Практика применения приемов и методов, направленных на развитие чувства ритма у детей занимающихся в МБУ ДО ДШИ «Традиция».
Кондакова Наталия Владимировна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДШИ «Традиция».
Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки. В статье приведены практические советы развития метроритмических способностей у детей младшего школьного возраста в различных видах детской музыкальной деятельности.
Нередко восприятие ритмической основы вызывает затруднение.Именно поэтому необходимо ставить в работе с детьми следующие цели и задачи:
образовательные: развивать чувство ритма; третировать внутренний слух; способствовать развитию познавательного интереса; передавать ритмические рисунки различные виды движения, а так же «звучащие жесты»; учить выделять сильную долю такта; упражнять в навыках восприятие музыкальной фразировки; тренировать слуховое внимание;
воспитательные: развивать творческое воображение; воспитывать дружеские отношения между детьми; приобщать к исследовательской деятельности.
Восприятие музыкального произведения, начиная с раннего дошкольного возраста, я стараюсь сопровождать движениями, вовлекая в них детей. Для этого использую небольшие песенки - попевки образного содержания. Таким образом, при помощи слова, движения и музыки ребенок учится воспринимать ритм произведения. Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным и обычно включает те или другие двигательные реакции. Это могут быть видимые движения головы, руки, ноги или качание всем телом. Таким образом, эмоционально и осознанно воспринимая музыкальное произведение, у ребенка развивается ощущение ритма, как нечто практического, познанного на личном опыте.
Формирование чувства ритма в певческой деятельности детей
В певческой деятельности детей, работа над ритмом также занимает особое место, так как ни одна песня не может быть исполнена вне ритма. Работа над развитием этого чувства зависит от возраста ребенка и выполняется по принципу « от простого - к сложному»
Поскольку в группах раннего возраста полноценное пение невозможно, я стараюсь добиваться ритмичного подпевания, особенно несложных слов типа: тра-та-та, ля-ля-ля, хлоп-хлоп, чу-чу-чу, а также конца фраз. Важно, чтоб эти слова сопровождались ритмическими движениями: хлопками, притопами, покачиванием. Постепенно ритм песни усваивается ребенком, и он вовремя допевает окончания фраз, повторяющиеся и знакомые слова. Выбираются песни с несложным ритмическим рисунком.В песенном репертуаре младших школьников сохраняется несложный ритмический рисунок мелодии. Но ритмические формулы становятся длиннее.
Например: ку-ка-ре-ку ( ), тра-та-та ( ) и т.д. Песенки также часто сопровождаются выразительными ритмичными движениями, ритмичными подражательными движениями. Очень важно в этом возрасте ритмичное проговаривание слов песни.Постепенно я знакомлю детей с понятием долгих и коротких звуков, используя просьбы « спойте коротко», или « а теперь спойте долгий звук», обращаю внимание детей на то, что иногда ладошки отскакивают во время пения ( когда мы прохлопываем песенку), а иногда приклеиваются друг к дружке. Полезно, разучивая песню с детьми данного возраста, использовать прием «эхо», или картинки с наглядным изображением долгих и коротких звуков. Чаще всего проводится аналогия с большим и маленьким изображением одного и того же предмета ( к примеру: маленькие цветочки - короткие звуки, большие - долгие). Очень хорошо, если по этим цветочкам будет прыгать пчела, или какой-нибудь другой персонаж песни или попевки, или просто герой, желающий помочь детям разучить песню. Так, опираясь на наглядно - образное восприятие детей, сопровождая процесс пения с ритмическими движениями достигаются определенные результаты в развитии чувства ритма.
В младшем школьном возрасте репертуар не сложный. Здесь я знакомлю детей не просто с ритмом, а еще и с метрической пульсацией в музыке как с чередованием сильных и слабых ударов. Еще на этапе восприятия новой песни, я, утрируя в сопровождении сильную и слабые доли, прошу детей подыграть мне песню на «барабане» и они ударяя ладошкой о ладошку ( мнимый барабан ) отстукивают поначалу только сильную долю, а потом другие варианты. Постепенно в некоторых песнях мы используем таким образом игру на музыкальных инструментах, когда, например, ложки озвучивают сильную долю, а рубель слабую. Простукивание ритма, проговаривание текста в ритме - так же частые приемы при разучивании песен с детьми этого возраста. Если разучивается произведение маршевого характера, можно предложить детям промаршировать под песню, или покачиваться, если произведение звучит мягко и равномерно.Таким образом, в ходе работы над развитием чувства ритма детей во всех видах их музыкальной деятельности, у них формируется осознанное целостное восприятие музыки, а, следовательно, развивается их музыкальность в целом, а также эмоциональная отзывчивость, уверенность в себе, стремление к самовыражению и творчеству.
Список используемой литературы:
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю. Б. Алиев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 340 с. .
2. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
3. Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - Москва: Просвещение, 1989. - 207
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат