Данилова Наталья Ивановна
учитель физики
МОУ «Тереньгульский лицей при УлГТУ»
Формирование универсальных учебных действий школьников на уроке физики
(из опыта работы)
Мы живём в мире, который очень быстро меняется. Темп технического прогресса очень быстр. Знания, которые получают учащиеся в школе, в скором времени устаревают и нуждаются в коррекции. Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно учиться и совершенствоваться. Именно они могут на высокопрофессиональном уровне выполнять свои обязанности. Такие работники отличаются социально-профессиональной мобильностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, освоению новых сфер деятельности. Совершенствуют свои умения и знания и творчески применяют их в своей профессиональной деятельности.
Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте определяются в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход в образовании.
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» ФГОС
Ещё К.Д. Ушинский, в своё время требовал от учителей развивать познавательные способности детей на уроке: «Учителя должны постоянно помнить, что следует передать ученику не только те или другие познания, но и развивать в нем желания и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь».
Перед современными педагогами стоит важнейшая задача - воспитание компетентного выпускника школы. Ученика, который способен к самостоятельному, а главное к успешному усвоению новых знаний в быстро меняющемся мире. Универсальные учебные действия помогут ученику самостоятельно и творчески решать предметные, а затем научные и профессиональные задачи. Помогут выработать свою точку зрения и научат критически мыслить, а главное систематически и непрерывно пополнять свои знания путём самообразования и самосовершенствования.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, позволяет использовать широкий спектр современных технологий для формирования универсальных учебных действий школьников. Как показывает практика, работать, используя одну конкретную технологию, невозможно. Все технологии взаимно дополняют друг друга. В своей педагогической деятельности чаще всего я использую:
Проблемно-исследовательскую технологию;
Кейс- технологию.
Однажды мне моя ученица задала вопрос: «Наталья Ивановна, Вы всегда отвечающему на вопрос ученику задаёте встречный вопрос: «Почему?» При этом, не имеет значения правильно он ответил или нет. Почему Вы так делаете?». На что я ей ответила: «Для меня важно, чтобы Вы учились мыслить самостоятельно. Умели высказывать и доказывать свою точку зрения, даже если она не совсем верна. Сообща мы обязательно придём к правильному решению. И этот вопрос наталкивает Вас на поиск правильного ответа». Именно в этом и заключается основной принцип проблемно-исследовательской технологии, которая позволяет педагогу организовать процесс обучения ученика таким образом, чтобы каждый был постоянно включён в процесс поиска и проверки полученной информации, в поиск решения учебной проблемы. Используя данную технологию, я выстраиваю систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. Но всегда важно помнить, чтобы проблемная ситуация не переросла в неразрешимую проблему.
С 2018 года в школах введён исследовательский проект как учебный предмет. Учащиеся 10 классов самостоятельно выбирают направления своих будущих исследований. Естественно, направления проектной деятельности и, следовательно, сам проект неразрывно связаны с предметами учебного цикла. Новый учебный предмет и от педагогов, и от учащихся потребовал нового подхода и новых взглядов. Заставил нас, педагогов, в короткие сроки разработать программы для индивидуальных проектов. Несмотря на то, что физика достаточно сложный предмет шесть учащихся выбрали его. Два учебных года велась совместная работа.
Если использовать классификацию проектов, то проекты, над которыми работали ребята были:
1. По виду деятельности:
исследовательские,
практико-ориентированные.
2. По признаку предметно-содержательной области:
межпредметные
,
3. По характеру контактов:
внутренние
,
4. По количеству участников проекта:
индивидуальные,
5. По продолжительности проекта:
средней продолжительности
(2 учебных года)
,
6. По результатам:
доклад,
буклет с рекомендациями
,
макет
,
модель экологического дома.
Со своими проектами ребята участвовали в областном конкурсе исследовательских проектов. И очень приятно, что все исследовательские работы получили заслуженные дипломы. Сейчас трое выпускников «нового набора» работают над практической частью и готовятся к публичной защите.
Работая в профильных и общеобразовательных классах, приходится учитывать индивидуальность каждого ребёнка. Многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе. Так же приходится учитывать и тот факт, что в общеобразовательных классах учатся ребята с ОВЗ (7 вид). Решить эти противоречия помогает мне кейс-технология. В чём же заключается основная методическая ценность данной технологии. Кейс-технология – это не пересказ параграфа, не ответы на вопросы преподавателя, это исследование конкретной ситуации, которое заставляет вспомнить и применить полученные ранее знания. Кейс - технология помогает повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников социальную активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Применение данной технологии даёт возможность для углубленного изучения предмета, для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам, для индивидуализации учебного процесса.
Используя данную образовательную технологию, я формирую задания для учеников с учётом их интеллектуальных способностей. Ученики получают определенный набор материалов и заданий и имеют возможность спокойно над ними подумать и сдать выполненную работу педагогу. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) помогает повышению качества образования.
Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние годы. Эта технология очень близка к проблемному методу обучения. Проблемно – ситуационный анализ задач – ситуаций (кейсов) является основой данного метода, который развивает способность у учащихся находить решение проблемы и учит работать с информацией. Используя данный метод работы акцент делается не на получение готовых знаний, а на их поиск и решение, на сотворчество учителя и ученика! Практическая основа «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся. Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.
Какие преимущества имеет данная технология? Во-первых, способствует развитию умений: анализировать ситуации, оценивать альтернативные способы её решения, выбирать оптимальный вариант решений, составлять план осуществления поставленной задачи. Во-вторых, развивает навык структурирования информации, развивает управленческие навыки, развивает критическое мышление, развивает коммуникацию в процессе коллективного поиска и обоснования решений, повышает мотивацию на расширение базы теоретических знаний для решения прикладных задач.
Для того чтобы правильно использовать данную технологию в своей работе, необходимо соблюдать определённые требования к составлению кейсов. Прежде всего материал должен быть узнаваем учениками. Это может быть конкретная жизненная ситуация. Информация должна быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер и иметь возможность дополнения кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Применяя данную технологию, необходимо правильно организовывать работу учеников в группах. Организовывать и управлять общей дискуссией. Правильно направить ход рассуждений в малой группе. Познакомить с системой оценивания и сроками выполнения заданий. В конце работы обязательно обобщающее слово учителя и оценивание работы, как индивидуальной, так и групповой.
Большую помощь в работе оказывают компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, конференций, переписки и обеспечения обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой технологии является возможность более оперативного руководства обучаемыми и их воспитанием в процессе общения с преподавателем и группой.
Для формирования универсальных учебных действий школьников с применением названных технологий необходимо помнить, что они должны быть использованы с учетом учебных целей и задач, особенностей класса, интересов и потребностей учащихся, уровня компетентности. Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения при их разумном сочетании, дополнении друг друга.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат