Петрова И.Н
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г.Йошкар-Ола.
Воспитание нравственности на уроках английского языка.
На современном этапе, когда в мире происходят глобальные политические и экономические перемены, влекущие за собой изменения отношения к незыблемым нравственным ценностям, всегда существовавшим в мировом сообществе, одной из основных задач современной школы является воспитание нравственной личности. Эта задача как никогда актуальна и для российского образования, поскольку за последние годы в нашей стране наблюдаются падение нравственности среди молодежи наряду с ростом депатриотизации общества в целом.
Во главу угла сейчас ставится получение высококачественного образования в престижных учебных заведениях, при этом все забывают о том, что высокообразованный человек должен быть и высоконравственной личностью. А последнее далеко не всегда вытекает из первого, т.е. между понятиями «образования» и «нравственность» не всегда можно поставить знак равенства. Еще К.Д. Ушинский в статье « О нравственном элементе в воспитании» писал: « Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том , что влияние нравственности составляет главную задачу в воспитании, гораздо более важную, чем развитие ума вообще и наполнение головы познаниями» (1, с. 126)
Процесс нравственного воспитания, безусловно, имеет свою специфику и трудности в организации. Однако, имея необходимые знания педагогики и психологии, воспитатель способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения. Делать это абсолютно необходимо, т к согласно британскому педагогу и философу Джону Локку (1632-1704) «нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно они не врожденные»
Как же воспитать нравственного человека?
Дело в том, что воспитание нравственной личности не есть лишь побуждение человека к бездумному заучиванию моральных норм и схем поведения, это – процесс воспитания в человеке привычки к постоянному осмыслению своих решений и приятию конечного выбора в пользу моральных и этических норм.
Как же это осуществляется нами на уроках английского языка?
Я предлагаю обратиться к материалам УМК Spotlight Английский в фокусе авторы Ваулина Ю. Е., Подоляко Щ. Е., Дули Д., Эванс В. УМК английский для 10-11 кл. автор В. И. Кузовлев., и УМК Enjoy English автор Н. З. Биболетова. Хотя следует отметить, что подобные материалы имеются во всех УМК по английскому языку и, по сути дела, любая из этих тем дает возможность обсуждать с учащимися вопросы, связанные с формированием таких духовных и нравственных качеств как любовь к Родине, добавить еще уважение к различным национальным культурам, толерантности и формировать у них систему моральных ценностей, оценочно-эмоциональное отношение к миру, положительное отношение к различным национальным культурам, что способствует развитию взаимопонимания и толерантности.
Так, например, изучая тему «Пионеры космоса» и «Величайшие умы человечества», учащиеся испытывают чувство гордости за достижения своей страны в области науки, литературы, музыки и искусства. Обилие страноведческого в этих УМК, который вводится по принципу поликультурной вариативности и диалога культур способствует формированию толерантности и уважения к различным странам и культурам, а также формированию патриотических чувств, благодаря материалам о родной стране.
Не менее важным моментом в работе над нравственным воспитанием учащихся является тема «Экология планеты».
Изучая тему «Природные катаклизмы» мы широко привлекаем материалы средств массовой информации, чтобы показать какое огромное количество людей приходит на помощь тем, кто испытывает страдания и боль во время природных катастроф «Комсомольск на Амуре, Курск-наводнение, Эквадор, Япония- извержение вулканов, Пакистан, Индия- аномальная жара, Казахстан, США, Чили- землетрясение», помогая не только деньгами, но лично участвуя в устранении последствий стихийных бедствий, а та же отправляя пострадавшим медикаменты, продукты, одежду, предметы первой необходимости и давая приют тем, кто потерял свой кров. Тем самым мы учим учащихся сопереживанию и умению сделать нравственный выбор между состраданием и равнодушием, эгоизмом и стремлением помочь, что способствует формированию у них высоких нравственных качеств.
То же самое можно сказать об итогах работы над темой «Справедлива ли система социального обеспечения?» (Is the System of Social Welfare Fair?) по УМК Кузлева В. П. В ней рассматриваются вопросы о достаточности пенсионного обеспечения, социальной помощи безработным, больным, престарелым и инвалидам в нашей стране. На уроках, посвященных обсуждению этих вопросов мы довольно часто сталкиваемся с мнением учащихся, что недостаточность социального обеспечения нуждающихся связано с тем, что они мало и плохо работали в свое время. Но, благодаря, таким текстам как «My Grandmother told me about…» (Моя бабушка рассказала мне о …) и проектам на аналогичную тему учащихся узнают многое о реальной жизни своих дедушек и бабушек, о том, как они работали не жалея сил и времени для своего государства, в их отношении к престарелым людям многое меняется. Результатом таких уроков, как правило, бывают проекты на тему «Моя семья и город», «Моя семья- часть истории моей страны». В них, ребята чаще всего рассказывают о старшем поколении- своих бабушках и дедушках, чьи биографии тесно связаны с большими стройками нашей страны, участие в Великой Отечественной Войне, восстановлением страны от разрухи, работай в колхозах и народном хозяйстве. Чтобы сделать такой проект учащихся, возможно впервые, расспрашивают своих близких об их жизни и трудовой биографии. И начиная представлять свой проект классу, учащихся часто используют фразы «I was surprised to know…, as I have recently learnt…/… или my granddad told me (я удивился, когда узнал,… как я недавно узнал, или … мой дедушка рассказал мне)». И они говорят о своих родных с гордостью и любовью. Такие уроки, с нашей точки зрения, коренным образом меняет мировоззрение многих ребят, и их отношение к инвалидам и безработным, к тем, кого называют незащищенными слоями населения.
Подобные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное становление старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе знаний морали и нравственности и на основе жизненного опыта у них вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми они руководствуются в своей дальнейшей жизни. И такие люди, несомненно, будут достойными гражданами своей страны.
Н.И. Пирогов писал, «Все, готовящиеся быть полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми». (с.1, стр.28-29)
Литература:
Джон Локк (1693г.) Мысли о воспитании.
Ушинский Е.К. Статья о нравственном воспитании.
Пирогов Н.И. Педагогические идеалы и жизненные реалии.
Кузовлев В.П. УМК «Английский язык»
Буболетова М.З. УМК «Английский язык»
Ваулина Ю.Е.
Подоляко О.Е.
Дули Д.
Эванс В. УМК «Spotlight» 5-11 класс
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат