Дата публикации:
12.12.2020
Автор:
Отрыванкина Татьяна Владимировна
Название работы:
Приоритеты толерантности в развитии и реализации потенциала школьника как залог социально-экономического процветания
Работа:
Приоритеты толерантности в развитии и реализации потенциала школьника как залог социально-экономического процветания
педагог-психолог
Отрыванкина Татьяна Владимировна МБОУ СОШ №1 им.Косинова И.Ф. г.Горячий Ключ
В данной статье проанализирован теоретико-методологический материал по проблеме воспитания межкультурной толерантности, с целью предотвращения формирования экстремистских молодежных объединений на этнической почве или конфессиональной вражды.
Принципы реализации национальной политики гармонизации межэтнических отношений:
Укрепление гражданского единства;
Обеспечение условий для равноправной интеграции любой этнической принадлежности;
Содействие развитию национальных культур и языков;
Содействие социо-культурной адаптации и интеграции мигрантов;
Работа в данном направлении в аспекте школьного сопровождения предопределена следующей проблематикой вопроса:
Психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;
Кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм; общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;
Адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям системы среднего образования
Теоретическое обоснование работы в рамках школьного педагогического сопровождения предполагает осознание и понимание личностью педагога специфических, культурных универсалий, проявляющихся в традициях, ритуалах, обычаях, обрядах.
Практическое обоснование работы в рамках школьного педагогического сопровождения включает традиционные процедуры групповой работы, такие как психогимнастические упражнения, рефлексию опыта, дискуссии-беседы, интерактивное моделирование, ролевые игры, групповые дискуссии. Использование этих методов позволяет подготовить участников к эффективным контактам с другими культурами, научить их понимать, чувствовать и анализировать как собственное поведение, так и поведение представителей других культур.
В системе школьного сопровождения возникают трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие не редко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности.
Рабата в данном направлении способствует развитию этнокультурной сенситивности, повышению межкультурной компетентности в ситуациях межкультурной коммуникации, формировании стратегии управления и преодоления негативных этнических установок, отработке и закреплению навыков, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия.
Работа с обучающимися обеспечивает:
Активное включение школьников в общественные процессы, отражающие возрастание интереса к иным культурам;
Стремление и готовность устанавливать конструктивные отношения с представителями иных культур;
Участвовать в созидательной деятельности на благо единства Отечества.
Занятие с элементами тренинга включает в себя следующие компоненты: Психологические (возрастные особенности; ментальные установки; эмоциональные состояния; поведенческие формы; социальные роли) и Культурологические (природно-климатические особенности; языковая среда; обычаи и традиции; религиозные верования).
Формы работы: опосредованное межкультурное взаимодействие, которое выражается в ознакомлении, осмыслении и выработке позитивного отношения к особенностям культур разных народов; непосредственное межкультурное взаимодействие.
А также включение не только обучающихся, но и их семей в проектную деятельность, предполагающее выполнение проектов разного уровня обобщения (своя культура – иная культура; школа – регион – страна - мир), является неотъемлемой частью работы в данном направлении.
Формы работы с семьей: родительские собрания, совместные праздники и досуговые мероприятия, разработка и реализация образовательных путешествий-походов для обучающихся и их родителей по освоению культурного пространства.
Этапы работы:
формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
психолого-педагогическая адаптация, направленная на повышение его доходчивости и эмоциональности в соответствии с возрастными задачами воспитания межнациональной толерантности;
развитие интереса к культуре представителей иных национальностей; расширение опыта межнационального взаимодействия посредством организации коллективных дел за счет применения приобретенных детьми знаний и умений в новой жизненной ситуации, требующей понимания особенностей поведения представителей иных национальностей.
Методы педагогической деятельности по формированию толерантности: просвещение; ориентирование; инструктаж.
В заключении хотелось бы предположить, что работа в данном направлении не останется без внимания думающей и дальновидной молодёжи и коллег-педагогов потому как идея работы имеет свои инновационные моменты, которые уходят корнями глубоко в наше социалистическое прошлое, где были все разные и все нужны. В ходе реализации сопровождения обучающихся с целью приобрести социально-психологический опыт взаимодействия с другими людьми, осознать и принять свои индивидуально-психологические особенности и внутренний мир, позволит им безболезненно (или с наименьшими потерями) достичь не только согласованности с социальной средой, но и обеспечит их дальнейшее развитие. Таким образом, оказание содействия в самореализации и развитии потенциала семьи, в выработке стратегий поведения, которые позволяют им адекватно взаимодействовать с представителями принимающей культуры способствуют возможности эффективно адаптироваться в новом социуме.
Литература:
1.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. Асмолов А.Г. - М.:
Смысл, 2000. - 255с.
2. Байбородова Л.В., Ковальчук М.А., Рожков М.И. Воспитание толерантности у
школьников – Ярославль, 2003. - 192 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
4. Гасанов 3.Г. Особенности формирования культуры межнационального
общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. № 5.
5. Декларация принципов толерантности.
Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной
конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности:
Научно - публицистический вестник – М.: МГУ, 2001, 131-137
Скачать работу
педагог-психолог
Отрыванкина Татьяна Владимировна МБОУ СОШ №1 им.Косинова И.Ф. г.Горячий Ключ
В данной статье проанализирован теоретико-методологический материал по проблеме воспитания межкультурной толерантности, с целью предотвращения формирования экстремистских молодежных объединений на этнической почве или конфессиональной вражды.
Принципы реализации национальной политики гармонизации межэтнических отношений:
Укрепление гражданского единства;
Обеспечение условий для равноправной интеграции любой этнической принадлежности;
Содействие развитию национальных культур и языков;
Содействие социо-культурной адаптации и интеграции мигрантов;
Работа в данном направлении в аспекте школьного сопровождения предопределена следующей проблематикой вопроса:
Психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства и нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;
Кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм; общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;
Адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям системы среднего образования
Теоретическое обоснование работы в рамках школьного педагогического сопровождения предполагает осознание и понимание личностью педагога специфических, культурных универсалий, проявляющихся в традициях, ритуалах, обычаях, обрядах.
Практическое обоснование работы в рамках школьного педагогического сопровождения включает традиционные процедуры групповой работы, такие как психогимнастические упражнения, рефлексию опыта, дискуссии-беседы, интерактивное моделирование, ролевые игры, групповые дискуссии. Использование этих методов позволяет подготовить участников к эффективным контактам с другими культурами, научить их понимать, чувствовать и анализировать как собственное поведение, так и поведение представителей других культур.
В системе школьного сопровождения возникают трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие не редко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности.
Рабата в данном направлении способствует развитию этнокультурной сенситивности, повышению межкультурной компетентности в ситуациях межкультурной коммуникации, формировании стратегии управления и преодоления негативных этнических установок, отработке и закреплению навыков, необходимых для успешного межкультурного взаимодействия.
Работа с обучающимися обеспечивает:
Активное включение школьников в общественные процессы, отражающие возрастание интереса к иным культурам;
Стремление и готовность устанавливать конструктивные отношения с представителями иных культур;
Участвовать в созидательной деятельности на благо единства Отечества.
Занятие с элементами тренинга включает в себя следующие компоненты: Психологические (возрастные особенности; ментальные установки; эмоциональные состояния; поведенческие формы; социальные роли) и Культурологические (природно-климатические особенности; языковая среда; обычаи и традиции; религиозные верования).
Формы работы: опосредованное межкультурное взаимодействие, которое выражается в ознакомлении, осмыслении и выработке позитивного отношения к особенностям культур разных народов; непосредственное межкультурное взаимодействие.
А также включение не только обучающихся, но и их семей в проектную деятельность, предполагающее выполнение проектов разного уровня обобщения (своя культура – иная культура; школа – регион – страна - мир), является неотъемлемой частью работы в данном направлении.
Формы работы с семьей: родительские собрания, совместные праздники и досуговые мероприятия, разработка и реализация образовательных путешествий-походов для обучающихся и их родителей по освоению культурного пространства.
Этапы работы:
формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
психолого-педагогическая адаптация, направленная на повышение его доходчивости и эмоциональности в соответствии с возрастными задачами воспитания межнациональной толерантности;
развитие интереса к культуре представителей иных национальностей; расширение опыта межнационального взаимодействия посредством организации коллективных дел за счет применения приобретенных детьми знаний и умений в новой жизненной ситуации, требующей понимания особенностей поведения представителей иных национальностей.
Методы педагогической деятельности по формированию толерантности: просвещение; ориентирование; инструктаж.
В заключении хотелось бы предположить, что работа в данном направлении не останется без внимания думающей и дальновидной молодёжи и коллег-педагогов потому как идея работы имеет свои инновационные моменты, которые уходят корнями глубоко в наше социалистическое прошлое, где были все разные и все нужны. В ходе реализации сопровождения обучающихся с целью приобрести социально-психологический опыт взаимодействия с другими людьми, осознать и принять свои индивидуально-психологические особенности и внутренний мир, позволит им безболезненно (или с наименьшими потерями) достичь не только согласованности с социальной средой, но и обеспечит их дальнейшее развитие. Таким образом, оказание содействия в самореализации и развитии потенциала семьи, в выработке стратегий поведения, которые позволяют им адекватно взаимодействовать с представителями принимающей культуры способствуют возможности эффективно адаптироваться в новом социуме.
Литература:
1.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. Асмолов А.Г. - М.:
Смысл, 2000. - 255с.
2. Байбородова Л.В., Ковальчук М.А., Рожков М.И. Воспитание толерантности у
школьников – Ярославль, 2003. - 192 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
СПб.: Питер, 2009. - 398 с.
4. Гасанов 3.Г. Особенности формирования культуры межнационального
общения в многонациональном регионе // Педагогика. 1994. № 5.
5. Декларация принципов толерантности.
Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной
конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года / Век толерантности:
Научно - публицистический вестник – М.: МГУ, 2001, 131-137
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств