Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Тренинг как средство социально-психологического обучения специалистов в организации. Работа №34237

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Тренинг как средство социально-психологического обучения специалистов в организации
Работа:
Тема: Тренинг как средство социально-психологического обучения специалистов в организации
Аннотация. В статье анализируется эффективность использования тренинга, как социально-психологического метода обучения специалистов в организации. Рассмотрена необходимость повышения квалификации специалистов в организации, понятие социально-психологического тренинга, проанализированы основные методы проведения тренинга.
Ключевые слова: специалисты, социально-психологический тренинг, специалисты, методы обучения, групповая дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения.
Важнейшим условием успешного функционирования любой организации является развитие персонала. Особенно это справедливо в современных экономических условиях, когда в условиях ускорения научно-технического прогресса процесс устаревания профессиональных знаний и навыков значительно ускоряется. Несоответствие квалификации работников организации ее потребностям, отрицательно сказывается на результатах ее деятельности.
Особую популярность в настоящее время в работе с персоналом организаций приобретают понятия саморазвивающаяся организация, тренинг, обучение, с помощью обозначается широкий круг проблем, связанных с развитием профессионального потенциала сотрудников как основного ресурса успешной адаптации организации к требованиям внешней среды.
Поэтому все большое значение приобретают вопросы роста и развития персонала организации, особенно за счет привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально подготовленных специалистов. Специалисты – это особая категория сотрудников в компании. Они являются стратегически ценным кадровым ресурсом. В связи с усилением конкуренции на рынке труда от современных специалистов требуется быть мобильными и конкурентоспособными, необходимо постоянно приводить свою квалификации в соответствие с требованиями, существующими на рынка труда. Результаты исследования, проведенные в 3200 американских компаниях: 10-процентное увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда 8,5%, в то время как такое же увеличение капиталовложений дает прирост производительности на 3,8%.
Все большее число компаний в России относятся к процессу обучения персонала сознательно, т.е. уделяют ему особое внимание, все чаще воспринимая средства, вложенные в подготовку, не как затраты, а как инвестиции в развитие бизнеса, как реальный рычаг повышения доходности бизнеса, качества работы с клиентами и т.п. И последняя тенденция касается обучения специалистов.
Если в обучении нижнего и даже среднего звена наблюдается определенная стандартизация обучающих программ (при соблюдении особенностей корпоративной культуры, специфики бизнес-процессов и т.д.), то обучение специалистов направлено на поиск и развитие их уникальности. Таким образом, обучение специалистов становится одним из приоритетов в развитии все большего числа российских компаний. Виды и задачи обучения для специалистов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Виды и задачи обучения для специалистов
Категория персонала
Специалисты
Цели компании
Стабилизация и профессиональное развитие
Задачи обучения
Внедрение новых технологий
Совершенствование профессиональных навыков
Расширение зон ответственности
Формирование резерва
Виды обучения
Долгосрочное
обучение
Второе высшее образование
Программы повышения квалификации
Сертификационные курсы
Краткосрочное обучение
Тренинги, стажировки, лекции, конференции, семинары,
Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является тренинг. Тренинг является активно развивающимся направлением практической деятельности, который эффективно способствует развитию, обучению, и коррекции всевозможных социально-психологических явлений и навыков. Именно поэтому понятие тренинг, как специальная форма обучения персонала так быстро и прочно вошло в практику современных организаций.
Слово тренинг произошло от английского train, training, и имеет ряд значений - подготовка, воспитание, тренировка, обучение процесс, деятельность. Рассмотрим различные трактовки понятия тренинг.
Важное направление в обучении специалистов – проведение взаимосвязанных между собой тренингов, с целью выработки умений и навыков, необходимых для эффективной деятельности, формирование у обучающихся необходимых навыков, а так же получение опыта организационно-личностного взаимодействия в группе.
Можно выделить следующие основные вида тренингов, которые могут быть использованы для обучения специалистов: бизнес-тренинг, социально-психологический тренинг, тренинг личностного роста.
Наибольшее распространение получил социально-психологические тренинги, под которыми понимают специфические формы коррекции и приобретения новых умений и навыков при взаимодействии в группе. Метод социально-психологического тренинга был разработан в Лейпцигском университете в Германии под руководством М. Форверга.
В ходе социально-психологического тренинга через моделирование значимых для профессиональной деятельности специалистов ситуаций, осуществляется анализ реального поведения участников тренинга. Участники тренинга в процессе рещения специально заданных ситуаций закрепляют необходимые навыки, меняют свое отношение к применяемым в работе подходам к собственному опыту. От традиционных форм обучения тренинг отличает минимальное количество теории и фокусировка на практике. В процессе проведения тренингов широко используются различные методы и техники активного обучения, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Основные методы проведения тренингов
Несмотря на разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в тренинговой работе, принято выделять несколько базовых методов тренинга. Характеристика основных методов проведения тренингов приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Характеристика основных методов проведения тренингов
Метод
Характеристика метода
Групповая дискуссия
Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Позволяет в в процессе непосредственного общения прояснить позиции и установки участников группы, а так же их мнения.
Методы, направленные на развитие социальной перцепции
С их помощбю приобретают умения смысловой и оценочной интерпретации объекта восприятия, глубокой рефлексии. Развивают умения воспринимать, понимать и оценивать самих себя, свою группу, других людей.
Игровые методы
Использование игровых методов в тренинге весьма продуктивно. В ходе проведения тренингов применяют дидактические, ситуационно-ролевые, творческие, имитационные, организационно-деятельностные, деловые игры.
Методы телесно-ориентированной психотерапии
Выделяют три основные подгруппы приемов: работа над структурой тела, нервно-мышечную релаксацию, чувственное осознание, восточные методы (хатха, йога, айкидо, тайчи).
Медитативные техники
Используются в целях обучения навыкам аутосуггестии, способам саморегуляции, физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний.
Тренинги имеют разную тематическую направленность. В современных условиях все большее распространение получают тренинги, в которых работают над развитием своего лидерского потенциала, усваиваются алгоритмы решения управленческих задач, происходит освоение участниками различных особенностей управления подчиненными и коллективами.
Обычно тренинг проводится в течении 3- 5дней, по 6-8 часов ежедневно. Группа как правило состоит и 10-15 человек, которые разбиваются на небольшие группы. Содержанние тренинга включает в себя теоретический материал (как правило мини-лекцию), практику–(участники выполняютупражненияизаданиятренера), и обратнуюсвязь, гдепроисходитобменвпечатлениями, оцениваетсяработаучастников.
Для обучения специалистов, возможными направлениями проведения тренингов могут стать управленческое общение и навыки ведения переговоров, руководство и лидерство в организации, технологии принятия решений, управление конфликтами, делегирование полномочий, технологии формирования команды, тайм-менеджмент, модель эффективного управления и т.д. При подготовке специалистов очень полезными так же могут быть тренинги на сплочение и командообразование, которые создают условия для возможность использовать потенциал группы для развития каждого ее члена и повышения эффективности работы.
В качестве недостатков тренинга как метода обучения специалистов, следует отметить, что в процессе проведения тренинга невозможно создать и отработать все готовые решения, которые бы подходили для всех ситуаций. Так же встает вопрос о необходимости переноса участниками полученных во время тренинга навыков в реальную деятельность, что является отдельной задачей.
Таким образом, тренинг, как мспособ социально-психологического обучения специалистов в организации позволяет команде посмотреть на свою организацию со стороны, взаимодействовать с коллегами из других компаний и увидеть другие подходы в решении своих повседневных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бакунин М. Формы и методы обучения персонала / М. Бакунин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bakunin.com/staff-training/
Григорьева, Т.О. Обучение персонала // Управленческое консультирование менеджмента: MD-Менеджмент. [Електронный ресурс]. режим доступа: http://md-management.ru/articles /html/article32425.html
Зуб, А.Т. Психология управления. Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2019. – 384 c.
Карпов, А.В. Технологии управления развитием персонала. Учебник / А.В. Карпов. – М.: Проспект, 2017. – 129 c.
Милорадова, Н.Г. Управление человеческим капиталом. Англо-русский словарь / Н.Г. Милорадова. – М.: СИНТЕГ, 2019. – 328 c.
Сотникова, С.И. Управление персоналом. Деловая карьера. Учебное пособие / С.И. Сотникова. – М.: РИОР, Инфра-М, 2016. – 328 c.
Спивак, В.А. Деловые коммуникации. Теория и практика. Учебник / В.А. Спивак. – М.: Юрайт, 2017. - 363 c.
Щербатых, Ю.В. Психология труда и кадрового менеджмента в схемах и таблицах / Ю.В. Щербатых. – М.: КноРус, 2016. - 248 c.
HYPER13PAGE HYPER15
6
Основные тренинговые методы
Групповая дискуссия
Игровые методв
Методы направленные на развитие социальной перпекции
Методы телесной терапии
Медитавные техники
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×