называй! Выпекают …. (Каравай)
Звучит «Песня о колоске» (Автор неизвестен).
(Участники представления танцуют с колосьями)
1. Какова же цена хлеба?
2. Чтобы понять его истинную цену, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…
3.У войны свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще более необходимый, чем в мирное время.
4. Невиданные трудности и страдания пришлось пережить городу Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.
5. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей
6. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 граммов хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.
7. Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
8. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
1. Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
2. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям.
3. Помните! Хлеб - это не просто еда.
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Помни, что были лихие года,
Хлеб - это жизнь, а непросто еда.
4. Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
Игра для зрителей «Узнай по вкусу»
(Зрители с закрытыми глазами «на вкус» угадывают хлебобулочное изделие) (На авансцену выходят все участники фольклорного ансамбля)
1. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали, и, извинившись, целовали.
2. Наш праздник подошел к концу и завершим мы его вот такими словами:
3. Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней!
4. Золотые слова забывать мы не вправе –
«Хлеб – всему голова» -
В поле, в доме, в державе!
Русская народная песня «Ой, ниточка, тоненькая».
СЦЕНА № 6
Выходит учитель с учениками.
Учитель
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат