ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА О РОЛИ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ
В.И. Беляева
Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира. Особенно важным агентом, который влияет на развитие человека, является семья. Исходя из этого была поставлена цель исследования.
В соответствии с задачами мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представления младшего школьника о роли мужчины и женщины в семье.
Для ребенка младшего школьного возраста представление о себе взрослом – это далекое представление. Это почти как за линией горизонта. Поэтому, представление о себе взрослом можно рассматривать, как идеальное. В представлениях своей будущей жизни дети хотят больше гармонизировать функционирование в семье, распределить функции в семье более равнозначно.
Несмотря на то, что в последнее время основные функции семьи видоизменились, семья продолжает оставаться ведущим социальным институтом, влияющим на формирование личности. Именно в семье происходит физическое и эмоциональное развитие ребенка, именно в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, и происходит овладение социальными нормами и образцами поведения.
Основное предназначение мужчины – это работать, зарабатывать и обеспечивать семью, что соответствует стереотипу представления об успешности мужчины. Большую часть времени мужчина занят работой. Таким образом, содержание жизни достаточно однообразно, мужчина много должен, и мало радости в жизни для себя лично. Сложившееся представление может вызывать у мальчиков эмоциональное напряжение, повышенную тревожность, страх не справиться со своим предназначением.
Жизненные перспективы у девочек включают в себя окончание школы, получение образования, создание семьи и рождение детей. Полученное представление о содержательной стороне жизни у женщины, по мнению детей, более эмоционально насыщено и разнообразно.
Мужское начало в мальчике и женское в девочке воспитывается с раннего детства. Если этого не происходит, то при формировании их личности возможны деформации, что может болезненно сказываться на всей последующей взрослой жизни: мужчина не ведет себя как мужчина, а женщина не ведет себя как женщина.
Половая идентификация – один из важнейших аспектов формирования личности. Человек должен осознать и принять свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую или женскую роль. Сам по себе биологический пол, физиология человека не превращают индивида в мужчину или женщину и не гарантируют адекватного поведения. Половая идентификация у мальчиков происходит через исследование и освоение широкого социального пространства, тогда как у девочек – через понимание, сохранение и поддержания мира вокруг себя. Для освоения и принятия ролей необходимы примеры, в качестве носителя поведенческих моделей.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представления младшего школьника о роли мужчины и женщины в семье, мы убедились в интересе учѐных к данной проблеме. Можно допустить, что адекватность представлений ребенка о родителях зависит скорее не от возраста и пола ребенка, а от особенностей общения родителей с ребенком. Если общение многогранно, т.е. в равной степени включает в себя эмоциональный, информационный и поведенческий аспекты, то у ребенка появляется опыт восприятия своих родителей в различных обстоятельствах. Это, в свою очередь, формирует многогранное представление о родителях, которые предстают перед младшим школьником одновременно разными сторонами. Поэтому он начинает воспринимать их более детально, эмоционально насыщенно и дифференцированно, роли мамы и папы наполняются конкретным содержанием.
Результаты исследования, проведенного Скворняковой Д, показали, что учащиеся младшего школьного возраста имеют представления о родительских ролях, но эти представления самые общие, формирование их происходит стихийно. За образец семейных отношений детьми берутся отношения их собственных родителей между собой и выполнение ими домашних обязанностей. Степень сформированности представлений о родительских ролях у детей находится в прямой зависимости от уклада семьи.
В ходе анализа теоретических аспектов проблемы формирования у младших школьников представлений о роли мужчины и женщины в семье, нами сформулированы задачи, стоящие перед педагогами и родителями, способы решения этих задач. Также мы разработали проект «Моя счастливая семья», где учащимся предлагаются истории о показательной семье, где конкретно расписано, как должны себя вести мужчина и женщина в семье, их обязанности и поведение.
Далее (при проведении следующего этапа исследования) мы попытаемся провести проект «Моя счастливая семья» во внеурочной деятельности и дать рекомендации родителям по формированию у учащихся представления о роли мужчины и женщины в семье.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат