Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Работа №34318

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Работа:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 

магистрант кафедры ФНДиДО

Швытова Александра Игоревна

 

Тихоокеанский Государственный Университет

г. Хабаровск

E-mail: akokorudz@mail.ru

 

Блинов Леонид Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ФНДиДО

 

Тихоокеанский Государственный Университет

, г. Хабаровск

 

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа понятия совместная учебная деятельность. Проанализированы основные подходы к определению совместной деятельности. Показана роль совместной деятельности детей в начальной школе. На примере эмпирического исследования выявлен уровень сформированности навыков совместной деятельности младших школьников. Показана недостаточность сформированности совместной деятельности и обоснована необходимость проведения специально организованной педагогической работы по формированию навыков совместной деятельности на основе результатов диагностики.

 

Ключевые слова: совместная деятельность, совместная учебная деятельность, младший школьник, начальная школа, сотрудничество, педагогика сотрудничества, технология организации совместной деятельности, участники образовательного процесса.

 

JOINT ACTIVITY OF THE CHILD IN THE EDUCATIONAL PROCESS

 

Svitova Alexandra I.

master's student of the Department, Fundido

 

name of the UNIVERSITY, Pacific State University

city Khabarovsk

E-mail: akokorudz@mail.ru

 

Blinov Leonid Viktorovich,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

name of the UNIVERSITY, Pacific State University

city Khabarovsk

 

E-mail: _____________@yandex.ru

 

Annotation. The article presents the results of the toretic analysis of the concept of joint educational activity. The main approaches to the definition of joint activity are analyzed. The role of joint activity of children in primary school is shown. On the example of an empirical study, the level of formation of skills of joint activity of younger schoolchildren is revealed. The insufficiency of the formation of joint activity is shown and the need for specially organized pedagogical work on the formation of skills of joint activity based on the results of diagnostics is justified.

Keywords: joint activity, joint educational activity, Junior school student, primary school, cooperation, pedagogy of cooperation, technology of organization of joint activity, participants of the educational process.

Актуальность и значимость формирования и развития совместной учебной деятельности детей обусловлена тем, что в настоящее время образование в стране находится на пути становления новой модели отношений учителя и обучающегося. Так, например, современная система начального образования ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов. Формирование личности младшего школьника в системе начального общего образования (НОО) невозможно без развития коллективизма, являющегося в соответствии с ФГОС НОО основой организации делового общения обучающихся друг с другом и с учителем в течение всего образовательно-воспитательного процесса. К одному из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования согласно ФГОС НОО относится «определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих» [4].

Цель статьи: теоретически обосновать роль совместной деятельности детей в учебной деятельности и эмпирически диагностировать уровень сформированности навыков совместной деятельности младших школьников.

Проблема исследования: какова роль совместной деятельности в учебной деятельности ребенка.

Основной текст статьи. Совместная учебная деятельность играет важную роль в воспитании ребенка. От того, как сложатся отношения в классе, во многом зависит самооценка школьника, его жизненная позиция. Хорошо, если ребята дружат друг с другом, если их досуг наполнен играми, конкурсами, общественно полезным трудом, если у каждого есть возможность для самореализации. Сейчас совместная учебная деятельность как идея переживает второе рождение. Её разнообразие и периодичность позволяет обучающимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе совместной деятельности.

Широко применяется технология организации совместной деятельности в начальной школе.

Термин «совместный» означает «совершаемый совместно, основанный на принципах коллективизма» [1, с. 65]. Применительно к школе под совместной деятельностью понимается такое дело, в котором задействован весь класс. Школьники и взрослые сообща придумывают, планируют, готовятся и проводят мероприятие.

Т.В. Сюндюкова и Е.Н. Яковлева дают следующее определение: «Совместная учебная деятельность – это коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели» [3, с. 39].

Разработкой проблемы совместной деятельности школьников занимались как отечественные теоретики психолого-педагогической науки: Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Е.В. Бондаревская, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, так и практики: И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.Ф. Шаталов и др.

Представители «педагогики сотрудничества» (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.) рассматривают совместную деятельность школьников как путь к созданию духовной общности, доверительному общению учителя и учащихся, а также учащихся между собой. Авторы концепции развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман и др.) определяют рассматривают совместную деятельность школьников как основную форму учебной деятельности, которая противопоставляется прямой трансляции знаний от учителя к ученику.

Г.А. Цукерман определяет совместную деятельность школьников, как совместную работу ребенка и взрослого по взаимопониманию, выяснению позиций, точек зрения всех участников образовательного процесса и их координации [5]. Совместная учебная деятельность школьников, по определению, данному Г. А. Цукерман, это «взаимодействие, в котором учитель: а) создаёт ситуацию необходимости перестройки сложившихся у ребёнка способов действия, б) организует учебный материал так, чтобы ребёнок мог обнаружить объективную причину своей неумелости, некомпетентности и указать её взрослому, в) вступает в сотрудничество с учащимися только по их инициативе, по запросу о конкретной помощи, но делает всё возможное, чтобы такой запрос был сформулирован на языке содержания обучения, в виде гипотез о недостающем знании»[5, c.56].

В исследовании А.М. Столяренко излагается следующий взгляд на совместную учебную деятельность: «Это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление педагога и обучающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы, атмосфера интереса и обоюдной увлеченности… [оно ] стирает психологические барьеры, невольное порой желание последних возражать, отрицать, поступать наперекор вполне разумным и правильным советам» [2, с. 88].

Таким образом, совместная учебная деятельность это уникальное, и в то же время традиционное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности учебного коллектива. Организация совместной учебной деятельности помогает приобрести бесценный опыт детям, который пригодится им в дальнейшей жизни.

С целью эмпирического исследования нами было проведено исследование совместной учебной деятельности детей младшего школьного возраста. В исследовании принимало участие 25 детей 3 класса.

За основу для диагностики были взяты методики, направленные на выявление сформированности личности младшего школьника в совместной деятельности. Это такие методики, как тест «Наши отношения» (автор Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина), «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская) и методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992]).

По методике «Наши отношения» были получены результаты, отраженные в рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровень сформированности личности младшего школьника и его удовлетворённости различными сторонами совместной деятельности в классном коллективе «Наши отношения»

 

Был сделан вывод о том, что младшим школьникам присущ в основном средний уровень сформированности личности в совместной деятельности, выраженной во взаимоприемлемости и взаимопомощи по 48% соответственно. Уровень взаимоприемлемости и взаимопомощи оценен как высокий у 36% младших школьников. Низко уровень взаимоприемлемости и взаимопомощи оценивают 16% обучающихся соответственно. Таким образом, по оценкам младших школьников уровень сформированности личности в условиях совместной деятельности можно оценить как преимущественно средний.

По методике «Совместная сортировка» были получены данные, отраженные в рисунке 2.

Рисунок 2. - Уровни сформированности навыков совместной деятельности по методике «Совместная сортировка»

Был сделан вывод о том, что только у 40% младших школьников сформированы навыки совместной деятельности, меньше чем у половины школьников выявлен средний уровень (48%) и у почти 12% выявлен низкий уровень.

Методике «Кто прав» результаты отражены в рисунке 3.

Рисунок 3.Уровни сформированности навыков совместной деятельности младших школьников (методика «Кто прав?»)

 

Рисунок 3 показывает, что в группе довольно много младших школьников, которые умеют учитывать мнение других – их 36%, хотя результаты ниже, чем в предыдущей методике. Дети со средним уровнем составляют почти 48% от всей группы. Школьников с низким уровнем навыков совместной деятельности составляют 16%.

Таким образом, результаты диагностики показывают, что только у 36-40% школьников (по результатам разных методик) сформированы такие качества личности, проявляющиеся в совместной деятельности, которые показывают, что эти ребята могут проявлять свои лучшие качества поддержки, взаимопомощи, умений договариваться, сотрудничества и т.д. Средний уровень сформированности личности, в условиях совместной деятельности демонстрирует почти половина обучающихся. Низкие показатели сформированности личности младшего школьника в совместной деятельности, которые обнаружены у 12-16% обучающихся, показывают, что не всегда младший школьник считается с мнением сверстников, может находить общее решение или консенсус в спорных и конфликтных ситуациях, не всегда обладает навыками сотрудничества. Все это предопределяет необходимость проведения специально организованной работы по формированию личности младшего школьника в совместной деятельности.

 

 

Список литературы

 

 

 

Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Мижерикова. –

URL

: https://knigogid.ru/books/394235-psihologo-pedagogicheskiy-slovar-dlya-uchite ley-i-rukovoditeley-obscheobrazovatelnyh

-uchrezhdeniy (дата обращения: 22

.12.2020).

Столяренко

A.M.

Психология и педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2019. – 574 с.

Сюндюкова Т.В. Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности

/ Т.В. Сюндюкова, Е.Н. Яковлева

// Педагогические традиции и инновационная образовательная среда

залог совершенствования системы образования

: м

атериалы межрегионального интернет

-

педсовета. Под ред

.

И.Х. Тагирова, З.Р. Нургалиной. – Уфа: ИРОР, 2017.

С. 38-40.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). –

URL

: https://www.preobra.ru/attachments/1/5d/ c373e5-439e-4801-8cf8-cec312c310aa/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 12.12.2020).

Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Цукерман Г.А. Избранные статьи. – Москва: Просвещение, 2016. – С. 56-59.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×