Дата публикации:
28.12.2020
Автор:
Платонова Оксана Владимировна
Название работы:
Литературные общества и кружки начала 19 века.
Работа:
Литературные общества и кружки начала 19 века.
Дружеское литературное общество
Почти одновременно, в 1801 году, в Москве и Петербурге возникли два литературных общества. У них было мало общего: только молодость и увлечение литературой.
ДРУЖЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО составилось в Москве в самом начале 1801 года. Участниками его были братья Андрей и Александр Тургеневы; В. А. Жуковский; поэт, критик, теоретик литературы, впоследствии профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков. Самому старшему, Мерзлякову, было 23 года, самому младшему, Александру Тургеневу, - 16 лет.
На встречах читались речи, посвященные литературным, общественным и моральным темам: о путях русской словесности, о религии, славе, счастье… Мечтали о справедливом переустройстве мира и главным средством воздействия на человечество считали литературу. А потому желали в первую очередь совершенствоваться как писатели.
Мироощущение членов Дружеского общества – мироощущения бунтарей, и прежде всего по отношению к изящной словесности. Именно за дух бунтарства особенно почитали немецкого поэта Фридриха Шиллера. А творчество чувствительного Карамзина критиковали. Он слишком склонил нас к мягкости и разнеженности. Ему бы надлежало явиться веком позже, тогда, когда бы мы имели уже больше сочинений в важнейших родах; тогда пусть бы он в отечественные дубы и лавры вплетал цветы свои - так говорил Андрей Тургенев в Речи о русской литературе на одном из заседаний Дружеского общества.
Дружеское литературное общество просуществовало недолго; со второй половины 1801 года его участники один за другим начинают покидать Москву, отправляясь либо на учебу за границу, либо в Петербург на службу.
Вольное общество любителей словесности
Тем временем в Петербурге составилось ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ. Его заседания во многом отличались от собраний москвичей. У истоков стояли молодые литераторы Александр Востоков, Александр Измайлов…
Занятия Вольного общества – во многом игра в Академию, затеянная недавними студентами. Этим объясняется и грандиозность задуманных начинаний – перевести всю Энциклопедию Дидро и Даламбера, этот многотомный свод сведений об истории человечества. И невероятная страстность в обсуждении самых мелких вопросов вроде вопросов орфографии. И постоянный страх оказаться смешным в глазах общественного мнения.
Вольное общество начало свою деятельность как неофициальный кружок, однако уже в 1802 году оно было официально зарегистрировано. Регулярно проводились его собрания: обсуждались поэтические и прозаические сочинения участников общества, выпускались журналы. На заседаниях общества обычно собиралось не более 10 человек, и к 1808 году оно пришло в упадок.
Беседа любителей русского слова
Петербургские литераторы старшего поколения, чьи эстетические пристрастия сложились еще в прошедшем столетии, с подозрением и настороженностью относились к новейшим литературным веяниям. С 1806 года они начали устраивать собственные литературные вечера. Из этих вечеров и выросло новое литературное общество – Беседа любителей русского слова. Оно открыло свои собрания в феврале 1811 года. У общества имелся устав. Порядок собраний был строго регламентирован. Издавался журнал. Заседания проходили в доме Г. Р. Державина в торжественной обстановке. На чтение новых литературных произведений (их авторами были участники общества) съезжался весь великосветский Петербург: дамы в бальных туалетах, мужчины в мундирах и при орденах.
Принято было считать, что Беседа была оплотом традиционного классицизма. Это не совсем верно.
Действительно, многие из участников общества были последовательными классицистами, а иные из них довели до совершенства некоторые классицистические жанры. И. А. Крылов остался в памяти потомков создателем бессмертных басен, А. А. Шаховской – автором остроумных комедий. Вместе с тем другие главные действующие лица Беседы были смелыми экспериментаторами.
Духовный лидер А. С. Шишков, категорически не соглашаясь с европейскими нововведениями, вошедшими в русскую литературу вместе с творчеством Карамзина, полагал, что любые заимствования с Запада гибельны для отечественной словесности, и советовал писателям обратиться к церковным книгам. С помощью церковно-славянского языка он надеялся спасти национальный русский язык. Подобные эксперименты, весьма любопытные сами по себе, шли вразрез с литературными открытиями Карамзина, Жуковского и Батюшкова, - открытиями, благодаря которым русская литература всего через 10 – 20 лет достигла своего расцвета. Иначе говоря, русская литература пошла не тем путем, по которому ее хотел направить Шишков. Поэтому неудивительно, что произведения Шишкова, его сторонников, да и сама деятельность Беседы уже в середине 10-х годов стали предметом насмешек.
Арзамас
Особую роль в создании комической репутации Беседы сыграло Арзамасское общество безвестных людей (или просто Арзамас). Его основали П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов, А. Ф. Воейков, юный Александр Пушкин.
История возникновения Арзамаса такова.
23 сентября 1815 года в петербургском Большом театре состоялась премьера комедии беседчика Шаховского Урок кокеткам, или Липецкие воды. Среди второстепенных персонажей этой небесталанной комедии действовал некто Фиалкин – смешной и чувствительный поэт-вздыхатель, бормочущий баллады. Не без оснований в нем увидели пародию на Жуковского Ф. Вигель, писатель-мемуарист и приятель Жуковского, вспоминал: Перчатка была брошена; еще кипящие молодостью Блудов и Дашков (друзья Жуковского) спешили ее поднять.
Ответы Шаховскому сразу приобрели задорно-сатирический характер. Блудов создает уморительно-смешное Видение в какой-то ограде. Изданное обществом ученых людей, действие которого происходит в городе Арзамас. Благодаря Видению Блудова новое общество и обрело свое оригинальное название.
Арзамас задумывался как полная противоположность Беседе. Вступая в Арзамас, каждый новый сотрудник давал обещание: Обязуюсь… повиноваться слепо всем постановлениям общества… быть непримиримым врагом врагов его… Если же нарушу сие обещание … да буду извергнут из среды их, как Дед Седой (Шишков) от рождения был извергнут из числа хороших писателей. Да буду всеобщим поношением и посмешищем, подобно комику Шутовскому… да буду членом Беседы Вместо торжественной официальности здесь царила веселая раскованность, взамен глубокомысленной серьезности – нарочитое шутовство. Галиматья - так именовали свою литературную игру сами арзамасцы.
Все участники Арзамаса носили имена героев баллад Жуковского. Самого Жуковского называли Светланой, Вяземского – Асмодеем, Батюшкова – Ахиллом, Пушкина – Сверчком, Орлова – Рейном, Вигеля – Ивиковым Журавлем…
На заседаниях читались похвальные речи. Такие речи по правилам европейских академий полагалось произносить в память умерших предшественников. Но поскольку участники Арзамаса объявили себя бессмертными, то решили брать покойников напрокат из живых мертвецов - членов Беседы. Жуковский и Блудов вели пародийные протоколы заседаний.
В 1817 году деятельность Арзамаса стала затухать. На то были свои причины. Во-первых, в 1816 году, вскоре после смерти Державина, прекратила свое существование Беседа . Во-вторых, среди его членов обнаружились разногласия. Если Жуковский и Блудов хотели сохранить прежнюю литературную и преимущественно игровую направленность общества, то новые члены, в первую очередь Н. И. Тургенев и М. Ф. Орлов (будущие декабристы), жаждали серьезной деятельности. НО серьезность решительно противоречила комической сущности Арзамаса, и в начале 1818 года он прекратил свое существование.
Впрочем, люди, связанные с арзамасской традицией, будут составлять ближайшее литературное окружение Пушкина и в 20-х, и в 30-х годах.
Салоны
Наряду с литературными обществами и кружками неотъемлемой частью русской культуры первой трети 19 века были салоны. От литературных обществ салон отличается подчеркнутой неофициальностью, от дружеского кружка – тем, что в нем совсем не обязательно собираются люди, связанные близостью взглядов, вкусов и пристрастий. Салон – явление светской жизни, своеобразная форма проведения досуга сливками общества. Само его название происходит от французского salon - гостиная для приемов и вечеров в дворянском доме.
Остроумная беседа, музицирование, чтение литературных новинок – обычное салонное времяпрепровождение. Главное действующее лицо салона – его хозяйка. Обычно это образованная светская дама, в нее влюблены почти все, кто посещает ее салон. Ей посвящают мадригалы (небольшое стихотворение в 4-8 строк, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее), элегии и пылкие послания.
Впрочем, преувеличивать значение салонов для развития русской литературы не стоит. В салонах можно было видеть немало литераторов. Но не потому, что хозяйки салонов как-то особенно высоко ценили литературное творчество. Просто лучшие писатели этой эпохи принадлежали к хорошему обществу и могли украсить любую беседу.
Пушкин с удовольствием бывал в петербургском салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого писателя и историка. Каждый вечер в доме Карамзиных собиралось человек 10; по воскресеньям количество гостей доходило до 60. Вот как вспоминал о салоне Екатерины Андреевны один из его посетителей: В карамзинской гостиной предметом разговоров были не философские предметы, но и не петербургские сплетни и россказни. Литературы, русская и иностранные, важные события у нас и в Европе… составляли чаще всего содержание наших оживленных бесед. Эти вечера, продолжавшиеся до поздних часов ночи, освежали и питали наши души и умы…
Скачать работу
Дружеское литературное общество
Почти одновременно, в 1801 году, в Москве и Петербурге возникли два литературных общества. У них было мало общего: только молодость и увлечение литературой.
ДРУЖЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО составилось в Москве в самом начале 1801 года. Участниками его были братья Андрей и Александр Тургеневы; В. А. Жуковский; поэт, критик, теоретик литературы, впоследствии профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков. Самому старшему, Мерзлякову, было 23 года, самому младшему, Александру Тургеневу, - 16 лет.
На встречах читались речи, посвященные литературным, общественным и моральным темам: о путях русской словесности, о религии, славе, счастье… Мечтали о справедливом переустройстве мира и главным средством воздействия на человечество считали литературу. А потому желали в первую очередь совершенствоваться как писатели.
Мироощущение членов Дружеского общества – мироощущения бунтарей, и прежде всего по отношению к изящной словесности. Именно за дух бунтарства особенно почитали немецкого поэта Фридриха Шиллера. А творчество чувствительного Карамзина критиковали. Он слишком склонил нас к мягкости и разнеженности. Ему бы надлежало явиться веком позже, тогда, когда бы мы имели уже больше сочинений в важнейших родах; тогда пусть бы он в отечественные дубы и лавры вплетал цветы свои - так говорил Андрей Тургенев в Речи о русской литературе на одном из заседаний Дружеского общества.
Дружеское литературное общество просуществовало недолго; со второй половины 1801 года его участники один за другим начинают покидать Москву, отправляясь либо на учебу за границу, либо в Петербург на службу.
Вольное общество любителей словесности
Тем временем в Петербурге составилось ВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛОВЕСНОСТИ, НАУК И ХУДОЖЕСТВ. Его заседания во многом отличались от собраний москвичей. У истоков стояли молодые литераторы Александр Востоков, Александр Измайлов…
Занятия Вольного общества – во многом игра в Академию, затеянная недавними студентами. Этим объясняется и грандиозность задуманных начинаний – перевести всю Энциклопедию Дидро и Даламбера, этот многотомный свод сведений об истории человечества. И невероятная страстность в обсуждении самых мелких вопросов вроде вопросов орфографии. И постоянный страх оказаться смешным в глазах общественного мнения.
Вольное общество начало свою деятельность как неофициальный кружок, однако уже в 1802 году оно было официально зарегистрировано. Регулярно проводились его собрания: обсуждались поэтические и прозаические сочинения участников общества, выпускались журналы. На заседаниях общества обычно собиралось не более 10 человек, и к 1808 году оно пришло в упадок.
Беседа любителей русского слова
Петербургские литераторы старшего поколения, чьи эстетические пристрастия сложились еще в прошедшем столетии, с подозрением и настороженностью относились к новейшим литературным веяниям. С 1806 года они начали устраивать собственные литературные вечера. Из этих вечеров и выросло новое литературное общество – Беседа любителей русского слова. Оно открыло свои собрания в феврале 1811 года. У общества имелся устав. Порядок собраний был строго регламентирован. Издавался журнал. Заседания проходили в доме Г. Р. Державина в торжественной обстановке. На чтение новых литературных произведений (их авторами были участники общества) съезжался весь великосветский Петербург: дамы в бальных туалетах, мужчины в мундирах и при орденах.
Принято было считать, что Беседа была оплотом традиционного классицизма. Это не совсем верно.
Действительно, многие из участников общества были последовательными классицистами, а иные из них довели до совершенства некоторые классицистические жанры. И. А. Крылов остался в памяти потомков создателем бессмертных басен, А. А. Шаховской – автором остроумных комедий. Вместе с тем другие главные действующие лица Беседы были смелыми экспериментаторами.
Духовный лидер А. С. Шишков, категорически не соглашаясь с европейскими нововведениями, вошедшими в русскую литературу вместе с творчеством Карамзина, полагал, что любые заимствования с Запада гибельны для отечественной словесности, и советовал писателям обратиться к церковным книгам. С помощью церковно-славянского языка он надеялся спасти национальный русский язык. Подобные эксперименты, весьма любопытные сами по себе, шли вразрез с литературными открытиями Карамзина, Жуковского и Батюшкова, - открытиями, благодаря которым русская литература всего через 10 – 20 лет достигла своего расцвета. Иначе говоря, русская литература пошла не тем путем, по которому ее хотел направить Шишков. Поэтому неудивительно, что произведения Шишкова, его сторонников, да и сама деятельность Беседы уже в середине 10-х годов стали предметом насмешек.
Арзамас
Особую роль в создании комической репутации Беседы сыграло Арзамасское общество безвестных людей (или просто Арзамас). Его основали П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов, А. Ф. Воейков, юный Александр Пушкин.
История возникновения Арзамаса такова.
23 сентября 1815 года в петербургском Большом театре состоялась премьера комедии беседчика Шаховского Урок кокеткам, или Липецкие воды. Среди второстепенных персонажей этой небесталанной комедии действовал некто Фиалкин – смешной и чувствительный поэт-вздыхатель, бормочущий баллады. Не без оснований в нем увидели пародию на Жуковского Ф. Вигель, писатель-мемуарист и приятель Жуковского, вспоминал: Перчатка была брошена; еще кипящие молодостью Блудов и Дашков (друзья Жуковского) спешили ее поднять.
Ответы Шаховскому сразу приобрели задорно-сатирический характер. Блудов создает уморительно-смешное Видение в какой-то ограде. Изданное обществом ученых людей, действие которого происходит в городе Арзамас. Благодаря Видению Блудова новое общество и обрело свое оригинальное название.
Арзамас задумывался как полная противоположность Беседе. Вступая в Арзамас, каждый новый сотрудник давал обещание: Обязуюсь… повиноваться слепо всем постановлениям общества… быть непримиримым врагом врагов его… Если же нарушу сие обещание … да буду извергнут из среды их, как Дед Седой (Шишков) от рождения был извергнут из числа хороших писателей. Да буду всеобщим поношением и посмешищем, подобно комику Шутовскому… да буду членом Беседы Вместо торжественной официальности здесь царила веселая раскованность, взамен глубокомысленной серьезности – нарочитое шутовство. Галиматья - так именовали свою литературную игру сами арзамасцы.
Все участники Арзамаса носили имена героев баллад Жуковского. Самого Жуковского называли Светланой, Вяземского – Асмодеем, Батюшкова – Ахиллом, Пушкина – Сверчком, Орлова – Рейном, Вигеля – Ивиковым Журавлем…
На заседаниях читались похвальные речи. Такие речи по правилам европейских академий полагалось произносить в память умерших предшественников. Но поскольку участники Арзамаса объявили себя бессмертными, то решили брать покойников напрокат из живых мертвецов - членов Беседы. Жуковский и Блудов вели пародийные протоколы заседаний.
В 1817 году деятельность Арзамаса стала затухать. На то были свои причины. Во-первых, в 1816 году, вскоре после смерти Державина, прекратила свое существование Беседа . Во-вторых, среди его членов обнаружились разногласия. Если Жуковский и Блудов хотели сохранить прежнюю литературную и преимущественно игровую направленность общества, то новые члены, в первую очередь Н. И. Тургенев и М. Ф. Орлов (будущие декабристы), жаждали серьезной деятельности. НО серьезность решительно противоречила комической сущности Арзамаса, и в начале 1818 года он прекратил свое существование.
Впрочем, люди, связанные с арзамасской традицией, будут составлять ближайшее литературное окружение Пушкина и в 20-х, и в 30-х годах.
Салоны
Наряду с литературными обществами и кружками неотъемлемой частью русской культуры первой трети 19 века были салоны. От литературных обществ салон отличается подчеркнутой неофициальностью, от дружеского кружка – тем, что в нем совсем не обязательно собираются люди, связанные близостью взглядов, вкусов и пристрастий. Салон – явление светской жизни, своеобразная форма проведения досуга сливками общества. Само его название происходит от французского salon - гостиная для приемов и вечеров в дворянском доме.
Остроумная беседа, музицирование, чтение литературных новинок – обычное салонное времяпрепровождение. Главное действующее лицо салона – его хозяйка. Обычно это образованная светская дама, в нее влюблены почти все, кто посещает ее салон. Ей посвящают мадригалы (небольшое стихотворение в 4-8 строк, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее), элегии и пылкие послания.
Впрочем, преувеличивать значение салонов для развития русской литературы не стоит. В салонах можно было видеть немало литераторов. Но не потому, что хозяйки салонов как-то особенно высоко ценили литературное творчество. Просто лучшие писатели этой эпохи принадлежали к хорошему обществу и могли украсить любую беседу.
Пушкин с удовольствием бывал в петербургском салоне Екатерины Андреевны Карамзиной – вдовы знаменитого писателя и историка. Каждый вечер в доме Карамзиных собиралось человек 10; по воскресеньям количество гостей доходило до 60. Вот как вспоминал о салоне Екатерины Андреевны один из его посетителей: В карамзинской гостиной предметом разговоров были не философские предметы, но и не петербургские сплетни и россказни. Литературы, русская и иностранные, важные события у нас и в Европе… составляли чаще всего содержание наших оживленных бесед. Эти вечера, продолжавшиеся до поздних часов ночи, освежали и питали наши души и умы…
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств