ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Критическое мышление — способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию, собственные убеждения. [2]
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов — осмысление — размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном.
На стадии осмысления (или реализации смысла) ученик вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что ученики закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. [3, 157]
Важно отметить, что технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» может быть использована и на уроках информатики, где очень важным является умение осмысленно и вдумчиво читать условие сложных задач, уметь извлекать из них всю, необходимую для решения, информацию. Критическое мышление играет важную при разработке и тестировании алгоритмов.
Приемы формирования критического мышления
Построение таблиц сравнительных характеристик
Данный прием учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.
Например, сравнительная характеристика принтеров, позволит выделить особенности, преимущества и недостатки каждого типа печати.
Принцип формирования изображения
Скорость печати
Стоимость
Матричный принтер
Игольчатая головка
Низкая
Низкая
Струйный принтер
Жидкая краска
Средняя
Средняя
Лазерный принтер
Сухой порошок
Высокая
Высокая
Еще один пример таблицы при изучении темы «Компьютерная графика» для сравнения особенностей растровой и векторной графики:
Растровая графика
Линии сравнения
Векторная графика
Пиксель
Элементарный объект
Линия
Оцифровка готовых изображений, фото и видео.
Назначение
Рисованная графика
До 16777216 цветов
Количество цветов
До 16777216 цветов
С потерей качества
Масштабируемость
Без потери качества
Большой
Объем
Маленький
Данные сравнительные таблицы помогают ученикам увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить учеников заполнять ее карандашом, так как после работы над темой у учеников могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Данная работа позволяет развивать у учеников следующие умения:
выделять ключевые слова;
систематизировать необходимую информацию;
анализировать, с
равнивать и обобщать информацию.
Прием «Составление кластера»
Кластер – то способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». [1]
Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.
Пример построения кластера на уроке информатики в 5 классе при изучении темы «Информация»:
Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Этот прием может быть началом урока или целой темы. Ученики, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Затем ученикам необходимо установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приведем пример викторины, проведенной в 7 классе при изучении темы «Устройство компьютера» на этапе «вызова».
Учитель просит ответить учеников на 10 вопросов:
Верите ли вы,
что к материнской плате одного компьютера можно подсоединить жесткий магнитный диск другого компьютера и сделать так, чтобы на первом компьютере было как бы два жестких магнитных диска?
(
ПРАВДА
)
Верите ли вы,
что в Великобритании есть города Винчестер, Адаптер и Дигитайзер?
(
ЛОЖЬ
)
Верите ли вы,
что были первые модели персональных компьютеров, у которых отсутствовал жесткий магнитный диск?
(
ПРАВДА
)
Верите ли вы,
что операционная система
Windows
допускает, чтобы в одной папке находились файлы с именами список.doc и Список.doc?
(
ЛОЖЬ
)
Верите ли вы,
что основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс не получил высшего образования?
(
ПРАВДА
)
Верите ли вы,
что на логарифмической линейке, на которой умели считать ваши бабушки и дедушки, точность вычислений составляла 3 знака после запятой?
(
ПРАВДА
)
Верите ли вы,
что после дефрагментации диска объем свободного места на диске станет больше?
(
ЛОЖЬ
)
Верите ли вы,
что операционная система
Windows
допускает, чтобы на одном диске находились два файла с абсолютно одинаковыми именами?
(
ПРАВДА
)
Верите ли вы,
что Пингвина, который стал символом OS
Linux
, зовут
Tux
.
(
ПРАВДА
)
Верите ли вы,
что
Тамагочи
– это первая операционная система, придуманная японцами.
(
ЛОЖЬ
)
После проверки учитель предлагает назвать учащимся тему информатики к которой относятся все эти вопросы.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни учеников необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Например, при изучении темы «Устройство компьютера» можно составить следующую таблицу:
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто изобрел компьютер?
Что можно делать с помощью ПК?
Где находится «мозг» ПК?
Когда появилась первая компьютерная «мышь»?
Зачем нужен монитор?
Какой объем имеет современный жесткий диск компьютера?
Дайте объяснение, почему лазерные принтеры работают быстрее, чем струйные?
В чем разница между внутренней и внешней памятью компьютера?
Предположите, что будет, если в основе компьютера будет работать троичная система счисления?
Как сделать, чтобы компьютер работал быстрее?
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учеников, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Прием «Кубик»
Данный прием используется на этапе осмысления.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики).
Сравни это...
(На что это похоже?
Чем отличается?).
Проассоциируй это... (Что это напоминает?).
Проанализируй это...
(Как это сделано?
Из чего состоит?).
Примени это...
(Что с этим можно делать?
Как это применяется?).
Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это).
Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Ученики могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.
Прием «Кубик» позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.
Список литературы
Галактионова Т.
Технология развития критического мышления. Методы работы с те
кстовыми источниками информации
[Электронный ресурс]
. –
Режим доступа:
http://www.schoolnano.ru/node/8964
(дата обращения 09.01.2021).
Критическое мышление
[Электронный ресурс] — Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Критическое_мышление
(дата обращения 09.01.2021).
Селевко
Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т.
/
Селевко
Г.К.
– М.: Народное образование, 2005.
– 556 с. – 1 т.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат