Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
детский сад № 1 «Светлячок»
Доклад из опыта работы
«Формирование экономического воспитания старших дошкольников.»
Выполнила: воспитатель
Валебная Наталия Васильевна
г. Семёнов
2020 г
«Нажить много денег — храбрость,
сохранить их — мудрость,
а умело расходовать их — искусство»
Бертольд Авербах
В 2019 году, пройдя курсы повышения квалификации по теме: «Основы финансовой грамотности для дошкольников в ДОО», заинтересовалась данным направлением в работе, оно показалась мне очень интересным и актуальным. На базе нашего детского сада работает инновационная площадка по данной теме. И подойдя, со своими воспитанниками к старшему дошкольному возрасту, решила принять участие в разработке методических материалов по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников, данное направление было выбрано мной в качестве темы по самообразованию.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок становится личностью, у него формируется ответственность, уважение и понимание других людей, а также способность сделать свой выбор. В таком возрасте ребенок уже может познакомиться с понятиями, «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать», «обменять».
Для того чтобы детям освоить новые понятия, им потребуется умения правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:
создать условия для формировани
я финансовой грамотности старших дошкольников
;
познакомить детей с явлениями социальной действительности
(понимание и оценка окружающего предметного
, социального, финансового
мира)
;
расширение знаний
детей
и осознание на доступном уровне взаимосвязи
понятий:
«труд - товар - деньги»
и
«стоимость товара в зависимости от качества»
;
сформировать правильное отношение к де
ньгам как предмету, необходимому
для жизни.
воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного пове
дения в социальной сфере
(вести себя правильно в различных жизненных ситуациях)
;
развить навыки осмысленного поведения;
Нами была разработана серия различных мероприятий с воспитанниками, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем, это беседы, игры, КВН, квесты.
И конечно большая работа была проведена по организации развивающей предметно пространственной среды группы. Совместно с родителями воспитанников, был оформлен центр юного финансиста, где собрано множество дидактических пособий, настольно-печатных игр и методических материалов. Нами сформирована медиатека познавательных фильмов, презентаций, мультипликационных фильмов по теме экономики и финансов.
Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал: 25% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 10% считают, что эта тема детям не интересна, 15% ещё не думали об этом. Остальные 50% родителей согласны с внедрением в образовательный процесс финансового воспитания.
Далее с родителями воспитанников была проведена большая работа, по ознакомлению с этапами введения финансового воспитания в наш образовательный процесс, знакомство с темами необходимыми для рассмотрения с детьми, что позволило повысить заинтересованность родителей в реализации данной темы. Были проведены с родителями беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», мастер-класс: «Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников», консультации: «Правила карманных денег», «Дети должны знать цену деньгам», оформлен информационный уголок, проведено родительское собрание «Уроки финансовой грамотности в семье». Большинство родителей с энтузиазмом включились в работу, и принимают активное участие в организации нашей деятельности.
Работа с детьми организуется в рамках совместной образовательной деятельности, проходит в игровой форме, многие темы обсуждаются в процессе организации сюжетно-ролевой игры и являются неотъемлемой её частью.
Знакомство детей с миром финансов, мы начали с беседы о потребностях человека: «Что такое потребность», «Как жили первобытные люди, и каковы их потребности», «Потребности современного человека».
Обсудили с детьми вопросы, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснили, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и, откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Познакомились с профессиями связанными с миром экономических и финансовых связей.
Далее познакомились с экономическим понятием «потребность». Расширили представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсудили с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей.
Например: потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.
В разделе «Труд» дала детям представление о видах труда, связанным с миром финансов (экономист, финансист, банковский служащий, кассир и т. д.); научились выделять последовательность трудовых действий; тем самым, воспитывая уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.
В разделе «Товар» формируются системные знания о предмете, выделяем новую сторону предмета - товар, как результат труда. Показываем детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомимся с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Тут неотъемлемой частью работы становятся экскурсии, в супермаркеты, на предприятия, где изготавливается товар. Мы с ребятами совершили, виртуальные экскурсии на хлебозавод, молокозавод, фабрику хохломская роспись, в отделение банка. Тем самым воспитываем бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.
В разделе «Деньги» мы уточняли и формировали представление детей о деньгах, воспитывали правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли - продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами - путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.
В разделе «Семейный бюджет», мы с ребятами познакомились с тем, что такое бюджет в целом, и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).
С помощью видеофильмов и игровых ситуаций получили представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, отметили, как много их в повседневной жизни. Многие ребята сделали вывод, что некоторые расходы можно уменьшить, или вообще обойтись без чего либо. И придя в магазин в следующий раз, малыш уже задумается, так ли нужна ему очередная машинка. Это позволит воспитать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждение жадности.
Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, и как следствие, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки ведения домашнего хозяйства, экономики семейного бюджета. Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.
Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.
На самом деле многие не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансово-экономической грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к условиям жизни в обществе.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат